Романтический вояж в позднюю осень. Часть 1
Ноябрь – самая настоящая поздняя осень. Последние листья гоняет холодный ветер, с неба сыплет надоедливый дождь или снег, во дворе противно каркают вороны, прохожие зябко кутаются в теплую одежду, – в общем, грусть и тоска. Не то, что ехать куда-то, а просто дойти до ближайшего магазина не хочется!
И тут – такая заманчивая перспектива отправиться в путешествие под названием «Романтический вояж» и посмотреть – как там, в разных странах, переживают этот сумрачный и печальный месяц. Тем более, что любезное посольство Италии открыло визу аж на целый год!
Притяжение воды. Несравненная Венеция
Венеция – один из самых уникальных, романтических и мистических городов в мире. Кроме того, этот город и вода – понятия совершенно неразделимые. Туристы, в том числе и мы, добираются до Венеции просто – садятся на кораблики и переплывают на причалы, расположенные прямо в городе.
На палубе прохладно, но в городе температура достаточно комфортная. Казалось бы, в ноябре потоки туристов должны были бы уменьшиться, но нет – по улочкам и мостам, площадям и магазинчикам блуждают огромные разноязыкие толпы.
Наш гид ведет нас к площади святого Марка и рассказывает, почему именно здесь решили построить город на воде. По ее словам, история такова: Венеция была основана в V веке на пустынных островах, находящихся в болотистой дельте реки По. Благодаря расположению, Венеция смогла развиться в процветающий город-государство, разместившись на 118 островах и объединенных более чем 400 мостами.
Главной причиной возникновения Венеции на воде была необходимость обеспечить город защитой от врагов. Вода стала естественной преградой, создающей непреодолимые препятствия для вражеской армии. Это обеспечивало безопасность и защищало жителей города от возможных войн и набегов.
Кроме того, вода предоставляла отличные возможности для торговли и мореплавания. Море было основным источником дохода для города, и размещение на воде способствовало активному развитию морской торговли. Город стал одним из ведущих торговых центров в Европе, обеспечивая процветание и богатство.
Местные жители смогли создать и развить сложную систему каналов, которая облегчала перемещение. Мы приехали (приплыли) в город очень удачно: буквально несколько часов назад площадь Святого Марка и набережная были залиты водой. К концу нашей экскурсии вода отступила, оставив только небольшие лужи. Впрочем, все 50 000 человек, составляющих ныне население Венеции, к этому явлению привыкли и приспособились. Более того, предприимчивые торговцы стали получать реальную выгоду и продавать изготовленные руками трудолюбивых китайцев специальные полиэтиленовые бахилы веселеньких расцветок, которые можно одевать прямо на обувь. Цена – от 6 до 12 евро за пару, торговаться можно и нужно.
Несколько лет назад жители Венеции протестовали, возмущаясь наплывом туристов, нарушающих экологию, загрязняющих канала и лагуну и пр. Однако за время пандемии ковида вода в каналах очистилась, экология восстановилась, а доходы города и его населения резко упали. Так что сегодня, по крайней мере, пока – особых протестов против гостей не слышно.
По словам нашего гида, одним из наиболее популярных вопросов является вопрос: «Когда утонет Венеция?» Реалии таковы: согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, Венеция опускается со скоростью примерно 2 миллиметра в год, что может показаться незначительным, но со временем это может иметь значительные последствия. Кроме того, городу угрожает повышение уровня моря в результате изменения климата, что может усугубить последствия опускания и привести к более частым и сильным наводнениям.
