Почему Красный бор победил Беловежскую пущу?
У любого природного фотографа есть любимые места, где ему больше всего нравится фотографировать и где сопутствует удача.
Если говорить о фотоохотниках, то определяющим для них является доступность диких животных, возможность снимать их в разном антураже.
Решил на примере фотосъемки оленей показать, как менялись мои пристрастия к различным природным территориям Беларуси.
В конце прошлого века и в начале нынешнего наиболее привлекательным местом в Беларуси для фотосъемки благородных оленей в дикой природе был национальный парк «Беловежская пуща».
Пуща всегда славилась оленями, но на них интенсивно охотились, поэтому они вели себя очень осторожно. Кроме того, у меня совершенно не было фотоохотничьего опыта, и снимки получались только случайно.
Рядом с пущей находилось экспериментальное охотничье хозяйство «Шерешево», в котором олени содержались в огромном вольере. Зимой их там подкармливали, была возможность сфотографировать животных с охотничьей вышки.
Но как я ни старался, за первые десять лет мне так и не удалось сделать ни одного достойного кадра!
Ну, разве можно этого молоденького самца, идущего с самками к подкормочной площадке, считать хорошим фототрофеем? Нет, конечно! Но тогда я был доволен и таким результатом.
Вот первый осенний снимок оленя, 19 сентября 2005 года. На самом деле рогача почти не видно, но я решил этот кадр сохранить – как факт того, что мне все-таки удалось подойти к ревущему самцу во время гона:
Сфотографировать не смог, но скрадывать уже научился…
31 декабря 2008 года, урочище Никор. Объектив у меня получше, можно сделать несколько кадров бегущих оленей прямо из машины.
Но все равно это совсем не тот результат, к которому я стремился все эти годы.
Более-менее ситуация изменилась 9 сентября 2009 года. Думаю, это произошло благодаря помощи лесничего Александра Пекача: он подсказал точное место, где олени концентрируются во время рева. Мне оставалось приехать затемно, занять позицию на краю поляны и ждать.
Первым в кадр попал молодой самец. Он подошел сзади достаточно близко и позволил сфотографировать себя.
Затем поляну пересек ревущий олень. Вскоре он выскочил прямо на меня, и я впервые смог снять настоящего рогача! Представляете, что я в тот момент испытал?!
Разумеется, олень моментально скрылся, но на другом краю поля была еще и попытка драки.
Через десять дней я снова приехал в Беловежскую пущу. Она сотрясалась от рева оленей! Ночью прошел дождь, по мокрой земле было легко подкрадываться к животным.
И в этот день мне улыбнулась настоящая удача! Олень ревел очень близко, но из-за высокого подроста был совершенно не виден. Скорее всего он принял меня за соперника и пошел навстречу…
Расстояние до животного – меньше десяти метров. Время для съемки – пару секунд. Но мне их хватило, чтобы сделать первый полноценный портрет рогача.
Чуть позже у меня был шанс зафиксировать сюжет еще поинтереснее, но… одного щелчка оказалось достаточно, чтобы олень забыл обо всей своей «страсти» и рванул восвояси. А снимок получился нерезкий…
В пуще был пик гона оленей, они ревели везде, носились туда-сюда по лесу, снимать можно было чуть ли не до обеда.
Зимой 2010 года я снова пытался сфотографировать оленей. Увы, тот же результат, что и в предыдущие годы.
По хрустящему снегу подкрасться к животным невозможно. К подкормочным площадкам они выходили, когда темнело…
А вот на просеках самок оленей снять было можно.
Июнь 2010 года, жара, пойма речки Нарев. Охотовед Александр Кислейко подсказал местечко, где животные пережидали жару. Я забрался на охотничью вышку и стал ждать. Первой в кадр попала самка оленя.
Потом я заметил среди высокой травы рога – самец просто отдыхал. Вскоре его начала мучить жажда, и он подошел к реке.
А я этот момент предусмотрел и тоже переместился на другой берег реки…
Вскоре на поляне появился второй рогач. Вначале он кормился, потом лег отдыхать. Я зафиксировал место лежки и позвонил Саше, чтобы тот вспугнул рогача на меня.
С вышки было прикольно наблюдать, как охотовед приближается к оленю, как буквально в пяти метрах от него кричит, воет волком, но животное никак не реагирует. И вскакивает только тогда, когда человек оказывается совсем рядом…
Увы, рывок оказался совсем в другую сторону и таким стремительным, что я этот момент уловить не смог…
31 августа 2013 года, в Беловежской пуще гон уже начался. Мы с Сашей Пекачем-младшим подкрадываемся по канаве к ревущему оленю с гаремом. Еще темно, урочище Никор укрыто туманом.
