Дикие животные на дороге!

Андрей Шимчук
биолог-охотовед, сотрудник НПЦ «Красный бор»
24 3685 27 мар 2010

Можно было бы не обращать внимания на эту проблему, если бы не было:

1. увеличения числа автотранспорта (уже в районных центрах возникают автомобильные пробки!)   

2. увеличения численности таких видов, как лось и кабан (они же и попадают под колеса транспорта чаще всего).

Я не буду рассматривать эту проблему с юридической стороны. Мне хочется описать ее и помочь водителям избежать столкновения с дикими животными.

Приведу немного статистики: за 2006–2007 годы на территории Круглянского района Могилевской области произошло пять столкновений легковых автомобилей с дикими кабанами. В одном случае за рулем был неопытный водитель, и произошло опрокидывание автомобиля. Грустно смотреть на такую картину: испорченный автомобиль (мы, как представители арендатора  угодий,  выезжаем  на каждый случай), травмированные дикие животные.

В соседнем Белыничском районе на трассе Минск – Могилев (со слов охотоведа С. Пульмановского) в прошлом году было восемь столкновений автотранспорта с лосями. В этом году уже три случая.

В Толочинском районе Витебской области (со слов директора охотничьего  хозяйства Р. Посредникова) в прошлом году три случая, а в 2007-м уже четыре.

В Оршанском районе той же области за последнее время погибло при столкновении с автотранспортом 6 лосей, в Дубровенском – 3. Все эти случаи происходили на автостраде Брест – Минск (граница с Российской Федерацией), скоростной трассе, где ограничение  скорости до 120 км/ч.

Первый вопрос, который задается водителю после столкновения, видел ли он знак «Животные на дороге». Но стоит ли задавать этот вопрос водителям на скоростной трассе? Ведь там резко скорость не сбросишь и не знаешь, где и в какую секунду зверь попадется на твоем пути.

Есть несколько путей решения этой проблемы:

- Ограждение особо опасных участков дороги сеткой (это дорогостоящий способ и на данный момент нереальный).

- На скоростных трассах можно устанавливать чучела диких животных со светоотражающими  покрытиями для ночного времени.

- Можно сделать статуи лося и кабана в полный рост из бетона или железа.

В настоящее время на автостраде Брест – Минск (граница с Российской Федерацией) в районе аэропорта Минск-2 стоит статуя лосихи, раньше было две статуи лося перед поворотом на г. Борисов.

У нас в Беларуси есть хорошие скульпторы, и я думаю, что средства на скульптуры диких животных можно было бы изыскать. Они предупреждали бы водителей о возможности неожиданной встречи и просто украшали бы местный пейзаж и уж во всяком случае привлекали бы внимание водителей и пассажиров. Это как начальный этап. Например, кто-то увлекается искусственными цветами, но со временем приходит к разведению живых. У нас уже есть положительные примеры:

- при въезде в Беловежскую пущу стоят статуи диких животных;

- огромный зубр встречает гостей Брестской области прямо на границе.

Можно вешать огромные рекламные транспаранты, как на дороге в аэропорт Минск-2. На организованных стоянках, особенно на скоростных трассах, нужно организовать наглядную агитацию.

Со стороны дорожных служб желательно на особо опасных в этом отношении участках дороги (по согласованию с лесхозом) делать пространство между полотном и обочиной еще шире. Это даст водителям больше возможностей для маневра.

Дикие животные всегда являются источником повышенной опасности для водителя. Чаще всего столкновения с лосем происходят ночью, когда видимость ограниченна, а ведь именно в ночное время активность дикого зверя повышается. И только на человеке лежит вся ответственность по предупреждению столкновения. 

При встрече с лесным обитателем нужно использовать правило полной остановки транспортного средства. Лучше, как в зоопарке, использовать возможность понаблюдать за зверем в его привычной среде обитания, пропустить его через дорогу, тем самым привлечь внимание других водителей, которые следуют за тобой. Это значительно приятнее и дешевле, чем смотреть на свой искореженный автомобиль.

