Эффективные преграды для остановки низовых пожаров. О дорогах и дамбах на «Ольманских болотах»

Владимир Усеня
заместитель директора по научной работе Института леса НАН Беларуси, член-корреспондент НАН Беларуси, д.с.-х.н., профессор
5 10188 17 мая 2019
Внимательно ознакомился с содержанием статьи «В заказнике «Ольманские болота» выгорело около 10 тысяч га. Дороги и рубеж не помогли справиться с пожаром!», посвященной актуальной проблеме профилактики и борьбе с пожарами, которые наблюдаются на протяжении последних лет в уникальном природном комплексе нашей страны – заказнике «Ольманские болота». Учитывая то, что занимаюсь вопросами охраны лесов от пожаров более 25 лет, решил прокомментировать изложенные в публикации материалы.

Необходимо отметить, что противопожарное обустройство лесного фонда Беларуси регламентируется действующим техническим кодексом «Правила противопожарного обустройства лесов Республики Беларусь». Важнейшими задачами мероприятий по противопожарному обустройству лесов являются профилактика лесных пожаров и создание условий для их оперативного обнаружения, локализации и ликвидации. К специфике пожарной профилактики в лесах в первую очередь относится создание противопожарных барьеров (естественные и искусственные преграды) в виде заслонов и разрывов, ограничивающих распространение пожаров, а также устройство сети лесных дорог (в том числе и противопожарного назначения), которая должна обеспечивать транспортную доступность лесных участков и своевременную доставку сил и средств пожаротушения к очагам пожаров в установленное нормативное время.

Необходимо обратить внимание, что на территории заказника, с учетом его статуса, проводится только минимальный перечень мероприятий по его противопожарному обустройству для обеспечения своевременной доставки сил и средств пожаротушения к очагам пожаров.

В прошлом году прошли бурные дебаты общественности, ученых, экологических служб, местной исполнительной власти, государственной лесной охраны и других ведомств о целесообразности строительства лесохозяйственных дорог на территории заказника. Высказывались различные точки зрения, вплоть до утверждения, что «Ольманские болота» засыпают строительным песком и гравием. Это, конечно, не соответствует действительности.

Несомненно, для сохранения уникального природного комплекса заказника от пожаров, которых практически невозможно избежать в природном комплексе, необходимо проводить противопожарное обустройство его территории и создавать сети лесных дорог противопожарного назначения для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к очагам пожаров и их ликвидации.

Дороги и дамбы шириной от 5 до 20 метров являются также эффективной преградой для остановки низовых пожаров. В то же время они не могут стать эффективной преградой для трансграничных верховых пожаров со скоростью распространения более 60 м/мин, которые отмечены в апреле на территории заказника. Сложности тушения пожаров и их масштабы также обусловливает труднодоступность отдельных участков лесных массивов на территории Полесского лесхоза.

В связи с этим утверждение автора публикации об отсутствии оперативности доставки участников пожаротушения к очагам горения и их ликвидации: «...тем не менее даже при этом ни дорога (шириной около 5–7 м), ни рубеж (шириной до 20 м) не стали сколь-нибудь серьезным препятствием на пути пламени...» и «...не успели по рубежу вовремя добраться до места и потушить пожар ни сотрудники лесхоза, ни МЧС. Сила ветра составляла от 4 до 6 м/с...» является необоснованным.

При отсутствии лесохозяйственных дорог для доставки сил и средств пожаротушения на территории заказника лесные пожары могут достичь катастрофических масштабов.

Не могу согласиться с мнением автора, что «...сам по себе пожар на болоте не является катастрофой для экосистемы». Пожары, особенно в значительных масштабах, оказывают глубокое и всестороннее влияние на лесные и болотные экосистемы, в результате которых происходит трансформация природных ландшафтов, нарушаются биохимические циклы и формируются новые сообщества растений и животных.

Практика проведения лесовосстановительных мероприятий на протяжении последних лет в Полесском лесхозе свидетельствует о создании пожароустойчивых смешанных лесных культур, а не монокультуры хвойных пород (10С), как отмечается в данной публикации, а «песчаные дюны» с произрастающими на них пожароопасными сосняками лишайниковыми – горят!

В заключение необходимо отметить, что многолетняя горимость лесов (величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей лесной площади) в нашей стране значительно ниже, чем в схожих по природно-климатическим и лесорастительным условиям лесных странах Европы (Украина, Германия, Польша, Италия, Португалия, Греция, Испания и другие), что свидетельствует об эффективности противопожарного обустройства лесного фонда, оперативности обнаружения и ликвидации лесных пожаров на территории Беларуси.

Изложенные в публикации материалы тенденциозно негативно отображают проводимые мероприятия по противопожарному обустройству территории заказника (строительство лесохозяйственных дорог и дамб) и оперативность ликвидации лесных пожаров работниками государственной лесной охраны Минлесхоза и сотрудниками МЧС, что создает у читателей, не являющихся экспертами в области охраны лесов от пожаров, не соответствующее действительности ошибочное мнение о целесообразности и эффективности противопожарного обустройства территории заказника и оперативности ликвидации пожаров.

