После введения безвизового въезда на Августовском канале поток туристов вырос в десять раз
Наш собеседник – Сергей Коледа, заместитель председателя ОО «Республиканский туристско-спортивный союз», рассказывает, как обстоят дела с развитием инфраструктуры на Августовском канале.
– Насколько увеличился поток туристов в связи со введением безвизового въезда?
– Безвизовым режимом уже воспользовалось более 26 тысяч человек. А в прошлом году цифра еле-еле приближалась к двум тысячам. Поток, как видите, увеличился более чем в 10 раз!
Кстати, сам город Гродно официально входит в парк «Августовский канал» (в границы парка включены белорусская часть Августовского канала и русло реки Неман с прилегающими территориями, расположенными в городе Гродно и Гродненском районе). Поэтому у зарубежных туристов есть шанс посетить без визы и наш красивый город.
Сегодня этим потоком в городе активно занимается порядка пяти турфирм, хотя желание работать на внутреннем туризме выросло в разы. Это реальный заработок – и за ним далеко ехать не надо! Организовал для туристов въезд без виз, экскурсию, покормил-разместил, предложил комплекс развлечений, взял денежки – и все, готово.
Считаю, что для всей территории нашей страны надо вводить такой безвизовый въезд!
– А какие перемены происходят непосредственно на самом канале? Их тоже можно назвать позитивными?
– По инициативе губернатора Владимира Кравцова, который сам уже несколько раз за сезон проехал на велосипеде вдоль Августовского канала и лично курирует тему развития туризма в этих местах, вокруг канала активно создается сеть велосипедных маршрутов.
Это, скажем так, идеальный случай, когда руководитель области лично заинтересован в развитии веломаршрутов и сам их проверяет и контролирует.
Сеть дополнительных новых маршрутов составит около 40 километров и соединит уже созданные велодорожки. Ведь почему до этого тормозилось развитие? Маршруты в определенных точках существовали сами по себе и никак не были связаны друг с другом.
В Немново, Соничах, Домбровке, Лесной, Рынковцах планируется разместить пункты проката, чтобы там можно было сменить автомобиль на велосипед и проехать по кругу.
Много полезного для местности делают Гродномелиоводхоз под руководством Бориса Богданца, а также наши дорожники – Гроднооблдорстрой: стараниями сотрудников Дмитрия Волковича построен небольшой, но очень важный отрезок дороги – от деревни Новики до заставы Усова. Она будет сразу с велосипедной дорожкой.
Ура, у нас дороги уже будут обустраиваться с учетом потребностей велосипедистов!
За зиму была построена стояночная полоса от шлюза «Черток» до «Домбровки», которая сегодня одновременно выполняет функции и велосипедной дорожки. Полностью оборудована автобусная остановка на «Домбровке». Раньше во время больших праздников здесь наблюдался настоящий коллапс: дорогу с обеих сторон заставляли машинами, и по ней было сложно двигаться.
– А как обстоит дело с питанием? Помнится, были существенные проблемы…
– Серьезные проблемы с общепитом остались, но по крайней мере на горизонте появился частник.
Например, частный предприниматель из Сопоцкина вышел с предложением организации общепита.
Раньше монополистом был облпотребсоюз, и он, к сожалению, со своей задачей не справлялся. Конечно, когда проходят массовые праздники, то торговля приезжает с удовольствием: ведь публика и – соответственно – покупатели гарантированы. В будние дни поесть куда сложнее…
Стараниями гродненского предпринимателя Виктора Барташевича в деревне Радзивилки открылось кафе в старопольском стиле, куда не стыдно пригласить даже самых высокопоставленных гостей. А вообще-то глобальный проект Виктора – восстановление заброшенной усадьбы Свяцк-Гурских – возможно, скоро станет одним из самых интересных и привлекательных туристических объектов в районе Августовского канала. Кстати, в те же Радзивилки сегодня пришла асфальтовая дорога, и это тоже элемент инфраструктуры.
Райисполком подал пять заявок по благоустройству и модернизации дорог в регионе – на проекты международной технической помощи. Если они будут осуществлены, то в выигрыше окажутся все: ляжет сеть современных дорог – и можно будет смело запускать автобусы. Ведь в районе Августовского канала очень мелкая пыль, быстро забивающая воздушные фильтры. (Неслучайно около Тартака стояла королевская фабрика по производству стекла, но это уже совсем другая история). Необходим асфальт – и тогда технике ничего не угрожает.
Вместе с гминой Пласка райисполком подал заявку на финансирование проекта модернизации подъезда к погранпереходу. Кстати, интересный вопрос: как думаете, что сегодня сдерживает многие европейские проекты?! Многие из тех, кто претендует на международную помощь, ведь рассуждают так: мы подадим заявку, получим финансирование – и уж тогда будем готовить проект... Такое не проходит! На момент подачи заявки необходимо уже иметь этот проект. По сути, в исполкомах необходимо модернизировать отделы экономики, как это сделано в Европе, превратив их в отделы развития и инвестиций, проектов международной технической помощи и экономики. Тогда появляется орган, который может целенаправленно заниматься заявками. Это очень актуальный вопрос, и я говорю об этом со знанием дела.
