Вдоль берегов Пины, Припяти и Струменя

0 4173 29 июл 2023

Город Пинск и река Пина неразлучны с давних времен. Река принесла на своих волнах челны основателей города, дала славное имя, благосостояние и защиту, предопределила его дальнейшую судьбу – крупной речной пристани и военно-морской базы трех флотилий. Пина была и остается участницей и свидетелем многих ключевых событий в истории города…

1 Пинск, панорама, костел и Пинский дворик.jpg

Теплоходная экскурсия «Вдоль берегов Пины, Припяти и Струменя» не повторяет, а дополняет пешеходные и автобусные экскурсии по Пинску, давая возможность взглянуть на столицу Полесья по-новому. Ведь только с реки открывается неповторимая южная панорама города с удивительными памятниками старины, храмами, зелеными аллеями, скверами и старым парком.

6 Татьяна Хвагина.jpg

Презентация новой теплоходной экскурсии состоялась в Пинске 14 июля 2023 года – в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Интерес горожан к этому начинанию превысил все ожидания – на двух палубах теплохода «Пинск» – яблоку негде упасть. Билет на прогулку всего 5 рублей, а экскурсия – в подарок.

2-IMG_4621pb.jpg

Отходим от пристани и движемся вверх по реке… Отбегают назад уютный Каролин (бывшее местечко), основанное Яном Каролем Дольским 333 года назад, дворец Матеуша Бутримовича, чьими стараниями Пинск стал портом двух морей, административные здания, торжественный ансамбль монастыря францисканцев и монументальный коллегиум, чьи стены хранят дыхание вечности.

3 Пинск, иезуиты и пристань.jpg

Колышется на понтоне голубенький речной вокзал, к которому дважды в неделю причаливает круизный теплоход «Белая Русь». Жаль, не хватает у пристани колесных пароходов, которые сто с лишним лет назад ходили из Пинска в Киев, Луцк, Давид-Городок, Телеханы, и знаменитого лодочного базара, «торга на воде». Вдоль береговой линии – территория РУЭСП «Днепровско-Бугский водный путь», благодаря которому и в наши дни осуществляется судоходство на водном пути, пересекающим все Полесье (составными частями которого являются Мухавец, Днепровско-Бугский канал, Пина и Припять).

4 Пинск. С гравюры 19 века.jpg

Пинск на гравюре XIX столетия и знаменитый лодочный базар, зафиксированный американской путешественницей Луизой Бойд в тридцатых годах ХХ века.

5--70-71-Пинск,-1936-kolegium-jezuickiego_1330.jpg

Пинский судостроительно-судоремонтный завод узнаешь издалека по высоким башенным кранам. Судостроение – важная страница в истории Пинска. Все начиналось еще в конце XIX века, а с конца 1940-х до наших дней здесь было построено свыше 1000 речных судов разного назначения, в том числе 3 пассажирских. Пинские корабелы создали и многотонного «Зубра», который установлен возле автодороги М1-Е30 на границе Минской и Брестской областей.

Акватория старого порта хранит память о 3-х флотилиях, которые базировались в Пинске в XX веке. На берегу сохранился кирпичный ангар для гидропланов, построенный в 1930-е годы, когда бассейн Припяти именовался «Пинским морем». Дальше пошел рассказ о строительстве каналов, Королевского и Огинского. Их развитие и использование началось еще в конце XVIII века, а в XIX веке они были единственными водными путями Российской империи, которые связывали Балтийское и Черное моря.

Сменяют друг друга панорамы Заречья, кланяется, пригибаясь к самой воде, тростник… Здесь, напротив Пинска, была когда-то настоящая «Венеция» ‒ речная дельта между Струменем и Пиной. Она безвозвратно исчезла, так же, как «каролинская фортеция» и гора Миндовга…

7 Пинск, соединение рек.jpg

Проходим необычный речной перекресток, где сходятся и расходятся Пина, Струмень и Припять. Любуемся панорамой парка, над которым возвышается храм-ротонда «Рождества Богородицы». Когда-то здесь находился древний Лещенский монастырь.

8 Пинск, церковь-ротогнда.jpg

В 2014 году у слияния рек занял почетное место «Король вьюнов», легенды о котором прочно вошли в историю и фольклор Полесья и были увековечены Ю.И. Крашевским, Н. Лесковым и другими авторами.

Побывав в Припяти и Струмене, завершаем экскурсию рассказом о героическом десанте моряков Днепровской флотилии, который в ночь с 11 на 12 июля 1944 года начал освобождение Пинска от захватчиков. В память об этом в парке, на берегу Пины, поднят на постамент настоящий боевой корабль БК-92 – аналог бронекатеров, совершивших открытый переход по Припяти в глубину вражеской обороны (порядка 20 км). Они доставили в Пинск десант, вступивший в жестокую схватку с врагом, длившуюся около двух суток.

9 Пинск, бронекатер.jpg

14 июля 1944 года Пинск был освобожден 61-й армией I Белорусского фронта.

10 Пинск, панорама костела 2.jpg

Часовая экскурсия прошла на одном дыхании и понравилась всем участникам. Жаль, если она не найдет достойного места в программах туров по Пинску и Полесью. Пинские экскурсоводы готовы повторить презентацию новой теплоходной экскурсии для белорусских туроператоров и экскурсоводов, в любой момент до конца навигации. Дело за малым – приехать в Пинск!.. Ждем!

От редакции «Планеты Беларусь»: город Пинск, без всякого сомнения, является одной из самых больших жемчужин Беларуси. Если вы планируете поездки по родной стране, то обязательно должны побывать в столице Полесья. А чтобы впечатления оказались самыми яркими, мы рекомендуем разместиться в гостевом домике «Пинский дворик» и воспользоваться услугами нашего прекрасного автора и великолепнейшего экскурсовода Татьяны Хвагиной. Ее телефон: 8-044-715-37-50.

Источник: planetabelarus.by

Татьяна Хвагина

Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.