Почему-то у водителя чаще всего срабатывает мысль, что зверь остановится, а я проскочу. Но везет далеко не всем. Ведь природа наделила интеллектом именно человека. Поэтому думать в этой ситуации необходимо именно водителю.

Можно по-разному относится к диким животным: одни люди, глядя на них, видят только «бифштекс», другие вообще равнодушны. Однако каждому из нас необходимо понимать, что дикое животное – это неповторимое создание природы и глупо бесцельно уничтожать его, да еще подвергать при этом свою жизнь опасности. Научиться правилам поведения на дороге можем только мы с вами, животным это просто недоступно.

Мы должны гордиться тем, что у нас, в Беларуси, достаточное количество лося, глухаря и других диких животных. В западных странах, где очень большая плотность людей и машин, многим представителям фауны уже нет места.

Все вышеизложенное должно подействовать на водителей. Нужно заставить владельцев автотранспорта изменить свое отношение к диким животным, ведь все зависит именно от них.

К сожалению, может показаться, что это незначительная проблема, но в нашей небольшой стране, на мой взгляд, она очень актуальна.


А.А. ШИМЧУК, биолог-охотовед

Комментарии пользователей (24)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    28 марта 2010 в 17:35
0
0
Андрей, вы подняли очень важную проблему и я во многом с вами согласен. Но мне кажется, что редакция сайта должна ответственне относиться к публикуемым материалам. Понятно, что многие блогеры на этом сайте не будут филологами или журналистами, здесь важен их опыт и глубина проникновения в проблему. Но материалы -- хотя бы заглавные -- должны редактироваться! Тогда будет более уважительное отношение к авторам. Так элементарные ошибки зачастую людей просто раздражают.
Андрей Шимчук    28 марта 2010 в 17:59
0
0
Я дико извиняюсь за ошибки и впредь постараюсь их не публиковать в "эфир". Это была проба пера.
Гость    31 марта 2010 в 0:57
0
0
Актуальнасьць высмактана з пальца.
Якія скульптуры, для чаго?
Ў Швэцыі ўсе трасы агароджаны, і нічога, не разарыліся на сетку і праходы для жывёл. Аднак у іх дзейнічае праграма Нуль ахвяр на дарозе, а ў Беларусі праграма Мінус сто. Адчуйце розьніцу.
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:30
0
0
Не берусь сказать, насколько актуальна проблема в масштабах страны, но случиться может с каждым и тогда уже точно станет актуальной для участника столкновения.
Я, честно говоря, видел несколько статуй у нас около дорог, но как водитель у меня и мысли не было о том, что лосиха на трассе около Минска это предупреждение о возможности столкновения. Кстати, по моему ночью она не светится? Думаю предупреждение водителя дело не лишнее, но все таки мало эффективное. Даже если идешь 90, то ночью затормозить перед лосем будет не просто. Так что по-моему лучший вариант для нас, это либо сетка в опасных местах, либо расширение пространства для маневра, как это сделали в Березинском заповеднике (может не по этой причине, но дорогу, где регулярно происходили столкновения с лосями, расширили).
Видел я эти сетки в Швеции. Как мне объяснили шведы у них существует развитая система страхования, в том числе и от столкновения с животными. Короче оказалось дешевле поставить сетки, чем платить за машины и инвалидность водителям.
Андрей Шимчук    3 апреля 2010 в 11:40
0
0
Дмитрий,эту тему я перенес со "старого" сайта ДП потому что о ней нужно говорить и обращать внимание заинтересованных  ведомств. Тема решаема и на ней не нужно экономить. Пусть водители выскожут свою точку зрения,а водители -охотники тем более. Я жду обсуждения,и дисскусии.
Гость    15 апреля 2010 в 21:34