А группа итальянских ученых полагает, что к 2100 году Венеция может уйти под воду к 2100 году. Специалисты просчитали, что уровень моря к 2100 году может подняться на 140 сантиметров, что и создает прямую угрозу затопления не только Венеции, но и целого ряда городов Италии. Конечно, до 2100 года еще далеко, и, наверное, люди придумают, как спасти Венецию – этот несравненный город, настоящую мекку для всех любителей путешествий…
Прощаясь с Венецией, мы садимся в кафе на набережной, пьем знаменитый апероль шприц (Aperol Spritz), и любуемся на закат, загадывая желания. Несмотря на то, что в этом городе я в четвертый раз, все равно хочется сюда вернуться…
Зеленая река
Наше путешествие продолжается среди Альп, и довольно долго нас сопровождает река, имеющая яркий зеленый, «болотистый» цвет. На одной из стоянок мы имели возможность ближе познакомиться с этой бурной водной артерией.
Оказалось, это Инн – река, берущая свое начало в Швейцарии, где она вытекает из озера Лунгин на высоте 2484 метров, возле перевала Малоя, а затем течет по территории Австрии и Германии. Впадает в Дунай в городе Пассау, в месте слияния трех рек (Дуная, Инн и Ильца). Инн – одна из самых крупных и протяженных рек Европы, ее длина 517 километров. Из-за своей извилистой формы ее часто называют «елкой».
В долине реки Инн (входит в состав федеральной земли Тироль в Австрии) мы из окна автобуса наблюдали живописные луга, пастбища и леса. Здесь сохранились великолепные средневековые замки феодалов – прекрасные архитектурные достопримечательности местности. Столица австрийской земли Тироль – город Инсбрук. Находится он в самом сердце Альп, там, где река Силль впадает в Инн. Всего в этом городе находится шесть мостов, перекинутых через реку Инн, в связи с тем, что город расположен по обеим сторонам водоема. Любопытно, что название города в переводе имеет значение «мост через реку Инн».
К сожалению, Инсбрук мы видим только издали, но смогли заметить горнолыжные трассы и отели, готовые с 1 декабря принять многочисленных любителей этого вида спорта.
Озеро Гарда
На прекрасном озере Гарда мне посчастливилось побывать в нынешнем году дважды. В Сирмионе, городе, стоящем на одном из берегов озера, в отличие от Венеции, чувствуется завершение сезона: многие магазинчики закрыты, уличные кафе сворачивают зонтики и убирают столики, и нет толп туристов. И это делает наше пребывание еще более комфортным.
На корабликах туристов тоже практически не катают, но для нас таки подгоняют БОЛЬШОЙ катер, на котором рассаживаются все 35 членов нашей группы.
Пожилой веселый итальянец-капитан устраивает настоящее сафари, и катер прыгает по волнам кузнечиком, вызывая охи и ахи, а где-то и крики – страшно-то как!
Но кэп только смеется, убеждая, что ничего ужасного не происходит.
Наш гид рассказывает, название «Гарда» – от немецкого слова warda, означающее «сторожевой пост». А во времена Римской империи его называли иначе – Бенако (в переводе с латыни «благословенное»). Lago di Garda – крупнейший пресноводный водоем Италии, лежащий на полпути из Брешии в Верону, в 1,5 часах езды от Милана. Площадь озера составляет 370 километров кв., длина – 51,9 километр, а максимальная ширина более 16 километров. Вода в среднем прогревается до 19–22 градусов. Гарду питает река Ариль, а также мощные глубинные источники.
Нам показали место, где было скопление пузырьков. Оказалось, что в озере существуют сероводородные источники. Позже мы убедились, что вода очень мягкая и «маслянистая» на ощупь. Некоторые отважные ребята из группы даже искупались, сделав заплыв поближе к сероводородным источникам, и утверждали, что водичка очень теплая.
Озеро Гарда и окрестности ценили не только древние римляне: здесь бывали европейские писатели и деятели искусств: Иоганн Гете, Чарльз Диккенс, Оскар Уайльд, Джеймс Джойс и многие другие.
Погуляв по парку Марии Каллас, приобретя «лимонные» сувениры (лимоны – это местный бренд!), насладившись отменным кофе и отведав местного мороженого, отбиваясь от уток и чаек, отправляемся дальше…
Романтичная Влтава
Прекрасную Прагу невозможно представить без реки Влтава, которую называют чешской национальной рекой. Чешское название реки Vltava происходит от старогерманского слова Wilth-ahwa, что означает «Дикая вода». Это левый приток реки Лаба, и ее длина составляет 446 километров.
