«Кулинарные традиции белорусов могут стать одной из главных «фишек» отдыха в усадьбах»

Тадеуш Новогродский
заведующий кафедрой этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ
8 2340 6 мая 2011

Сельский туризм – такое направление туристического бизнеса, которое практически неподвластно сезонности. И зимой, и весной, и осенью хозяева агроусадеб готовы создать уют и организовать досуг туристов так, чтобы им было нескучно. И все-таки лето остается главным туристическим сезоном как для организованного, так и для сельского туризма. По моему мнению, хозяева усадеб перед наплывом туристов должны подготовить не только свои домики, но и подумать, как вкусно, полезно, а главное, согласно исконно белорусским традициям накормить гостей. Ведь кухня – это такой этноопределяющий компонент, по которому можно увидеть не только национальную самобытность, но и характер представителей той или иной нации. Для подтверждения  приведу несколько высказываний. Французы говорят: «Характер любой нации можно определить в постели, в политике и в застолье» и «Человечество начинается с кухни». По белорусской кухне также можно проследить историю нации, определить привычки и традиции белорусов. К примеру, почему говорят «медовый месяц»? Потому что на Беларуси молодых на свадьбе и после свадьбы поили исключительно медовухой, крепость которой не превышала 6 градусов: заботились о здоровом потомстве. На усадьбах вполне можно использовать все элементы и составные части кулинарного процесса: продукты, технологии приготовления, способы подачи, предметы домашней утвари…При этом хозяева усадеб не должны забывать о характерных особенностях белорусских традиций гостеприимства, традиций «людскости»: «прымусе» и «прынуке». Иначе образованные гости могут сказать, как говаривали в старину: «Всего за столом хватало, и поесть, и выпить, только прымусу не было». Жаль, что на многих усадьбах забывают о кулинарных традициях именно данной местности и готовят нечто «белорусско-среднее»: драники, мачанку,  картофляники и пр. Но ведь каждый регион славится собственными кулинарными достижениями! Когда мы со студентами собирали рецепты жителей Мотоля и Тышковичей, то убедились в этом. С самого начала проведения республиканского смотра на лучшую агроусадьбу я входил в жюри этого конкурса. И сегодня вынужден выразить сожаление, что из условий соревнования на лучшую агроусадьбу исчезла номинация, связанная с традициями национальной кухни.

Комментарии пользователей (8)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    6 мая 2011 в 16:15
0
0
Да...Покушать туристы любят. И часто просят хозяев -- приготовьте что-то такое национальное. А многие и не знают, что сделать. Часто картошки с котлетами дадут - ешьте!
Гость    7 мая 2011 в 0:41
0
0
У нас же многие, к сожалению, считают что наша национальная культура это хор беззубых бабок наспех собранный с окружающих деревень. Тот кто полагает что иностранец приехавший посмотреть нашу Беларусь это изнеженный, чудаковатый, по детски наивный турист который готов направо и на лево разбрасывать Евро тот глубоко ошибается (это скорее всего в нас сказывается наследие воспитания на советском кинематографе). Это мы по сравнению с ними дилетанты и новички.
Павел Гештовт    7 мая 2011 в 11:25
0
0
Гость писал:
У нас же многие, к сожалению, считают что наша национальная культура это хор беззубых бабок наспех собранный с окружающих деревень. Тот кто полагает что иностранец приехавший посмотреть нашу Беларусь это изнеженный, чудаковатый, по детски наивный турист который готов направо и на лево разбрасывать Евро тот глубоко ошибается (это скорее всего в нас сказывается наследие воспитания на советском кинематографе). Это мы по сравнению с ними дилетанты и новички.

