Что мешает развитию экологического туризма в Беларуси?

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
12 4136 6 июл 2017

Сразу оговорюсь, что речь пойдет не о байдарочных сплавах или отдыхе на берегу озера в палатках. Эти разновидности туризма в нашей стране существуют уже десятилетия. Они рассчитаны прежде всего на самих белорусов, которые предпочтут активный отдых у себя дома турецкому «все включено». Для привлечения наиболее платежеспособных иностранных туристов из Западной Европы одних природных красот недостаточно. Чтобы у иностранца появилось желание приехать в далеко не самую раскрученную страну, ему нужно предложить что-то, чего он не найдет в другом месте. И это «что-то» у нас есть…

Вот уже четыре года я наблюдаю за птицами. Это хобби, называемое бердвотчингом, очень популярно на Западе и пока остается экзотикой у нас. Счет его поклонников в США и Великобритании идет на миллионы, в других европейских странах – на десятки или сотни тысяч. Многие из этих людей готовы платить большие деньги за возможность увидеть редкие виды птиц. Стоимость орнитологического тура (без перелета) обычно начинается с 1500 евро, а верхней границы практически нет.

Притом бердвотчеров далеко не всегда интересуют экзотические страны. Для кого-то важно увидеть все виды птиц, которые гнездятся на территории Европы, кого-то пугает тропический климат, у кого-то просто нет времени на долгое путешествие. В любом случае Беларусь может и понемногу уже становится популярным туристическим направлением среди иностранных бердвотчеров. У нас обитают виды, которые не встретишь на территории Западной Европы, или же они там настолько редки, что поиск превращается в непосильную задачу. Вертлявая камышевка, дупель, большой подорлик, мородунка, бородатая неясыть – вот наши «звезды».

2.jpg

Особняком стоит белая лазоревка – «святой Грааль» всех европейских бердвотчеров. Этот вид синиц обитает на Южном Урале и в Средней Азии. По Беларуси проходит западная граница его распространения. В Припятском Полесье эта нарядная птица встречается довольно часто, но дальше на запад почему-то не расселяется, а отдельные особи со сбившимся навигатором, которые раз в несколько лет все же пересекают невидимую границу, только разжигают аппетит тех, кому не посчастливилось их увидеть.

Многим наверняка трудно будет поверить, что ради одного вида иностранные туристы готовы проехать тысячи километров и потратить сотни евро. Между тем у Беларуси есть своеобразная монополия на белую лазоревку: в тех регионах России, где ее можно увидеть, как правило, отсутствует даже минимальная инфраструктура для приема туристов, а из-за политической нестабильности на Украине туда вряд ли скоро потянутся туристы. Да и набор видов, который можно найти в части Полесья, расположенной по другую сторону границы, куда менее интересен.

Между тем это еще один важный аспект. Редкие ландшафты вроде пойменных дубрав, которые практически исчезли в Европе, дикорастущие орхидеи, некоторые виды зверей и даже стрекоз – возможность увидеть все это по пути резко повышает конкурентоспособность того или иного направления. Бердвотчинг в данном случае выступает в роли своеобразного локомотива, позволяющего привлечь внимание экологических туристов.

В этом плане у Беларуси очень хороший потенциал. Вопрос в том, как он используется. Именно с этим есть проблемы. Экологический туризм является одной из форм природопользования, только наиболее щадящей из всех. Охота, заготовка древесины ближе и понятнее белорусам (чиновники в этом плане не исключение). Система уже существует и работает. Так зачем от нее отказываться ради чего-то непонятного, хотя и многообещающего?

Между тем совместить одно с другим вряд ли получится, хотя такие попытки и предпринимаются. Весенняя охота на водоплавающих птиц, которая запрещена по всей Европе, заканчивается в апреле, а в мае начинают приезжать первые бердвотчеры. К этому моменту «объекты наблюдения» или застрелены, или уже покинули Беларусь в поисках более безопасных мест, или напуганы выстрелами настолько, что уже не подпускают близко. К этому следует прибавить имиджевые потери: многие иностранцы из принципа не поедут в страну, где разрешена весенняя охота.