0
0
Андрей! Согласна с комментарием, что любая статья должна быть отредактирована. Писать нужно так, чтобы не было комментов о "проблеме высосаной из пальца". А по-большому счету, автотрассы должны быть максимально отдалены от троп крупных копытных и просчитаны для мелких млекопитающих. Недавно в Англии была вторая волна "Спасем ежиков". Англичане борятся за каждого ежа. Сначала была поднята шумиха, что ежи спиваются пивом... Сейчас около 20 ежей изъято около бистро, где их подкармливали и у ежиков диагностировали ожирение. Все они прошли курс реабилитации, т.е. похудели и реинтродуцированы в дикую английскую природу. Пиши, не бойся. Мастерство приходит с опытом. Снимки твои супер! Я за "Любопытство" даю 100 очков!
Андрей Шимчук    16 апреля 2010 в 15:44
0
0
"проблеме высосаной из пальца" Эта проблема должна решаться не на сайте но мне приходилось видеть аварии. И если водитель прочитав и увидев фотографии,вовремя затормозит то значит блог я открыл не зря. Техника безопасности превыше всего! А рассуждать есть очем.Мало наш сайт знают. Спасибо за оценку фотографии.
fox    21 апреля 2010 в 16:29
0
0
Уважаемый, Вы завели блог а не знаете азов и хотите учить нас как ездить , все зверюшек жалеете своих,ну подбили одного двух на дороге малоли их по лесу бегает. Покуда вы их считаетте и оберегаете но охоте люди без вашего образования карьеры делоют. Например Орешко вообще не охотовед по образоанию а уже Генерал!.Не нужно образование главное чтоб человек был Хароший.
Андрей Шимчук    22 апреля 2010 в 22:08
0
0
Я свами в чем то соглосен.У нас к охоте присосались приспособленцы и бюрократы. Охота стала популярной в смысле кареу сделать а охотоведы остаются за "бортом".
fox    20 мая 2010 в 19:11
0
0
Эта проблема в самой системе природопользования, в охоте разбираются все. А самого охотничьего хозяйства в Беларуси нет. Оно есть на бумаге, а в действительности все не так.
fox    2 июня 2010 в 14:48
0
0
Никто тебя Андрей не читает! Смени тему и научись писать без ошибок! Фотографий почему нету новых?
Гость    3 сентября 2011 в 13:20
0
0
[url="http://film.net-world.in/"]В сущности, все[/url] [url="http:/idea.portall.in/"]равно, за что [/url][url="http://job.net-world.in/"]умираешь; но если[/url] [url="http://net-world.in/"]умираешь за что-нибудь [/url][url="http://trush.yuatube.in/"]любимое, то такая теплая, преданная смерть лучше, чем холодная, неверная жизнь.[/url]
Гость    28 марта 2010 в 17:35
0
0
Андрей, вы подняли очень важную проблему и я во многом с вами согласен. Но мне кажется, что редакция сайта должна ответственне относиться к публикуемым материалам. Понятно, что многие блогеры на этом сайте не будут филологами или журналистами, здесь важен их опыт и глубина проникновения в проблему. Но материалы -- хотя бы заглавные -- должны редактироваться! Тогда будет более уважительное отношение к авторам. Так элементарные ошибки зачастую людей просто раздражают.
Андрей Шимчук    28 марта 2010 в 17:59
0
0
Я дико извиняюсь за ошибки и впредь постараюсь их не публиковать в "эфир". Это была проба пера.
Гость    31 марта 2010 в 0:57
0
0
Актуальнасьць высмактана з пальца.
Якія скульптуры, для чаго?
Ў Швэцыі ўсе трасы агароджаны, і нічога, не разарыліся на сетку і праходы для жывёл. Аднак у іх дзейнічае праграма Нуль ахвяр на дарозе, а ў Беларусі праграма Мінус сто. Адчуйце розьніцу.
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:30
0
0
Не берусь сказать, насколько актуальна проблема в масштабах страны, но случиться может с каждым и тогда уже точно станет актуальной для участника столкновения.
