Конкурс «Природный фотограф года»: лучшие фотографии природы 50 на 50

Андрей Нарчук
фотограф
0 13915 21 дек 2020

Конкурс «Природный фотограф года (Nature photographer of the Year)» существует относительно недолго (3-4 года), однако четко прослеживаются цели по выведению этого конкурса на самый верх рейтингов. Одно название чего стоит! То есть, по мнению создателей, он в ближайшее время должен встать в один ряд с такими грандами как WPY (Wildlife Photographer of the Year), GDT (GDT Nature Photographer of the Year) и «Золотая черепаха». WPY, к слову, проводится уже почти 60 лет.

Winner_Fred-Hazelhoff-Portfolio-award-2019_Gheorghe-Popa_.jpg 94201_Neelutpaul_Barua_Heavenly-Showers.jpg 106179_Thomas_Vijayan_The-World-Is-Going-Upside-Down.jpg

И я предлагаю оценить его именно с этой позиции – насколько оправданы такие амбиции? А чтобы в ходе этого не было скучно, параллельно мы будем смотреть красивые фотографии дикой природы с только что завершившегося конкурса.

89552_David_Gibbon_Caught_In_A_Blizzard-1.jpg HC_119326_Alessandro_Carboni_Giara-blizzard-2.jpg NPOTY-Photo-Contest-2020-Red-deer-in-white-Kevin-Berghmans-Highly-Commended-C9-Black-and-White.jpg Runner-up-_92074_Basileo_Stanislao_Vigneti.jpg

Всего лауреатами конкурса были признаны порядка 60 фотографий. Это, конечно, больше, чем на совсем уже популистском BigPicture, но поменьше, чем на WPY и «Золотой черепахе». И само разделение здесь на финалистов конкурса и лауреатов не совсем прозрачно. Вероятно, это из-за изначальной направленности данного конкурса на он-лайн аудиторию, а не на выставку и печатное издание.

HC_111333_Levi_Fitze_Capercaillie.jpg 110300_Kirsi_MacKenzie_Birch_Columns-Edit-1.jpg 111011_Franka_Slothouber_Black_walnut.jpg

Поясню: если мы изначально говорим о сетевой аудитории, то несколько десятков фотографий более чем достаточно. Просмотреть подряд больше 40-50 фотографий среднестатистическому посетителю сложно (если ты не природный фотограф, для которого это часть жизни).

А раз так, то и делать больше фотографий лауреатов не обязательно. Но можно создать некий дополнительный пул фотографий, назвав их «финалистами», и использовать эти фотографии только в том случае, если будет коммерческая перспектива для выставки, публикации или другой оффлайн-деятельности.

92398_Runner-up_-Jiří-Hřebíček_Restless-Sea.jpg Winner_115825_Bart_Siebelink_Starling-Apocalypse.jpg RU_-119351_Alessandro_Carboni_Iceland-birds.jpg

Такой подход, на самом деле, ставит фотографов в нелучшее положение. Фактически ими пользуются – давая возможность побороться за звучное название, в обмен на использование прав на фотографии и деньги. И это черта скорее конкурсов бизнес-проектов, для которых деньги важнее репутации.

Посмотрим теперь на техническую сторону конкурса. На отбор фотографий и итоговую выборку. Насколько она качественная и интересная. И тут уже другая картина. Сами фотографии очень хороши, и без каких-то условий достойны любого природного конкурса. Более того, смотря на некоторые из них, можно предположить очень качественную систему предварительного отбора (по крайней мере в этом году). Например, фотография кита была бы пропущена на большинстве конкурсов. Чтобы это увидеть, надо потратить время на рассматривание.

RU_112666_Craig_Parry_Contact_with_the_Dwarf_Minke.jpg 109686_Antonio_Leiva_Sanchez_Splash_Runner-up.jpg

Правда здесь возникает еще один момент: много фотографий я уже видел раньше на других конкурсах. Если всматриваться, то десяток фотографий точно. Все на тех же WPY и GDT с «Золотой черепахой». С одной стороны, это нельзя назвать однозначным минусом, так как сроки конкурсов близки – и участники отправляют работы на все из них, в надежде зацепить призовое место хоть в одном. Но это и упрек к организаторам: почему вы нарочито делаете конкурс в те же даты, с теми же номинациями и критериями отбора?

91157_Highly-Commended_Oscar-Diez_Threatening-storm.jpg 93518_Henley_Spiers_Constellation_of_Eagle_Rays.jpg 107536_The_lynx_King.jpg 108534_Highly-Commended_Petr-Bambousek_Gannets-colony.jpg

Даже сравнивая WPY и GDT, мы всегда видим разницу. Разницу в приоритетах выбора фотографий. Если упростить, то это журналистский подход против художественного. И этому противостоянию не один десяток лет. Это своего рода фото-дерби.

Но если ты делаешь новый конкурс, то должен встраиваться в этот баланс, добавляя что-то новое «от себя». По этой причине конкурсы более «локальные» включают в себя разные нюансы вроде пристального внимания только к одной теме (Пример: Bird photographer of the Year, Underwater Photographer of the Year) или же выход за чисто природную тематику (MML – горный и экстремальный туризм).

88077_Artur_Stankiewicz_Golden-light-with-Impala.jpg Winner_91664_Lili_Sztrehárszki_Small-details.jpg Winner_92946_Milos_Prelevic_In-The-Hiding.jpg 114907_Rick_Beldegreen_Great_egret_in_cypress_swamp.jpg HC_80388_Minghui_Yuan_Woods-in-a-Pod.jpg

Но когда ты делаешь копию, то и на выходе получится копия, а она всегда, как известно, чуть хуже оригинала. И это становится тем самым подспудным ощущением, что все это мы видели и знаем. Теряется новизна. А очень классные фотографии, которые я с удовольствием разглядывал впервые, присутствуют в выборке, примерно в том же числе, что и повторные.

HC_Landscape-105958-jie-fische.jpg HC_115342_swapnil_deshpande_the_earthern_mattress.jpg 112873_Samantha_Stephens_Natures-Pitfall.jpg Runner-up_107322_Joshua_Cripps_Electric.jpg Highly-commended-01_113818_sergio-rivero-beneitez-cocos-islands.jpg

И если на онлайн-церемонии GDT этого года я с интересом слушал про проект Alejandro Prieto (хотя пару лет назад фотография из него уже была победителем WPY), то сейчас, когда я вижу его в третий раз, хочется спросить: а что, это единственный фото-проект в мире? Заметьте, сам проект от этого не стал хуже, изменилось отношение к конкурсу.

110200.jpg 110211.jpg 110208.jpg 110210.jpg

И в результате это отношение так и зависло в соотношении 50 на 50: ни туда ни сюда. То есть не совсем понятно, к какой категории этот конкурс можно отнести сегодня. Но явно не к конкурсам-тяжеловесам. Хотя уже в этом году они планируют проведение онлайн-дней анималистки (тоже хоть и логичное, но явно не новаторское действие) с участием нескольких фотографов первой величины. Но опять-таки в отличие от «Золотой черепахи» в коммерческом формате...

Winner_109857_Adriana_Sanz_-I-can-pass.jpg HC_113245_Amit_Eshel_Live-in-the-moment.jpg

Этого явно недостаточно, чтобы сформировать свое уникальное лицо. Тут нужно придумать что-то поинтереснее и посвежее. Иначе конкурс так и останется еще одним хорошим бизнес-проектом, которых на сегодня в мире немало.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.