Зеленые города благоприятны для здоровья и более конкурентоспособны

Огенис Брилханте
Руководитель отделения зеленого градостроительства и городской инфраструктуры, Университет Эразмуса (Роттердам)
2 23519 20 сен 2018

В рамках совместного проекта ГЭФ/ПРООН с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Зеленые города» 13 сентября в Минске состоялся международный научно-практического семинар «Новые технологии в градостроительных решениях: проблемы изменения климата и адаптации к его последствиям». Одним из главных событий стал доклад Огениса Брилханте, который возглавляет отделение зеленого градостроительства и городской инфраструктуры (Университет Эразмуса, Роттердам). Предлагаем ознакомиться с его основными положениями.

Концепцию зеленого города наша научная группа начала активно разрабатывать в 2013 году. Мы рассматриваем, что именно входит в данное понятие, а также те показатели, которые используются для измерения эффективности создания зеленых городов. Кроме того, начиная с 2014 года мы начали активно продвигать эту концепцию. Она стала одним из структурных элементов курса по экологической эффективности, который ежегодно читается в нашем университете, постоянно совершенствуясь.

Несколько лет мы изучали последствия, с которыми сталкиваются города в результате своего роста, включая появление больших по площади районов, на примере города Нампула, расположенного в Мозамбике. С 1999 по 2015 год его площадь увеличилась в 5,3 раза. Столь быстрому росту способствовало сразу несколько факторов. Основным является открытие крупной транспортной магистрали. Именно вдоль нее и происходил наиболее заметный рост города.

В результате плотность населения существенно снизилась (со 125 до 50 человек на гектар). Город стал менее компактным со всеми вытекающими отсюда проблемами. К другим последствиям быстрого роста относятся высокая зависимость от личного автотранспорта, интенсивное использование ископаемых природных ресурсов, уничтожение природного окружения, рост социальной сегрегации.

Результатом низкой плотности населения и низкого разнообразия (как культурного, так и архитектурного) является плохое качество окружающей среды. Мы изучили те реакции на появление и развитие такой модели, при которой города становятся некомпактными. При этом мы оценивали динамику развития городов начиная с XIX века. В то время основным ответом стало появление теории устойчивости, а также таких понятий как умное развитие, компактный город и др. 

В XXI веке в центре внимания оказались изменения климата, их изучение превратилось в один из приоритетов нашей работы. Такие понятия как «зеленый» и «энергия» приобрели огромное значение в рассуждениях об устойчивости. Но что же на самом деле значит «зеленый»? У разных исследователей на этот счет свое собственное мнение. Для нас за понятием «зеленый» скрывается все, что касается устойчивого развития.

Изменения климата привели к появлению новых или развитию старых концепций: углеродно-нейтральный, зеленая инфраструктура, умный город и др. Концепция зеленого города является одной из последних по времени создания. В нашем понимании она представляет собой рамочную структуру, состоящую из нескольких элементов. К ним относятся следующие:

  • Продвижение энергетической эффективности и популяризация использования возобновляемых источников энергии во всех секторах
  • Пространственное планирование и компактность
  • Озеленение всех пространств, каких только возможно
  • Комбинирование различных вариантов использования городской среды

Центральное значение имеет вопрос доступности. Под этим мы понимаем различные способы, позволяющих жителю города добраться до места назначения. Он может использовать личный автомобиль, общественный транспорт, велосипед или же дойти пешком. При этом очень важно, чтобы «зеленый» транспорт был доступен в плане стоимости. Также необходимо стимулировать использование электрических и «умных» автомобилей.

Другим существенным компонентом является транзитно ориентированное проектирование, которое ставит целью диверсификацию средств, позволяющих добраться до места назначения (например, пешком до автовокзала, а уже оттуда – до любого другого места). В целом подразумевается сокращение использования транспортных средств, использующих горючее топливо.

Еще одним важным направлением является «озеленение» сельского хозяйства и его продвижение внутри городов. Эта идея не нова. Многие города уже давно развивают ее. Новейшие технологии позволяют повысить продуктивность городского сельского хозяйства как внутри, так и снаружи зданий. Речь идет о так называемых вертикальных фермах.

v-dubae-poyavilas-pervaya-vertikalnaya-ferma.jpg

Огромное значение имеет качество окружающей среды. Ее загрязнение является большой проблемой для городов. Все говорят о выбросах парниковых газов, но важно понимать, что они не влияют на чистоту воздуха. Разумеется, необходимо делать все возможное для сокращения таких выбросов, в том числе за счет использования «зеленых» и «умных» технологий. Это направление имеет очень большое значение, позволяя всем секторам работать слаженно. Например, мы все больше и больше используем интернет, чтобы наладить функционирование города.

Нельзя забывать и об «озеленении» общественных и государственных услуг. Имеется в виду повышение энергоэффективности при их предоставлении. Данная концепция в свою очередь состоит из множества элементов, включая управление, которое представлено различными институтами, планы, проекты и, конечно же, само общество.

В конечном счете наша концепция исходит из того, что продвижение энергоэффективности направлено на повышение ресурсоэффективности, а это в свою очередь способствует улучшению экологических показателей, укрепляет устойчивость и жизнеспособность городов.
В заключение приведу несколько примеров из опыта Роттердама. Так, новый центральный вокзал окружен большим парком с магазинами, здесь также имеется большая подземная парковка для автомобилей и велосипедов. В случае наводнения она может использоваться в качестве временного накопителя.

Другим удачным примером зеленой инфраструктуры является блокируемая плитка. Ее основное преимущество заключается в способности пропускать дождевую воду благодаря тому, что при укладке этого материала лишь небольшое количество цемента добавляется в песочную подушку. Сегодня весь центр Роттердама вымощен подобной плиткой, которая изготавливается на основе строительных отходов. Она используется в качестве покрытия для мостовых, тротуаров и велосипедных дорожек. Еще три года тому назад на этом месте был асфальт.

На многих улицах тротуары вдвое шире, чем проезжая часть. Для личного автотранспорта оставлена только одна полоса. Это и есть то, что мы называем приоритетностью пешехода. Кроме того, в Роттердаме уже установлено более 1000 зарядок для электромобилей, а на территории порта появилась первая в Нидерландах плавучая ферма.

Заключительный вывод состоит в том, что зеленым является тот город, где по всем направлениям продвигается идея энергоэффективности. Мы смогли эмпирически доказать, что такой город развивается устойчиво и демонстрирует высокие показатели в плане пригодности для проживания. Мы также утверждаем, что зеленые города благоприятны для здоровья и более конкурентоспособны. Однако этому необходимо посвятить отдельные исследования.

Фото из открытых интернет-источников

Комментарии пользователей (2)
Оставьте ваш комментарий первым
Дмитрий Смирнов    26 сентября 2018 в 13:39
0
0
дядько из роттердама перепутал хер с пальцем. перенести всё производство в страны третьего мира и строить у себя "устойчивое развитие", "зелёную экономику" - та ещё еврейская сказка.
Арсений Луговец    28 сентября 2018 в 12:46
0
0
так они за счет этого рабочие места потеряли - сомнительный плюс. речь в статье, прежде всего, о том, чтобы по максимуму внедрять энергоэффективность, использовать меньше ресурсов. это универсальный принцип и для развитых, и для развивающихся стран
Комментарий был изменен 28 сентября 2018 в 12:47
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.