Бобр. Этологические зарисовки. Часть 3

Дмитрий Воинов
пенсионер
4 2183 10 июн 2014

Абордаж

В ту пору вода в Двине была высокой, как здесь говорят – «в кустах», а ко мне аж из Пинска приехал друг-спиннингист показать припятский мастер-класс ловли щуки. Поскольку вдоль берега ходить не давали затопленные кусты, пришлось спустить на воду мою здоровенную стеклопластиковую шлюпку «ПЕЛЛА-ФИОРД». Делал я это неохотно, так как при такой мутной и высокой воде надежды на успех не было, а Саша привык ловить на Припяти не одну-две щуки, а пяток минимум и сома в придачу.

Проявляя упорство, а скорее упрямство, свойственное всем мастерам ловли щуки, Александр потерял все наличные блесны. Пришлось отцепить от молнии куртки блестящий хромированный брелочек-ноготок в качестве утешительного приза. И самое удивительное, что он поймал-таки на него очень приличного жереха, мастерски точно и вовремя отправив брелочек в место удара, и был очень доволен, так как такая рыба на Припяти ему ни разу не попадалась.

Я жереха не люблю, есть у него можно только ребровую часть, но нам этих частей и хватило на обильную жаренку, зато Муньке досталось все остальное – был у нее праздник живота целую неделю.

Еще нам повезло довольно долго наблюдать у залитого водой Поречанского пляжа игру (или бой?) выдр, которые носились среди затопленных кустов с такой скоростью, что я даже сказать затрудняюсь, сколько их было. Две, или три, или больше. Порой они полностью вылетали из воды в воздух и как будто бы работали на публику – лодку сносило течением, и они почему-то тоже перемещались вниз. Сашка спиннингом перестал махать и тоже зачарованно смотрел этот канал «Дискавери в натуре».

Пока мы ловили, лодку снесло вниз километра на четыре, и день закончился. Пришлось по очереди налегать на весла, чтобы успеть найти место причаливания до полной темноты. Чтобы не бороться с быстрым течением в центре реки, мы старались идти берегом, под самыми кустами. Этим мы мешали бобрам, у которых как раз началась самая активная пора суток. Никогда не думал, что их на Двине так много. Зазевавшиеся зверьки постоянно и шумно прыгали в воду с обрывистого берега у самого нашего борта и ныряли. Как-то не возникло мысли, что это опасно. Однако случилось то, что и должно было случиться. Один здоровенный бобр влетел прямо в лодку и сел на задницу в обороне. Тяжелый был – лодку при этом очень сильно качнуло. Я как раз подавал вперед свои плечи перед началом очередного гребка, и получилось так, что мое лицо приближалось прямо к бобру, а руки были заняты веслами и тоже двигались, как бы охватывая бобра. Вот во рту у него показался «мандаринчик» – сверхтвердая эмаль самозатачивающихся зубов-стамесок имеет такой цвет. «Губы оттянул, сейчас укусит», – успел подумать, но бобр ловко перемахнул через борт и только обдал меня и Сашу брызгами.    

Пикник у колодца

«Не могли устроить свой пикник в другом месте. На Луне, например… Или на Марсе. Такая же вы равнодушная дрянь, как и все, хоть и научились свертывать пространство. Пикник, видите ли, устроили. Пикник…» Аркадий и Борис Стругацкие. «Пикник на обочине»

Мой колодец находится глубоко в лесу, в 150 метрах от дома. Сделан из бетонных колец. Ближе воды нет. Рядом с ним спрятались в кустах две дедовские кринички – рубленые, довоенные, почти сгнившие, без крышек. Когда еще не привез сюда первый холодильник, я опускал и затапливал в них банку со свежим молоком или сметаной. Потом они не использовались 14 лет. В этот раз, когда пришел за водой, почувствовал неприятный запах. Поставил ведра на скамеечку, повесил коромысло, подошел к этим старинным криницам… и обнаружил в одной из них мертвого бобра. Потом вилами извлек его и отнес в лес енотикам на корм. Было удивительно то, что бобр ушел от ближайшего ручья на полкилометра в сухой бор, в котором, не считая вековых сосен и елей, не росло ничего вкусного, кроме орешника. Никаких осин или лозы. Еще более удивительно было то, что отлично плавающее животное утонуло в колодце, из которого вполне могло бы выбраться. Однако чего только не бывает; я закрыл для себя этот вопрос, но ненадолго. Через 4 дня история повторилась, только на сей раз был обнаружен утонувший заяц. В той же криничке.

