Как я «подсел» на грибы…

Денис Китель
орнитолог
1 5179 16 авг 2021

Началось все со знакомства с Сергеем Ждановичем.

У него, знаете, «грибной стаж» уже ого-го! Это я – так, начинающий.

Несколько лет назад Сергей приехал выполнять работы по проекту фонда поддержки дикой природы «Красный Бор». Целый день он лазил по лесам в поисках особенных грибов, на которых обыватель и внимания не обратит, а для профессионала это просто клад! Принес он тогда с собой два ведра: в одном съедобные, в другом – для коллекции и на определение. Я присел помочь почистить те, что должны были идти на жаренку, на сушку, в суп и куда-то еще. С грибами я знаком с детства и некоторые виды вполне себе неплохо определяю, даже пользуюсь сленгом матерого грибника – «краснюк», «бабка». Первый гриб, который я разрезал, прямо на глазах у меня покраснел.

– Сергей, а это точно съедобный? – поинтересовался я.

– Ааа… Нет, этот случайно сюда попал. Давай его сюда, – сказал Сергей и переложил гриб в другое ведро.

Я продолжил орудовать ножом. Следующий гриб в моих руках посинел.

– Сергей, с этим, по-моему, тоже что-то не так…

– Ну, этот как бы съедобный, но лучше давай его сюда, – и «синий» гриб тоже отправляется во второе ведро.

Чтобы все стало понятно, Сергей – миколог, т.е. ученый, который изучает грибы, но так как их такое множество, что всеми видами сразу заниматься невозможно, Сергей выбрал себе тему дереворазрушающих грибов. Заедая вареную картошку грибным гарниром, мы беседовали о специфике микологии и о том, как же сложно быть грибом, предъявляющим строгие требования к окружающей среде. Например, одни виды растут только в старых лесах, причем осинниках, иные – в дубравах или ельниках. Часто определенный вид может вырасти только на одной породе дерева, причем бывает, только на мертвом стволе. Ветроломы, локальные пожарища, «короедники» и прочие последствия самых разных стихийных бедствий создают идеальную среду обитания для некоторых видов. Их споры просто никогда не прорастут, если не попадут в такие условия.

Мои знания в области грибов крайне поверхностны, но мне хотелось бы рассказать о тех успехах, которых все же удалось достичь. Может, после этого кто-нибудь из тех, кто любит бродить по лесам, обратит внимание на странные неподвижные создания у себя под ногами. 

Но сначала ликбез: в Красную книгу Республики Беларусь (последнее издание 2015 года) занесено 34 вида грибов. Свой вклад в развитие белорусской микологии я решил сделать именно в области изучения распространения охраняемых видов. На данный момент я научился определять и нашел в дикой природе самостоятельно четыре вида таких грибов! И постараюсь вас также научить их находить и определять.

Пикнопорус киноварно-красный (Pycnoporus cynnabarinus), ІІ категория охраны

Растет на мертвой древесине лиственных деревьев в хорошо освещенных местах. Этот гриб мне довелось найти в четырех локалитетах: в Малоритском районе Брестской области (1), Верхнедвинском (2) и Россонском районах (1) Витебской области.

В Малоритском районе этот вид гриба ранее не отмечался, для Брестской области это третье известное место. Грибы росли на порубочных остатках на вырубках (2), на сложенных возле дороги деревьях (1) и на мертвой ветке на лесной полянке. Чтобы наверняка убедиться, что перед вами то, что надо, следует познакомиться с цветом под названием киноварь. Если честно, то мне пришлось «гуглить», потому что в спектре цветов, которые видят мужчины, его нет. Так вот, в киноварный цвет у этого гриба окрашена «исподняя», т.е. та часть, что расположена «лицом» к земле. 

1.JPG  2.JPG 

Спатулярия булавовидная (Spathularia flavida), ІІ категория охраны

Растет на подстилке в старых еловых и елово-широколиственных лесах. Нашел этот гриб я лишь однажды, и, как оказалось, это была первая регистрация для Витебской области! Находка была сделана в Верхнедвинском районе. Мы, собственно, поехали туда проверять гнезда хищных птиц. Так вот, спатулярия росла прямо под деревом, где когда-то выводилась бородатая неясыть. Узнать гриб очень просто: желтенький, непонятной формы, всегда растет группой. Главное – заметить.

3.JPG

Клавариадельфус/Рогатик пестиковый (Clavariadelphus pistillaris), ІІІ категория охраны

Растет в лиственных и смешанных лесах. Я нашел его лишь однажды на крутом берегу озера, поросшем елово-осиновым лесом. Это была вторая регистрация для Витебской области и первая – для Россонского района. Плодовые тела гриба похожи на крупные «пестики» (откуда и название).

4.JPG

Фомитопсис розовый (Fomitopsis rosea), ІІ категория охраны

Встречается исключительно в старых тенистых ельниках, растет на мертвых валежных деревьях. В Брестской области гриб был отмечен только в Беловежской пуще, я же нашел его в Малоритском районе. Собственно, фомитопсис похож на другие родственные виды. Если вы нашли старый поваленный ствол ели, а на нем трутовик, посмотрите на него с нижней стороны: гриб должен быть розового цвета.

5.jpg  6.jpg 

 
Как видите, с этими четырьмя все не так уж и сложно. Впереди у меня оставшиеся 30 видов «краснокнижных» грибов! Такого рода учеба уж больно мне по душе. Ну право же, не только птицами всю жизнь заниматься! Говорят, что учиться никогда не поздно, и я в это верю.

Желаю и другим «подсесть» на грибы!

Фото автора и Веры ИГНАТЮК 

Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Vladimir Penkevich    16 августа 2021 в 17:05
0
0
Цікава пра рэдкія грыбы. Дзякуй.
Дзяніс, я ў Белавежскай пушчы сябраваў з вялікім навукоўцам-мікалогіі - Паўлам Кірыловіч Міхалевічам. Ён ведаў усе грыбы, і ўсё аб грыбах. Рабіў шмат выстаў, сабраў і аформіў у музеі калекцыю дрэва разбуральных грыбоў і інш., Займаўся са школьнікамі, і быў цудоўным апавядальнікам. Шкада, што гэта забываецца. Хачу, каб яго ведалі. Вось яго фатаграфія.
Комментарий был изменен 16 августа 2021 в 17:06
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.