Дикой Влтаву называют не зря: нрав у реки буйный, и наводнения тут не редкость. Крупнейшее за последние 500 лет наводнение произошло в 2002 году, когда была затоплена значительная часть Праги и даже пострадал Пражский метрополитен.
В самом центре Праги Влтава делит исторический центр города на Старый город (район Старе-Место, Staré Město) и Малый город (район Мала-Страна, Malá Strana).
В Праге река протекает в черте города и ее пересекают 18 мостов, в том числе самый известный Карлов мост, куда устремляются ВСЕ туристы, и мы не исключение.
Этот полностью пешеходный мост украшен статуями святых. Его строительство было начато на месте предшествующего Юдина моста, при короле и императоре Карле IV в 1357 году, и он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дату закладки первого камня Карлова моста Карл IV выбрал по совету придворных астрологов. Торжественная церемония по этому случаю состоялась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Мост построен из блоков песчаника, опирается на 16 мощных арок неравного диапазона, его длина составляет 515,76 метров, а ширина – 9,5 метров.
С 1683 по 1928 год на опорах моста было установлено 30 статуй святых, самой известной из которых является статуя святого Яна Непомуцкого. К этой статуе выстраивается нешуточная очередь, та как, по преданию, если потереть некоторые места (они уже блестят, так что ошибиться невозможно) и загадать желание, то оно непременно сбудется. Ага, что называется, плавали – знаем. Терла, и не раз, и – ничего! Поэтому обойдусь.
Замечательная возможность прочувствовать всю мощь и ширину реки, увидеть красивейшие здания на берегах, это двухчасовая прогулка на кораблике с гидом и сытным обедом (шведский стол) и рюмочкой грушовицы.
Можно подняться на верхнюю палубу и бросить в опору Карлова моста монетку. Добросили – все сбудется, не добросили – увы! У меня, разумеется, последнее…
Неприятные сюрпризы
Вода во время путешествия может не только радовать, но и огорчать. Так случилось в Зальцбурге, так было и во время экскурсии по самой очаровательной деревне в Баварии – Обераммергау, когда сверху периодически или лил дождь, или сыпал снег.
А сама деревня – самых талантливых резчиков по дереву, грандиозных театральных представлений, которые проводятся раз в 10 лет и расписных домиков, безусловно, заслуживает внимания.
Здесь есть домики «У семи козлят», «Бременские музыканты», «Kрасной шапочки» и пр. Практически каждый дом в этой деревушке расписан сценами известных сказок братьев Гримм и библейскими сюжетами.
К сожалению, проливной дождь попытался испортить и впечатление от красивейшего замка Германии – Нойшванштайна, возвышающегося на скалистом склоне в тиши баварских Альп. Он стал воплощением мечты самого загадочного короля Баварии – Людвига II. Мне всегда хотелось посмотреть на это архитектурное чудо, поэтому, несмотря на противные осадки, я твердо решила идти до конца. Это, скажу я вам, оказалось еще тем испытанием: подъем пешком, когда мокро и сверху, и снизу, а упавшие листья скользят под ногами, б-р-р-р.
Тем не менее, впечатление оказалось сильным, тем более, что рассказы о Людвиге, его затворничестве, его до сих пор неразгаданной гибели, гармонично легли на представшую перед глазами картинку. А если еще и воображение включить…
Спустившись с одной горы, мы сразу начали подниматься на другую, чтобы посетить еще один великолепный замок, где прошли детский годы Людвига и его младшего брата Отто.
Этот замок называется Хоэншвангау, что дословно переводится как «высокий лебединый край». Сегодня в этом замке расположилась музейная экспозиция, и, что весьма ценно – состоящая из подлинных вещей королевской семьи.
В теплом автобусе одежда высохла, а воспоминания остались, и будут греть душу…
Фото автора
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.