– Но вернемся к главной теме нашего разговора. Что вы можете сказать о введенном весной этого года новом погранпереходе «Лесная–Рудавка»? Целесообразным ли было его открытие?
– Сегодня через «Лесную–Рудавку» проехало и прошло более 1,5 тысячи человек, проплыло 16 яхт. Встречается и такой вид туризма: подъезжает автобус, останавливается по ту сторону границы, выгружает туристов, те пересаживаются на белорусский транспорт – и поехали кататься. Недавно таким образом к нам приезжали работники лесного хозяйства из Польши.
Хочется отметить и новое явление среди белорусских туристов: приезжают в Лесную, ставят машину, снимают с крыши велосипед – и едут в Польшу. Люди остаются приятно поражены богатством предложений на польской стороне: от размещения до кафешек и развлечений!
Это прочувствовали и по ту сторону границы. Недавно к нам приезжали вице-маршалок Подлясского воеводства с коллегами, которые по инициативе нашего губернатора провели рабочую встречу по развитию Августовского канала. Ими уже инициирован вопрос открытия сезонного международного велосипедно-пешеходного перехода «Софиево–Липщаны». Была достигнута договоренность пуска в Рудавку регулярного рейсового автобуса из Августова. Белорусская сторона тоже озадачена тем, чтобы отправить регулярный рейс в Лесную, но у нас пока что имеются объективные трудности из-за несоответствия ширины дороги стандартам.
– А все ли сделано на польской территории Августовского канала? Ведь одно время шлюз и небольшой участок не были завершены?
– Да, весь канал сегодня готов к приему туристов! Около 10 яхт в сопровождении лоцмана ходили даже до Гродно. В связи с этим назрела необходимость создания интерактивной карты, с нанесением всех камней и отмелей. И в августе также запланировано прохождение яхт и катеров из Республики Польша.
– Что по местам размещения? Есть где остановиться «безвизовому» туристу?
– В Радзивилках, как я уже отметил, заканчивается строительство отеля. Его емкость – на автобус туристов.
Трест «Гродногорстрой» завершает основные работы по обустройству центра для туристов «Лукоморье» у шлюза «Домбровка». Обещали ввести в строй в начале сезона, но задержались со внутренней отделкой.
С хорошей загрузкой работает отель Гродномелиоводхоза в Соничах.
Отремонтирован отель благотворительного католического общества «Каритас» в Сопоцкине на 40 человек. «Каритас» взял под отель еще одно здание, где когда-то размещалась пограничная комендатура, там начались ремонтные работы.
Все наши 12 агроусадеб работают очень активно, с хорошей загрузкой! Строится еще пять агроусадеб – в национальном стиле, с крышей, крытой камышом, в дереве – думается, им тоже работы хватит.
Мы еще выступили с предложением модернизировать погранпереход «Брузги–Кузница»: выделить один канал для автобусов и один – для велосипедистов. Пока же во время оформления велосипедисты вынуждены стоять в общей очереди с автомобилистами. И коль уж речь зашла о модернизации, то в ней также нуждаются дороги и до Берестовицы, и до Брузгов – с польской стороны! Необходимо выделить на них велосипедную полосу для движения. И от Гродно до Кузницы тоже пришла пора создавать веломаршрут.
В Сопоцкине напрашивается размещение заправочной станции. Ведь в выходные на канале одновременно находится по нескольку тысяч людей. Для автобусов необходим санитарный блок, небольшое кафе с каким-то минимальным набором: вода, печенье. Пока же почему-то у «Беларуснефти» бытует ошибочное мнение, что эта заправка не окупится! Ведь могут и прогадать, если это место займет кто-то другой.
– А какие мероприятия еще планируется провести в этом году на Августовском канале?
– В этом году при поддержке Гродненского областного исполнительного комитета будет организован велопробег в поддержку целей устойчивого развития Bike4SDG, который пройдет 26 августа в партнерстве с 17-м фестивалем народного творчества «Августовский канал в культуре трех народов». Это будет массовое спортивное мероприятие, включающее в себя 18,5-километровый велопробег и 6-километровый сплав на байдарках. Ожидается, что в мероприятии примут участие более 400 человек, в том числе высокопоставленные лица, национальные партнеры, представители дипломатического корпуса, общественные организации.
Также мы получили одобрение и финансовую поддержку Министерства спорта и туризма Республики Беларусь по проведению международного фестиваля «Школа выживания», который пройдет 5–7 ноября, в канун 100-летия Октябрьской революции. Уже разработана трасса: скажу честно, трудностей хватит на всех!
Беседовала Наталья ПЛЫТКЕВИЧ
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧАДля того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.