Я, честно говоря, видел несколько статуй у нас около дорог, но как водитель у меня и мысли не было о том, что лосиха на трассе около Минска это предупреждение о возможности столкновения. Кстати, по моему ночью она не светится? Думаю предупреждение водителя дело не лишнее, но все таки мало эффективное. Даже если идешь 90, то ночью затормозить перед лосем будет не просто. Так что по-моему лучший вариант для нас, это либо сетка в опасных местах, либо расширение пространства для маневра, как это сделали в Березинском заповеднике (может не по этой причине, но дорогу, где регулярно происходили столкновения с лосями, расширили).
Видел я эти сетки в Швеции. Как мне объяснили шведы у них существует развитая система страхования, в том числе и от столкновения с животными. Короче оказалось дешевле поставить сетки, чем платить за машины и инвалидность водителям.
Андрей Шимчук    3 апреля 2010 в 11:40
0
0
Дмитрий,эту тему я перенес со "старого" сайта ДП потому что о ней нужно говорить и обращать внимание заинтересованных  ведомств. Тема решаема и на ней не нужно экономить. Пусть водители выскожут свою точку зрения,а водители -охотники тем более. Я жду обсуждения,и дисскусии.
Гость    15 апреля 2010 в 21:34
0
0
Андрей! Согласна с комментарием, что любая статья должна быть отредактирована. Писать нужно так, чтобы не было комментов о "проблеме высосаной из пальца". А по-большому счету, автотрассы должны быть максимально отдалены от троп крупных копытных и просчитаны для мелких млекопитающих. Недавно в Англии была вторая волна "Спасем ежиков". Англичане борятся за каждого ежа. Сначала была поднята шумиха, что ежи спиваются пивом... Сейчас около 20 ежей изъято около бистро, где их подкармливали и у ежиков диагностировали ожирение. Все они прошли курс реабилитации, т.е. похудели и реинтродуцированы в дикую английскую природу. Пиши, не бойся. Мастерство приходит с опытом. Снимки твои супер! Я за "Любопытство" даю 100 очков!
Андрей Шимчук    16 апреля 2010 в 15:44
0
0
"проблеме высосаной из пальца" Эта проблема должна решаться не на сайте но мне приходилось видеть аварии. И если водитель прочитав и увидев фотографии,вовремя затормозит то значит блог я открыл не зря. Техника безопасности превыше всего! А рассуждать есть очем.Мало наш сайт знают. Спасибо за оценку фотографии.
fox    21 апреля 2010 в 16:29
0
0
Уважаемый, Вы завели блог а не знаете азов и хотите учить нас как ездить , все зверюшек жалеете своих,ну подбили одного двух на дороге малоли их по лесу бегает. Покуда вы их считаетте и оберегаете но охоте люди без вашего образования карьеры делоют. Например Орешко вообще не охотовед по образоанию а уже Генерал!.Не нужно образование главное чтоб человек был Хароший.
Андрей Шимчук    22 апреля 2010 в 22:08
0
0
Я свами в чем то соглосен.У нас к охоте присосались приспособленцы и бюрократы. Охота стала популярной в смысле кареу сделать а охотоведы остаются за "бортом".
fox    20 мая 2010 в 19:11
0
0
Эта проблема в самой системе природопользования, в охоте разбираются все. А самого охотничьего хозяйства в Беларуси нет. Оно есть на бумаге, а в действительности все не так.
fox    2 июня 2010 в 14:48
0
0
Никто тебя Андрей не читает! Смени тему и научись писать без ошибок! Фотографий почему нету новых?
Гость    3 сентября 2011 в 13:20
0
0
[url="http://film.net-world.in/"]В сущности, все[/url] [url="http:/idea.portall.in/"]равно, за что [/url][url="http://job.net-world.in/"]умираешь; но если[/url] [url="http://net-world.in/"]умираешь за что-нибудь [/url][url="http://trush.yuatube.in/"]любимое, то такая теплая, преданная смерть лучше, чем холодная, неверная жизнь.[/url]
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.