«Белорусский охотничий туризм должен сделать ставку на комплексный туристический продукт»

6 2430 14 ноя 2011

- Сегодня Управление делами Президента Республики Беларусь, в ведении которого находятся более 1 млн га охотничьих угодий, принадлежащих семи лесоохотничьим хозяйствам, перешло на принципиально новые условия организации охотничьих туров. Мы ужесточили требования к иностранному охотничьему туризму, исключив посредников. Ведь раньше значительная доля выручки доставалась белорусским туроператорам. Мы же, оказывая услуги, не могли отразить доходы в своей статистической отчетности.

Да, мы потеряли часть потенциальных покупателей охотничьих туров. Но в то же время и приобрели. Прежде всего, за счет расширения перечня предоставляемых платных услуг – от сопровождения на охоте до разделки дичи. На транспортировке, питании, проживании и т.д. сейчас мы зарабатываем половину доходов от организации охотничьего туризма.

Так, за 10 месяцев текущего года мы провели 233 охотничьих тура с участием 827 иностранных охотников. Охота принесла 10,3 млрд рублей, из них 9,5 млрд получены от зарубежных граждан. То есть доход только от иностранного охотничьего туризма составил 92,5%.

В среднем выручка от одного зарубежного охотника колеблется в пределах 11,5 млн рублей. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года (6,4 млн рублей), она выросла почти в два раза. При этом число иностранных охотников, посетивших белорусские нацпарки, не увеличилось. И все за счет расширения перечня оказываемых дополнительных платных услуг.

Сейчас во всем мире большим спросом пользуется комплексный туристический продукт. В Африке это большая африканская «пятерка», в Шотландии – «тройка», то есть охотникам там гарантируют, что они добудут оленя, поймают форель, постреляют куропаток. Такой же бренд необходимо разработать и в Беларуси.

Что-то подобное мы уже делаем в национальном парке «Припятский». Например, начали предлагать там туры разной продолжительности и направленности, когда охотник может поохотиться на разные виды дичи в естественных угодьях, в сафари-парке, а может и порыбачить на Припяти. Я считаю, что такие комплексные туры необходимо разрабатывать и пропагандировать повсеместно.

В нацпарках «Припятский» и «Беловежская пуща» построены крупные охотничьи вольеры. Припятский, площадью 4,7 тысячи га, так вообще признан европейскими экспертами, посещавшими национальный парк в этом году, самым большим и лучшим вольером в Европе! Идея сафари-парков полностью себя оправдала. С их помощью мы смогли заработать как чисто на охоте, так и на экотуризме. Поэтому такие же сафари-парки будут созданы в нацпарках «Нарочанский» и «Браславские озера».

Ни для кого не секрет, что спрос на сугубо охотничьи туры в последние годы падает. Поэтому надо уделять внимание сопутствующим охоте направлениям, например, дичеразведению. Последняя мясная ярмарка в Минске показала, что мясо дичи пользуется большой популярностью. Сегодня такие страны, как Аргентина, Новая Зеландия и другие, отдают предпочтение дичеразведению. Нам есть чему у них поучиться. Особенно в области в селекционной работы по выращиванию охотничьих животных ценных трофейных качеств.

Необходимо искать что-то свое, запоминающееся. Беловежская пуща со своим Дедом Морозом уже настолько раскручена, что номера в гостиницах в нацпарке забронированы на зиму вперед. Мы ожидаем, что в 2011 году его посетят около 400 000 туристов. Но не следует слепо копировать образ Деда Мороза. В каждом регионе должны быть найдены свои изюминки.

Например, в том же Припятском нацпарке создан новый туристический продукт - экскурсия «Среди оленей». Нынешней осенью он пользовался невероятным спросом. Ведь на огороженной территории собирались до 400 рогачей. Необыкновенное зрелище!

В Березинском биосферном заповеднике тоже появился свой бренд - мужичок-лесовичок. В нацпарке «Браславские озера» мы планируем создать рыбацкую деревню, главным персонажем которой будет старый рыбак или водяной.

Для нормального развития туризма необходимо искать свой продукт, который учитывал бы местные традиции, был самобытным и интересным. Таким, чтобы человек хотел воспользоваться им вновь и вновь…