Когда Беларусь входила в неофициальный рейтинг 20 лучших стран для охоты, экономического стимула для развития бердвотчинга и других видов экологического туризма просто не было. После того как количество иностранных охотников сократилось на 30–40%, он неожиданно появился. Однако выйти на рынок, который начал формироваться уже несколько десятилетий назад, не так-то просто. Нужен продуманный подход, в основе которого – мощная рекламная кампания, благодаря которой о Беларуси хотя бы узнают.


Между тем последний ролик, выпущенный Национальным агентством по туризму, показывает, что по-настоящему суть проблемы на государственном уровне не осознают. Перед нами стандартный «винегрет», в котором меньше минуты отведено абстрактным природным красотам нашей страны, а все остальное – культурно-историческим достопримечательностям, которые сами по себе вряд ли способны заинтересовать жителей Западной Европы с куда более богатым культурным наследием.

Чтобы привлечь экологических туристов, нужно показывать токующих глухарей, белую лазоревку – одним словом, все то, ради чего к нам готовы приехать. Пара зубров, которые появляются на 43-й секунде, ситуацию не спасет.

Продвижение Беларуси как экотуристического направления на международном уровне – задача, решение которой по плечу только государству. Это не масштаб отдельных фирм, которых, кстати, в Беларуси фактически нет: приемом иностранных бердвотчеров, как ни странно, у нас занимаются компании из Болгарии, Венгрии и Польши. Они собирают группы в Западной Европе, где бердвотчинг наиболее популярен, а затем привозят их со своими сопровождающими, которым помогают местные гиды. Как правило, это сотрудники различных заказников и национальных парков, которые очень ревниво оберегают свою монополию. 

Как такового корпуса профессиональных гидов, которые знали бы птиц «на отлично» и умели их показывать, в Беларуси нет. Сама по себе такая профессия не существует, поскольку нет рынка. И здесь встает вопрос, что первично. Думаю, туристы не хлынут в Беларусь до тех пор, пока не будет тех, кто сможет их профессионально сопровождать. Причем особенность этого направления заключается в том, что подготовить специалиста сложно. Даже выпускникам биологических факультетов в большинстве случаев не хватит знаний, а главное, опыта, для того чтобы гарантированно показать определенные виды птиц (не говоря уж о свободном владении английским языком). Что же говорить о специалистах в сфере туризма, которых готовят некоторые белорусские вузы?! На сегодняшний момент в нашей стране профессионалов, способных на высоком уровне принять иностранных бердвотчеров, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Но даже если такие специалисты появятся, возникает вопрос, кто и каким образом будет их аттестовывать? Орнитологическая экскурсия – нечто принципиально иное, чем показ достопримечательностей.

Инфраструктура – еще одна потенциальная проблема. Это касается прежде всего проживания. В Турове, например, достаточно гостиниц, где можно остановиться, получив за приемлемые деньги достаточный уровень комфорта. Однако это скорее исключение, чем правило. Многие районные центры не могут похвастаться объектами, где не стыдно было бы разместить иностранных туристов. Питание – отдельная тема. Иногда приходится обходиться сухим пайком, поскольку гостиница не готова предложить даже завтрак, а кафе и рестораны с утра просто закрыты.

И все же не в этом пока главная проблема. Многих останавливает необходимость получать визы. Жители Западной Европы настолько привыкли свободно перемещаться по миру, что даже далеко не самая обременительная процедура отталкивает их. Пять дней, которые можно провести в Беларуси без визы, – слишком короткий срок для полноценного экологического тура, который обычно длится 7-8 дней. Вот и получается ситуация, которую очень емко охарактеризовал один мой знакомый шведский бердвотчер: «Вы ходите по деньгам и не можете наклониться, чтобы поднять их».

