Лесная скульптура – увлекательное творчество

0 2049 24 Май 2011

«Мир будет счастлив, если каждый человек будет художником (О.Роден).

Каждый человек рождается художником и творцом. Вспомните, как при виде яркой игрушки личико младенца выражало радость и волнение, а непослушные ручки пытались схватить ее. А позже, когда мама вела его мимо цветочной клумбы, он тянулся к ней, а потом все оглядывался, не понимая, почему мама не остановилась там, где так красиво. Вспомните, как любознательны и эмоциональны дети, и как они деятельны! Все их игры – это созидание, творческий поиск, искрящаяся фантазия. Дети охотно берутся за любое дело и верят, что оно им по плечу. Став взрослыми, мы часто в суете, спешке повседневной жизни теряем прекрасный дар видеть красоту, радоваться ей, создавать ее своими руками. А ведь этот дар делает нашу жизнь более яркой, интересной, творческой. И этот дар может возродиться.

«Остановись в изумлении перед красотой и в твоем сердце расцветет красота» (Сухомлинский).

А что может быть прекраснее природы? Где, в каком музее вы увидите такую совершенную красоту – живые пейзажи, озвученные шелестом листьев, пением птиц, журчанием ручейка, то освещенные ярким солнцем, то подернутые легкой дымкой тумана. В любое время дня, ночи, в любое время года природа прекрасна. Человеку очень нужны для его духовного развития и физического здоровья и голубые глаза незабудок, и величественное зарево восхода и заката, и лунные дорожки на глади озера.

  • Чтобы  стимулировать более активное общение с природой, а значит, и с красотой, мне хочется познакомить вас с увлекательным творчеством – лесной скульптурой (корнепластикой).

Это творчество доступно каждому, так как  в роли наставницы и соавтора, выступает сама великая художница природа. Она щедро дарит нам материалы: корни, сучья, наросты, которые вызывают яркие ассоциации и одновременно подсказывают образы. Случается, что эти материалы лают практически готовую скульптуру. Похожесть деталей позволяет конструировать то, что видится автору. Правда, непосвященному найти материалы для лесной скульптуры не так просто.

Много возможностей таят в себе коряги-осмолы. Они часто встречаются в сгнивших пнях хвойных деревьев. Непросмоленные части корня превращаются в труху, а просмоленные остаются твердыми, прочными и очень декоративными. Они многообразны не только по форме, но и по фактуре, которая образуется при чередовании более и менее просмоленных слоев. Разные оттенки древесины словно переливаются, образуют замысловатые выпуклости и углубления. Осмолы лучше искать в лесу, где земля влажная, рыхлая и потому небольшой пень легко вытащить из земли, слегка его раскачав.

Если пень большой, то просмоленные коряжки можно извлекать из трухи частями. Их надо тщательно очистить ножом от трухи и от земли. Находку необходимо рассмотреть во всех ракурсах и, возможно, увидеть готовый образ – динозавра, птицы или зверя. Их декоративных коряжек можно сконструировать любые поделки: рамки, канделябры и пр. Тонировать осмолы лучше обжигом на костре. От этого рисунок становится контрастнее.

Затем можно почистить изделие наждачной бумагой или мелким песком.

Не менее интересны и торфяные корни. Их можно найти на болотах, а лучше на торфоразработках. Они красивого коричневого цвета (если лежат на солнце, то серые), прочные, без мелких корешков, гладкие, будто полированные, очень пластичные. Чего только не увидишь на торфяном поле: вот «змея» подняла голову, вот «лебедь» изящно выгнул шею…Найдется здесь материал и для изготовления декоративно-прикладных изделий.

Присмотритесь к деревьям, поваленным ветром. Очень динамичны ветви сосны и плодовых деревьев, корни ели. Там можно найти готовые фигурки людей и животных. На поваленных деревьях зачастую можно найти нарост (кап) или готовые оригинальные рамки (дерево, залечивая рану, образует вокруг ее рамку – наплыв). Удачная находка – пень, ствол или сук с дуплом – получится отличная напольная ваза. Дома, обрабатывая находку, удаляя все лишнее, помните, что вмешательство должно быть минимальным, так как очень важно не нарушить естественную пластику. Создавая образ или композицию из нескольких частей, при склеивании необходимо хорошо подгонять детали друг к другу. Для прочности соединения лучше использовать штырьки. Тонировать при необходимости можно морилкой, причем придавать различные оттенки.

  • Лесные скульптурки и декоративно-прикладные изделия не рекомендуется покрывать лаком. Лучше использовать мастику или бесцветный крем для обуви, а затем протереть суконкой. Получится мягкий, естественный блеск.

Сейчас, как никогда, природе нужны настоящие друзья, умные рачительные хозяева, приумножающие и оберегающие ее богатства. Стать таким другом может человек добрый, с душою творца и поэта, истинный ценитель красоты.

Екатерина НОВИКОВА, фото автора

  • Вот такие шедевры можно сделать из дерева:

Фото автора

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.