Олень бегает за самками, они пока к любви не готовы.
Небо на востоке начинает розоветь.
Мы надеемся, что удастся сделать интересные кадры, но в это время по лесной дороге проезжает машина. Этого оказывается достаточно, чтобы все стадо во главе с рогачом сорвалось с места…
Чуть позже я получаю приглашение начать сотрудничество с охотничьим хозяйством «Красный Бор». Проезжаю по угодьям хозяйства и понимаю, что Беловежская пуща как место для съемки оленей для меня «умирает» навсегда…
Грустно, конечно, но что поделаешь? Вот моя последняя поездка в Красноборскую пущу: мне нужно было срочно забрать фотоработы для выставки в Гомеле, у меня вообще не было времени на фотосъемку, но я не удержался и урвал двадцать минут, чтобы посетить урочища Ардавские и Макуты.
Вот олени-рогачи возле подкормочной площадки.
Молодой самец выглядывает из-за горки: когда эти взрослые уже наедятся?
Еще один рогач стоит в сторонке. Не нравится ему подъехавшая машина, но убегать он не собирается.
И последний аккорд – идущий к еде зубр. За двадцать минут я нащелкал кадров восемьдесят! Понятно, что они однотипные, понятно, что не совсем удачная погода, но… животные совсем рядом, их можно фотографировать!
За четыре года съемки в Красном бору у меня накопилось огромное количество снимков диких животных, можно сделать несколько фотоисторий на разные темы, но я закончу тем, с чего и начинал: Беловежская пуща свою «оленью битву» проиграла.
Это не хорошо и не плохо. Это просто свершившийся факт. Мне для его восприятия понадобились долгие годы. Но кто-то воспользуется моим опытом и добьется хорошего результата гораздо быстрее…
P.S. Прекрасно понимаю, что мой вывод понравится не всем, что первым с ним не согласится патриот Беловежской пущи Александр Пекач. В ответ лишь могу сказать, что в Беловежской пуще теперь значительно легче сфотографировать волков! И для кого-то это гораздо важнее, чем съемка зубров и благородных оленей…
Владимир Пенькевич, сказал(а): Сергей, вы просто там не жили.Беловежская пуща обладает удивительной волшебной притягательной силой; окутана ореолом необъяснимой таинственности, загадочности.Там успокаиваются мысли и эмоции, пробуждаются добрые чувства и намерения,ощущается прилив энергии, происходит оздоровление организма, активизируются жизненные силы, интуиция, очищаются помыслы. Беловежская пуща играет роль своеобразного катализатора жизненных процессов человека и его сознания,способствует гармонизации организма и позитивному настрою… Так чувствуют пущанне и я. И ничто не может сравниться с этим древним, удивительно прекрасным, загадочным и неповторимым местом.. Думаю, кощунственно сравнивать Беловежскую пущу с чем-либо!А Красный бор, извините, искусственно созданный объект, который можно создать в любом лесном массиве Беларуси – были бы деньги.
Александр Гуринович, сказал(а): Как говорил классик в сфере экологии и охотоведения Олдо Леопольд, ценность дикого животного прямо пропорциональна степени его дикости.Я конечно не фотоохотник, но мне всегда казалось что в фотографировании дикой природы (как и в охоте) важна именно дикость животного, снять его в условиях наиболее приближенных к дикой природе. Иначе просто красивых зверей можно снимать и в вольерах.Ценность снимка дикого оленя (для настоящего фотоохотника) в Налибокской пуще, на мой взгляд, гораздо выше снимков подкармливаемых и полудомашних, и просто требует не только мастерства фотографа но и истинного мастерства охотника.
Сергей Плыткевич, сказал(а): Да, Александр, мы говорим о разных вещах -- вы об эмоциях и впечатлениях человека, который соприкасается с дикими животными. А я об эмоциях и впечатлениях людей, которые видят этих животных на фотографиях. В первом случае действительно не важен результат, главное -- процесс, так как в памяти остаются все острые детали. А во втором процесс совершенно не виден, важен конечный результат в виде образной или необычной фотографии. Так что это то же самое, как охоту оценивают охотники и противники охоты, или как на строящуюся в Израиле стену смотрят евреи и арабы...
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.