Фото Павла Лычковского

Комментарии пользователей (12)
Оставьте ваш комментарий первым
Андрей Шевчик    6 июля 2017 в 17:25
0
0
Спасибо за поднятую тему! Согласен со всеми пунктами. Единственное, что хотелось бы добавить, так это роль государства. А она в этой теме должна быть одна - НЕ МЕШАТЬ!
Андрей Бородин    6 июля 2017 в 17:35
0
0
не мешать кому или чему?
Андрей Шевчик    6 июля 2017 в 20:39
0
0
Не мешать развитию описанного в статье направления и развивающим его людям.
Андрей Бородин    6 июля 2017 в 22:56
0
0
без государственной поддержки вряд ли что-то получится
Андрей Шевчик    6 июля 2017 в 22:58
0
0
Пусть помогут тогда с отменой виз. Дальше рынок сам разберется.
Андрей Бородин    6 июля 2017 в 23:19
0
0
уже 25 лет разбирается, пока чуть лучше чем ничего
Svetlana Koshkina    6 июля 2017 в 23:37
0
0
На самом деле, у РБ колоссальная проблема с туристическим позиционированием: вместо того, чтобы "бить по больным местам" разным аудиториям разными месседжами, практикуется справедливо отмеченная выше винегретная политика. Для неискушённых россиянцев – вполне то, что надо, но не для европейцев... а ставку вам нужно делать именно на них в долгосрочной перспективе.И у вас таки есть замечательные гиды, способные удовлетворить интерес как широкий около-заинтересованных масс, так и глубоко и профессионально - запросы "процарапанных" в теме.
Сергей Плыткевич    9 июля 2017 в 22:23
1
0
К сожалению, гидов у нас -- раз-два и обчелся. Рынка пока нет. Рассчитывать на помощь государства -- несерьезно. Какое государство? В чьем лице? Министерство спорта и туризма? Но там совсем мало специалистов, они и с классическим туризмом не могут разобраться, что уже говорить про такое специфическое направление? А в нем повторяется все то же, что происходило с охотничьим туризмом. Турфирма привозит клиента в охотхозяйство, а оно заявляет этому клиенту: зачем нам посредники? Приезжайте в следующий раз напрямую! И турфирма вылетела из цепочки... Ты привозишь фотографа в заказник, тот знакомится с сотрудником заказника и все... Больше организатор тура не нужен...
Павел Лычковский    10 июля 2017 в 10:56
1
0
Если турфирма не предлагает некие дополнительные услуги или скидки (например на заселение в отели или билеты) или не организовывает некий комплекс посещений со сложной логистикой/организацией, то она действительно является лишним звеном. Зачем переплачивать? Поэтому в последнее время так и распостранился самостоятельный туризм, достаточно доступа в интернет.
Сергей Плыткевич    10 июля 2017 в 14:16
0
0
Павел, согласен, что никто не хочет переплачивать. Но есть партнерские отношения и если заказник или нацпарк первого же клиента пытается перетащить к себе, то фирма не будет больше рекламировать, привлекать. Соответственно, этот клиент, может быть, и останется, но не появятся другие... Потому что совсем одно дело -- показать какое-то животное, привлечь его -- и совсем другое вести переговоры с потенциальными клиентами, убеждать их приехать именно сюда... Мы говорим о создании системы для развития экотуризма. Без партнерских отношений между разными игроками этой цепочки создать систему невозможно. Здесь даже и государство никакое не надо вспоминать. Надо самим разобраться на нижнем уровне...
Андрей Шевчик    10 июля 2017 в 18:25
0
0
Вот поэтому я и пытаюсь разработать полностью свой (автономный) маршрут без заказников и прочих лишних звеньев, но зато с бонусами для тех же членов клуба и для таких же как я - с нижнего уровня.
Андрей Бородин    13 июля 2017 в 10:00
0
0
Сергей Плыткевич, сказал(а): К сожалению, гидов у нас -- раз-два и обчелся. Рынка пока нет. Рассчитывать на помощь государства -- несерьезно. Какое государство? В чьем лице? Министерство спорта и туризма? Но там совсем мало специалистов, они и с классическим туризмом не могут разобраться, что уже говорить про такое специфическое направление? А в нем повторяется все то же, что происходило с охотничьим туризмом. Турфирма привозит клиента в охотхозяйство, а оно заявляет этому клиенту: зачем нам посредники? Приезжайте в следующий раз напрямую! И турфирма вылетела из цепочки... Ты привозишь фотографа в заказник, тот знакомится с сотрудником заказника и все... Больше организатор тура не нужен...
 я скорее могу представить себе, что бердвотчеров будут перехватывать гиды. вряд ли какой-нибудь нацпарк или тем более заказник способен организовать полноценный орнитологический тур, собственной территории будет явно маловато, а в чужую вотчину их просто не пустят
Комментарий был изменен 13 июля 2017 в 10:01
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.