Автор фото: Андрей АБРАМЧУК
Комментарии пользователей (5)
Оставьте ваш комментарий первым
Андрей Абрамчук    17 мая 2019 в 12:57
0
0
Владимир Усеня: «…Важнейшими задачами мероприятий попротивопожарному обустройству лесов являются профилактика лесных пожаров и создание условий для их оперативного обнаружения, локализации и ликвидации…»  
Тем не менее я глубоко убежден, что заинтересованные стороны должны/обязаны думать хотя бы чуть-чуть шире и глубже,над способами профилактики лесных пожаров, а не исключительно над «задачами мероприятий по противопожарному обустройству лесов»! Для начала, необходимо открыто и честно проанализировать причины крупных пожаров, а уж затем подумать над разумным, т.е. эффективным,экологически и экономически выгодным решением! Прежде, чем насыпать очередную дорогу (дорого, неэффективно, с нарушением законодательства на территории со статусом заказника, Рамсарского угодья, ТВП...), давайте рассмотрим такие факторы пожаров, как гидрология, монокультуры сосны, человеческий фактор (доступность природоохранной территории), а также реальную способность/возможность землепользователей грамотно и своевременно реагировать на информацию о возгорании) и др.! Повторюсь, фактическая ситуация свидетельствует о том, что по шаблону созданные условия профилактики лесных пожаров (уже построенные дороги и рубеж с дорогой, наличие камер слежения, регулярное передвижение пограничных нарядов и тд.) не позволили оперативно локализовать и ликвидировать пожары!!! ПОЧЕМУ? А ведь все возгорания произошли в непосредственной близости от «противопожарного обустройства»!Для справки: 60 м/мин - это 3,6 км/час. Для сравнения,скорость вальяжно гуляющего человека (так называемая «прогулочная» скорость)составляет около 4 км/час. Быстрая ходьба это 7 км/час. Если дороги и дамбы способны остановить пожар лишь при силе ветра менее скорости гуляющего ребенка – дороги должны быть единогласно признаны неэффективным способом профилактики и перестать рассматриваться как первоочередное мероприятие пожарной безопасности! К тому же с Украины 22.04 шел низовой пожар. А там, где пожар перешел рубеж с дорогой 03-05.04.2019, там открытое болото.
Владимир Усеня: "...Сложности тушения пожаров иих масштабы также обуславливает труднодоступность отдельных участков лесных массивов на территории Полесского лесхоза. В связи с этим, утверждение автора публикации об отсутствии оперативности доставки участников пожаротушения к очагам горения и их ликвидации: «тем не менее даже при этом ни дорога (шириной около 5-7 м), ни рубеж (шириной до 20 м) не стали сколь-нибудь серьезным препятствием на пути пламени» и «не успели по рубежу вовремя добраться до места и потушить пожар ни сотрудники лесхоза, ни МЧС. Сила ветра составляла от 4 до 6м/с» является необоснованным. При отсутствии лесохозяйственных дорог для доставки сил и средств пожаротушения на территории заказника лесные пожары могут достичь катастрофических масштабов..."
Владимир, еще раз: возгорание произошло ОКОЛО рубежа (напомню, по нему идет хорошая дорога да еще с пропаханной КСП!) Это значит, что дорога «для доставки сил и средств пожаротушения» была! ПОЧЕМУ пожар не был остановлен? Очевидно ведь, что дело не в наличии или отсутствии дорог.".
Владимир Усеня:  "...Не могу согласиться с мнением автора, что «сам по себе пожар на болоте не является катастрофой для экосистемы». Пожары, особенно в значительных масштабах, оказывают глубокое и всестороннее влияние на лесные и болотные экосистемы, в результате которых происходит трансформация природных ландшафтов,нарушаются биохимические циклы и формируются новые сообщества растений и животных..."
Безусловно, Вы не обязаны согласиться со мной. Но тут я приведу цитату из резолюции 18-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной группы по сохранению болот (IMCG) в Утрехте, Нидерланды, крупнейшей в мире группы, объединяющей наиболее авторитетных специалистов в области болот:«…пожары обычно не представляют серьезной угрозы для не дренированных торфяных болот…». Кроме того, Беларусская Академия Наук вот уже несколько лет подряд применяет пожар на болоте как природоохранное мероприятие. В нацпарках Европы организуются природоохранные пожары в лесах для поддержания видов, предпочитающихпожарища... Конечно, пожар оказывает влияние, но катастрофическим оно может быть только а) для хозяйственной деятельности человека (а территория заказника Ольманские болота имеет природоохранный приоритет, а не хозяйственный!) и б) в случае серьезной трансформации экосистемы человеком (глубокое осушение,монокультура и т.д). 
И в заключении - считаю, абсолютно не корректным сравнивать леса Беларуси с лесами Италии, Португалии, Греции и Испании! Природно-климатические и лесорастительные условиям там кардинально отличаются от РБ! Тем более, если мы говорим о ЛЕСО-БОЛОТНОМ комплексе на Полесье! 
Я надеюсь, что читатель в состоянии сформировать СВОЕ мнение на основании изложенного фактического материала, а также личного опыта.
Андрей Абрамчук    17 мая 2019 в 13:00
0
0
Да, кстати, это мое фото, а не wildlife.by!
Валентина Леснова    17 мая 2019 в 13:09
0
0
Там активная ссылка на Ваш материал (просто сократилась). Всё, подкорректировала.
Комментарий был изменен 17 мая 2019 в 13:13
Андрей Абрамчук    14 июля 2019 в 0:08
0
0
Случайно или нет, но все активные ссылки на альтернативное мнение по исчезали!  Попробую исправить эту ситуацию. Альтернативное мнение о эффективности дорог при тушении пожаров, и о последнем пожаре на Ольманах читайте здесь: https://www.wildlife.by/ecology/articles/v-zakaznike-olmany-vygorelo-okolo-10-tys-ga-dorogi-i-rubezh-ne-pomogli-spravitsya-s-pozharom-/
Валентина Леснова    15 июля 2019 в 10:57
0
0
Спасибо, Андрей, что обратили внимание. Перепроверила. Готово! Исправила.
Комментарий был изменен 15 июля 2019 в 11:06
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.