Кто день грядущий нам готовит?

0 1801 7 апр 2018

Сегодня, как никогда, в лесной отрасли востребованы «лесные доктора» — люди, помогающие белорусскому лесу бороться с самыми разными напастями. О том, как готовят лесопатологов, какие есть проблемы и достижения в этом направлении образовательного процесса, корреспонденту «БЛГ» рассказал заведующий кафедрой лесозащиты и древесиноведения лесохозяйственного факультета Белорусского государственного технологического университета кандидат биологических наук, доцент Вячеслав Звягинцев.

Доцент кафедры, кандидат биологических наук А. И. БЛИНЦОВ проводит занятие по лесной энтомологии со студентами факультета лесного хозяйства БГТУ. фото

— Вячеслав Борисович, в общей массе будущих инженеров лесного хозяйства сколько собственно будущих лесопатологов?

— На факультете готовят инженеров лесного хозяйства, которые со второго курса начинают специализироваться по разным направлениям. Одно из них — защита леса. Выбирают его осознанно. Некоторые абитуриенты приходят в университет подавать заявление с четким желанием стать в будущем «лесным доктором».

Понятно, что студент, выбравший данную специализацию, получает комплексное образование как инженер лесного хозяйства. Он прослушивает все основные курсы почвоведения, ботаники, дендрологии, лесоводства, лесоведения, таксации и так далее. Но у него специализированный уклон с углубленным изучением дисциплин, необходимых для работы инженера-лесопатолога, таких, например, как систематика насекомых, микология, методы и средства защиты леса, технологии лесозащиты и другие.

По численности студентов можно сказать, что у нас традиционно идет распределение по 10—12 человек на каждую специализацию. Естественно, к выпускному экзамену по разным причинам их приходит меньше. Сейчас, например, на четвертом курсе у нас учатся семь будущих лесопатологов. А на втором их десять.

— Вы можете, так сказать, описать типичный портрет абитуриента, который сознательно хочет стать «лесным доктором»?

— Это очень разные люди. И истоки их желания очень разные. Кто-то, например, поступал в медицинский вуз, но недобрал баллов и нашел себя в лесной сфере. Кто-то углубленно занимался биологией и ботаникой, увлекался энтомологией и экологией еще со школы. Есть дети, которые работали в школьных лесничествах. Они не понаслышке знают о проблемах леса, с которыми нужно бороться. Они сильнее всех мотивированы на выбор именно нашей специализации и часто горят желанием решить какую-то конкретную проблему леса на своей малой родине.

— Среди всех специализаций факультета какое место по престижности занимает ваша?

— Спрос в разные годы весьма существенно отличается. Связано это и с составом студентов, который очень сильно варьируется. Иногда бывает так, что все поголовно хотят идти на геоинформационные технологии и системы, например. В другие годы, наоборот, очень крепкий костяк целенаправленно идет именно к нам. Как правило, это ребята, которые очень четко видят свои перспективы в лесном хозяйстве. Они знают, что рабочие места им будут предоставлены в точном соответствии с полученной специализацией, и то, что, обладая такой подготовкой, можно рассчитывать на хороший карьерный рост.

Примеров этому вполне достаточно. Это, в частности, начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Н.Н. Юревич, декан факультета лесного хозяйства БГТУ В.А. Ярмолович, директор ГОЛХУ «Копыльский опытный лесхоз» С.С. Ульдинович, начальник лесопатологической партии РУП «Белгослес» А.А. Сазонов. Да и я сам в свое время выбрал именно эту специализацию, о чем нисколько никогда не жалел.

— В подготовке будущих лесопатологов на что делается упор?

— История лесозащиты учит нас тому, что все массовые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, приходят внезапно и всегда оказываются малоизученными. Мы постоянно имеем дело с какими-то новыми явлениями. Примером тому могут быть массовые усыхания ясеневых насаждений, которые мы, к сожалению, уже потеряли. Почти полностью погибли уже и вязовые насаждения…

Совершенно новые, ранее не описанные явления происходят сегодня и в белорусских сосняках. Поэтому мы ориентируем инженеров-лесопатологов прежде всего быть инновационно развивающимися людьми. Ведь невозможно взять учебник, даже относительно свежий, пойти с ним в лес и разобраться со всем, что там происходит.