Как же так? 14 лет ни одно животное не погибло в этих срубиках, а тут два подряд. Начал думать о крышках, но деревянные сразу же отверг, так как через 2-3 года сгнившая крышка, засыпанная иглицей и листьями, станет ловушкой и для человека. Потом мое сознание связало эти события с курьезом, который произошел за неделю до обнаружения мертвого бобра. *** Ягодники и грибники, которые пробегают мимо моего хутора и не дают летом покоя моей собачке, бывают разные. Одни фанатично гребут целый день все, что попадется, несмотря на усталость, с коротким перекусом или без него. Другие, а их не так уж и мало, смело переходят к перекусу, когда набрали первую гость ягод на закуску или нашли пару грибов. У этих, других, перекус может плавно перейти в ужин и даже в шекспировское утро без отрады из-за комариных укусов или муравейника и с головной болью в придачу...

В час ночи меня разбудил лай собаки. Вышел, Джипик смолк. Я послушал, он послушал – тишина. Назвал его пустобрехом и пошел спать, а он, поджав хвост, поплелся в будку. Потом снова начал лаять. Пришлось опять вставать, выходить, но уже с фонариком. Обычно собачка так шумит, если енот залез в яму и гремит там жестянками от сгущенного молока. Слушали. Тут Джип получил подтверждение из леса звуком «АУ-У» или «МУ-У» и радостно залаял: я, мол, не пустобрех, а супербрех. И при делах. Я подумал, что все-таки это «АУ-У», так как коровам здесь неоткуда взяться, тем более в бору, отозвался и пошел на звук. Без фонарика не прошел бы по этому густому лесу, потому что ночь была безлунной и слепой. Дождя, правда, не было. За колодцем обнаружил двух незнакомых диких баб, которые еле-еле стояли на ногах. Кое-как отвел/отнес их домой и начал отпаивать лесным чаем. Правда, они нажимали на то, что чай их не спасет, но ничего более горячего не получили. Поэтому с рассветом скорым суворовским маршем помчались в сторону цивилизации. Из их пьяного бреда я понял, что история проста: рано утром вчерашние ягоды сдали, снова пошли в лес, но через магазин. Покупки были тяжелые, руки оттягивали и душу грели. Поэтому сначала перекусили, не закусили, заснули, а проснулись в абсолютной темноте. Это подтверждали и их лица, на которых невозможно было обнаружить ни глаз, ни живого места из-за комариных укусов.

После обнаружения зайца я не поленился проверить свою догадку и нашел место пикника: 2 комбайна, два очень серьезных 12-литровых ведра и... 7 (!!!) пустых бутылок по 0,7 и  одна открытая и опрокинутая. Возле горлышка этой бутылки лесная постилка была сильно разрыта, почти съедена. После того как я все убрал, закопал и засыпал мхом, животные больше не гибли.

Видимо, это были профессиональные сборщицы-сдатчицы черники, которые решили «культурно, по-богатому» провести время на природе, душу отвести... Не осиленное ими сладкое пойло привлекло зверей, а «АУ-У» ни бобры, ни зайцы кричать не умеют...

***

Когда уходите с пикника, оглянитесь вокруг: быть может, вы что-то оставили в лесу... Желательно, чтобы НИЧЕГО не было «забыто», даже фантики и окурки. Оставьте после себя чистоту... Как видите, даже разлитое на землю вино стало причиной гибели минимум двух животных. :(

 

Продолжение следует...