Комментарии пользователей (6)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    15 ноября 2011 в 0:56
0
0
Ведь на огороженной территории собирались до 400 рогачей.- no comments
Виктор Козловский    15 ноября 2011 в 21:38
0
0
Охотничьи хозяйства РГОО БООР и ХОЗЯЙСТВА УД стоят заведомо в разных условиях. Я даже боюсь представить цифру, сколько бюджетных денег было вложено за пятилетку в охотхозяйства  УД. Поэтому в таком контексте хвалиться особо и нечем.
Гость    17 ноября 2011 в 13:22
0
0
"Сейчас во всем мире большим спросом пользуется комплексный туристический продукт. В Африке это большая африканская «пятерка», в Шотландии – «тройка», то есть охотникам там гарантируют, что они добудут оленя, поймают форель, постреляют куропаток. Такой же бренд необходимо разработать и в Беларуси."????????
Ляпусов много, но "велосипед" не может быть "Беларуским чудом". Мы и трофейной охоты то, до конца логического не довели. А с Африкой нас сравнивать нельзя! Если в Проипетском "лопатой гребете деньги" с вольера, то это не значит что у заповедников точно такой путь должен быть! Попробуйте после БамбизыНН Беловежскую Пущу возродить? Приоода не "станок", Природа живой организм! Кровавая бойня в вольере - это не ОХОТА!
Ольга Лукшиц    27 ноября 2011 в 18:50
0
0
 Выручка в рублях выросла за год в 2 раза С улыбкой - а валюта в 3. Какая же тут эффективность С улыбкой
Гость    16 декабря 2011 в 23:50
0
0
До комплесного охотничьего туризма с такими нормами добычи нам долеко,как до парижа!Вы посмотрите ,что в Беловежской пуще творится,охота ведётся неимоверными маштабами,в основном загонная.Популяция оленя в каком состоянии,нет уже тех пущанских рогачей,которых можно было наблюдать раньше.
Тут пора бы уже задуматься ,что детям нашим и внукам останется полсе "комплесного охотничьего туризма"
Валерий Мосейкин    26 декабря 2011 в 9:11
0
0
В Кении стоимость охоты на львов (21-дневный тур) составляет 8.500долларов США. Выделанная шкура льва стоит еще от 960 до 1.325 долларов. В то же время, каждый лев, но как объект экологического фототуризма за свою жизнь "зарабатывает" более полумиллиона долларов. В целом же, Кения на экологическом фототуризме зарабатывает в 18 раз (!) больше денег, чем на охоте.  Почему бы УД не подумать о развитии в Белоруссии не первобытно-охотничьего, а шагающего в будущее, экологического туризма? Можно говорить что угодно, но спортивная охота в национальных и природных парках входит в противоречие с самой идеологией экотуризма, сложившейся  в мире за последнее столетие.
В Финляндии, где схожие природные условия и где еще недавно добывали лосей больше, чем во всех респубиках бывшего СССР вместе взятых, ставка сделана на экотуризм. Судя по отзывам, в частных и государственных резерватах Kuhmoи и Martinselkonen, пользующиеся огромной популярностью у экотуристов всего мира, за один день можно близко наблюдать и фотографировать до  18 (!) диких медведей, а также волков, рысей, росомах, беркутов, орланов, скоп, крупных сов и других редких и интересных зверей и птиц...
За последние тридцать лет экологический туризм охватил около 12% всего мирового рынка туризма при темпах ежегодного роста, в 2-3 раза превышающих темпы роста всей остальной мировой туриндустрии. На нужды экотуризма в мире ежегодно производится товаров и услуг на сумму 55 миллиардов долларов США, что составляет 25% международной торговли в сфере услуг или 12% валового мирового продукта. Только лишь природные парки США каждый год принимают более полумиллиарда (!) экотуристов. По докладам Службы Рыбы и Дичи за 2002-04 гг. благодаря экотуризму в США было дополнительно создано свыше миллиона рабочих мест! В 2006 году экологический туризм принес в экономику США более 36 млрд. долларов чистой прибыли.
Более 50 процентов туристов, посещающих страны Африки и Латинской Америки, путешествуют с целью экотуризма. В прошлом, 2010 году, 35% европейских туристов избрали именно этот вид туризма. Замечу, что только одних лишь бердвочеров - любителей путешествовать по миру с целью наблюдения диких птиц, в странах Евросоюза и Северной Америки сегодня уже больше, чем всех охотников и рыболовов вместе взятых! Подсчитано, что в развитых странах по своей популярности бердвочинг уступает лишь числу любителей цветов и футбольным болельщикам. Всего же, в мире, членами различных бердинг сообществ состоят более 300 млн. человек.
Средний иностранный, а теперь уже и российский  фототурист, не убивающий животных, зачастую оставляет в хозяйстве денег не меньше, чем средний ружейный охотник. По подсчетом известного российского фотографа, С.Горшкова, только себестоимость одного, но эксклюзивного снимка дикой природы сегодня составляет не менее 5 тыс долларов США. Фототуристы, посещавшие оз. Маныч в ходе проведения пилотного проекта "От ружья к фотокамере", в среднем, тратили на одну поездку около 1.700 долларов при этом, каждый второй фототурист приезжал неоднократно. Об огромном интересе к фотографированию дикой природы свидетельствует и тот факт, что российскую выставку природной фотографии "Золотая черепаха" второй год подряд посещает более двух миллионов человек, еще десятки миллионов людей, следят за ней по интернету.
P.S. Обратите внимание на алтайские маральники. Это устроенные в тайге гигантские вольеры в каждом из которых содержатся сотни крупных рогачей. Но как показывает опыт, охотников и туристов маральники не привлекают при том, что ежегодно Алтай посещают миллионы вполне обеспеченных туристов. Концы с концами владельцы маральников сводят продажей пантов в Корею и Китай. Вообще же, строительство в заповедниках и природных парках зверинцев и зоопарков это нонсенс.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.