Ситуация быстро меняется. Перефразируя слова философа, можно сказать, что в один и тот же лес нельзя войти дважды. Здесь инновационный подход очень важен. Поэтому фактически все наши студенты к старшим курсам являются исполнителями крупных научных проектов, которые ведет кафедра. А некоторые, наиболее одаренные и талантливые из них, получают собственные научные задания и даже собственное финансирование научных исследований по линии Министерства образования.

Благодаря поддержке университета мы стараемся покупать для них необходимые материалы и даже оборудование. Отправляем их на международные конференции и стажировки. В том числе и за границу. К окончанию обучения они уже не только молодые специалисты, но и ученые. Надеюсь, что этот свой потенциал они доносят до лесного хозяйства.

— А в лесхозах сегодня достаточно специалистов-лесопатологов?

— Я считаю, что недостаточно. Здесь есть несколько проблем. Это и текучесть кадров, и назначение на должности людей без опыта и необходимых профессиональных знаний. Я провожу занятия на курсах повышения квалификации и точно знаю, что большинство слушателей этих курсов, до 80%, не имеют профильного лесопатологического образования.

Кроме курсов в Республиканском центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства и республиканских семинаров Министерства лесного хозяйства, у нас, увы, нет других форм обучения и подготовки людей, работающих на должности лесопатолога в лесхозе.

За рубежом углубленная подготовка специалистов реализуется через систему магистратуры. Уже работающие специалисты могут благодаря этому получать дополнительные научные знания и практические навыки. Мы на заочное обучение в магистратуре могли бы принимать достаточное количество специалистов отрасли без отрыва от производства.

— Есть ли у вас обратная связь с выпускниками и нет ли у них разрыва между полученными в университете знаниями и практической реальностью лесохозяйственных учреждений?

— Некоторые противоречия, безусловно, имеются. Мы готовим теоретически грамотного специалиста. Мы не можем дать некий универсальный шаблон действий, эффективный для всех ситуаций. Лесопатологическая ситуация разная в разных регионах страны. В Витебской области, например, набор лесопатологических процессов очень отличается от того, что мы имеем в Гомельской. Причем эти процессы развиваются динамично.

Понятно, что люди, способные легко налаживать контакты, не стесняющиеся обратиться за помощью к более опытным специалистам, быстро вливаются в коллективы и начинают эффективно работать. Но такой дар есть не у всех.

Тем не менее мы стараемся поддерживать информационно наших выпускников. Всегда приглашаем их на наши конференции. Тут хотелось бы выразить пожелание руководству лесхозов. Самые новые научные данные по лесопатологическим проблемам предоставляются именно на научно-технических конференциях. Поэтому нужно отпускать своих специалистов на такие мероприятия. Далеко не все захотят в них участвовать. Но те, кто понимает, для чего это нужно, полученную информацию будут использовать в своей практической работе.

При этом хотелось бы отметить, что дейст­вующая в Минлесхозе система республиканских и областных семинаров по разным проблемам лесного хозяйства — это действительно очень эффективный механизм распространения в отрасли передовых знаний по самым разным проблемам лесохозяйственного комплекса, в том числе и по нашей теме. К сожалению, повторюсь, мы начинаем реагировать на патологии в развитии леса только тогда, когда они уже проявили себя.

— На недавнем семинаре по короедному усыханию сосны был поднят вопрос о том, как можно в краткие сроки научить лесоводов с высокой степенью достоверности выявлять заселенные вредителями деревья. Что вы можете предложить для этого?

— Прежде всего нужны четкие методические рекомендации, написанные доступным пониманию каждого лесника языком. В них должны быть наглядно показаны в разных ракурсах подвергшиеся атаке вредителей деревья на разных этапах заселения. Пока это не сделано. Во-вторых, эту информацию нужно продолжать распространять через семинары разных уровней. Это пока самая действенная форма.

Также хочу сказать, что на сайте БГТУ, на страничке нашей кафедры в разделе «Рекомендации производству», мы разместили подготовленную коллективом авторов брошюру «Ведение лесного хозяйства в условиях короедного усыхания сосны». Там представлены имеющиеся у нас на сегодняшний день сведения и выводы по данной проблеме. Специа­листам-лесопатологам, надеюсь, ее изучение принесет определенную пользу.

Источник: lesgazeta.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.