Что-то я не могу понять, зачем Вы уважаемый Гость в комментариях приводите часть из моего высказывания под статьей Шестака «Охотники и иностранные охотники»? К чему Вы это? 
Надежда Суслова    7 мая 2011 в 11:42
0
0
Не знаю, кто у кого и что переписал, но меня покоробило выражение "хор беззубых бабок". Откуда такое высокомерное и пренебрежительное отношение к, возможно, последним носителям аутентичной национальной культуры? Если бы не, как Вы изволили выразиться, "бабки", мы бы ничего не знали о старинных преданиях, песнях, обрядах, что и составляет духовное наследие нации. Так могут рассуждать только "Иваны, не помнящие родства". И многие иностранцы, кстати, готовы это слушать и за это платить, а не только за убийство животных.
Надежда Суслова    7 мая 2011 в 12:29
0
0
Не нужно передергивать, уважаемый Павел! Никто не говорит, что фольклор может стать основой тура. Но в качестве дополнения с удовольствием воспринимается иностранцами, да и жителями страны, которые в большинстве совершенно не знают ни обычаев, ни традиций. И никто не позиционирует въездной туризм так примитивно, как вы пытаетесь показать. Я в туризме -- 35 лет, и знаю его и вдоль, и поперек, изнутри и снаружи. Поверьте, меня не нужно учить, как ДОЛЖНО быть. Просто идеальное состояние въездного туризма зависит от огромного количества факторов, в том числе и от социально-политической обстановки, имиджа страны. А он таков сегодня, что приходится менять приоритеты. Внутренний туризм с местными "фишками", возможно, панацеей не является, но может служить некоей альтернативой. Чтобы поучаствовать в обрядах, подобных "Женитьбе Терешки", иностранцы ПЛАТЯТ. Кроме того, сама была свидетелем трогательной сцены, когда иностранные туристы и эксперты плакали, пообщавшись с , как вы изволили выразиться, "беззубыми старухами".
Павел Гештовт    7 мая 2011 в 12:29
0
0
1. Я что высказался против старинных преданий, песен, обрядов? Такого не было. Не надо вводить всех в заблуждение.
2. Что только они по вашему составляют духовное наследие нации? Что мы зныем о духовном наследии нашей стрыны кроме народных хоров и кружков на советский лад. Народная сельская самодеятельность лишь небольшая часть нашей культуры. Безусловно ее необходимо сохранять и беречь, но не зацыкливаться на ней (что в общем последние десятилетия и делаем). У нас есть виликолепные народные ансамбли во время выступления которых появляется чувтво гордости, но есть и другие о которых и говорить не хочеться.
3. И сколько иностранцы готовы слушать и платить. Да, они будут улыбаться и отблагодорят выступающих. Только вот сами больше не приедут и друзьям советывать не будут. Пора перестать мыслить старыми стереотипами - что нам достатьчно только загрузить их в автобус, повозить по нашей синеокой и они сразу оболдеют. Останеться только деньги собрать. Пока мы так будем думать ни о каком развитии вьездного туризма и речи быть не может. Народная самодеятельность может быть только как дополнением или составной частью всего тура, не более. 
Да еще, народная самодеятельность бывает разной. Очень часто для галочки, чтобы отдел культуры в каком-нибудь районе мог отчитаться за год своей работы, а есть и другая когда дух захватывает. Сами ответьте чего у нас больше.
Павел Гештовт    7 мая 2011 в 12:50
0
0
Вот сейчас мне более понятно Ваше мнение. И когда ко мне приезжали иностранные охотники они тоже любили поездить по окрестным деревням - пофотографировать нашу глубинку, даже сфотографироваться с бабками "висящими" на заборе, пообщаться (насколько это возможно), сфотографироваться со старым дедом на скамейке. И фотографии эти потом пресылали из-за рубежа чтобы передать местным.  Но это только дополнение к основной программы и специально для этого мало кто поедет, согласитесь.
К томуже я говорю о том, что не надо зацикливаться только на этом. Почитайте мой комментарий к статье Шестака. Поймете о чем я.
Надежда Суслова    7 мая 2011 в 12:53
0
0
Да, Павел, теперь я тоже с Вами согласна. Видите, в споре должна рождаться истина. Если она вообще существует, разумеется.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.