Комментарии пользователей (4)
Оставьте ваш комментарий первым
Юрий Емельянов    12 июня 2014 в 11:20
0
0
Затронули Вы, Дмитрий, больную тему. Добавлю от себя, что когда я собираю в лесу пластиковые и прочие бутылки, то они редко бывают пустые. В них почти всегда есть мертвые насекомые. Обычно это жуки-навозники, но есть и другие. А примерно каждая десятая бутылка, в которой остался сладкий напиток, битком набита мертвыми навозниками. Вы представляете себе это количество?
Это, конечно, не зайцы и не бобры. Кто-то вообще пренебрежительно поморщится при одном упоминании этого жука. Но этот жук заслуживает уважения. Я здесь дословно приведу одну поучительную историю, которую нашел в интернете.
"С навозниками связана очень интересная и поучительная история. В период освоения европейскими колонистами Австралийского континента туда, как известно, был завезен и разнообразный домашний скот, до того никогда в Австралии не обитавший. Наиболее широко распространились здесь овцы. Шерсть, отправляемая в Англию, давала баснословные барыши, и потому стада овец стремительно возрастали. Однако фермеры вскоре стали отмечать оскудение пастбищ. Некогда густые и сочные зеленые травостои перерождались в скудные кустики полусухих трав, на которых овцы не нагуливали, как прежде, необходимый вес.
Привлеченные к решению проблемы специалисты разгадали загадку: оказалось, что все местные пастбища за многие годы пастьбы покрылись плотным слоем овечьего навоза. Его здесь попросту некому было перерабатывать. Среди австралийских насекомых не было навозников, которые считали бы овечьи отходы достойной для себя пищей. В результате растения с трудом пробивались сквозь иссушенный навозный панцирь. Предстояло как-то решать эту проблему.
Для этого были привлечены специалисты-энтомологи. Они довольно быстро нашли выход из неприятной ситуации. В Европу были отправлены экспедиции, участникам которых поручалось найти навозников, для которых именно овечий навоз являлся излюбленным кормом.
Надо заметить, что австралийцы к тому времени уже были неоднократно напуганы непродуманными завозами (интродукцией) чужеземных растений и животных (достаточно напомнить катастрофические размножения здесь американских видов кактусов опунций, а позже кроликов). А навозников, как нам уже известно, часто сопровождают совершенно посторонние существа, например паразитические гамазовые клещи. Их-то, в частности, и боялись случайно завезти австралийские энтомологи. Неизвестно, как бы эти паразиты повели себя, перебравшись на местных, австралийских навозников. Чтобы с новыми видами навозников на континент не были завезены какие-нибудь вредные с сопутствующие им организмы, на этот раз были предусмотрены все меры предосторожности. В Южной Африке была организована специальная промежуточная лаборатория, где пойманные в Европе жуки на протяжении нескольких поколении всесторонне исследовались и изучались. Такой комплексной проверке было подвергнуто около 50 видов навозников.
Наконец, виды, оказавшиеся наиболее перспективными для решения поставленной задачи, были перевезены в Австралию и выпушены в природу. Как и предсказывали энтомологи, оказавшись среди «океана» излюбленного корма, «переселенцы* начали стремительно размножаться, буквально следуя по пятам за овцами. В результате, как это ни странно звучит, жуки-навозники помогли решить крупную общенациональную экономическую проблему."
Дмитрий Воинов    13 июня 2014 в 19:43
0
0
Последняя  зарисовка, печальная, написана 5 июня, когда во всем мире отмечается день окружающей среды. В нынешнем году он проходил под лозунгом: «Повысь свой голос, а не уровень моря». Хотя и было заявлено, что Беларусь отметит этот день большой уборкой, но лесники Бешенковичского лесхоза без каких-либо изменений валили деревья и продолжали бросать в кусты пластикой мусор оставшийся после обеда. На меня, когда я этот мусор собирал, смотрели как на ненормального.
 
Юрий, вообще наблюдать антропогенное воздействие на повадки диких животных очень интересно. Вот примеры:
- «Продвинутый дятел» прилетает сразу как только я появляюсь у дома с триммером. Электрический провод зажать лапами не может, поэтому терпеливо висит на нем вниз головой у столба и высматривает место где леска ударит по кочке-муравейнику земляных муравьев. Потом бегает по земле и склёвывает их с совершенно фантастической скоростью.
- «Поползень-злыдень», который научился высасывать сок из виноградных ягод.
- Здоровенный «дежурный заяц», который выбрал постоянное место дневного отдыха так, чтобы видеть маневры сразу двух дачниц на грядках. И естественно капустная рассада исчезает сразу после высадки, а бураки попозже С улыбкой И лиса в такой близости от людей его не потревожит. В общем - хитрец.
- Стрижи, которые берут с земли грязь для строительства гнезд на каменных домах.
Такие примеры можно приводить бесконечно.
Юрий Емельянов    14 июня 2014 в 17:24
0
0
Дмитрий, из Ваших интереснейших наблюдений получилась бы отличная серия рассказов. А если еще и фотографии сделать, например дятла, висящего на проводе, то вообще было бы уникально.
А вот это - "лесники Бешенковичского лесхоза без каких-либо изменений валили деревья и продолжали бросать в кусты пластиковый мусор, оставшийся после обеда" - меня особенно поражает. У себя в лесу я ведь тоже очень много мусора нахожу именно на местах лесозаготовок. Как могут люди, живущие лесом, так к нему относиться?
 
Дмитрий Воинов    14 июня 2014 в 19:56
0
0
Юрий Емельянов писал:

А вот это - "лесники Бешенковичского лесхоза без каких-либо изменений валили деревья и продолжали бросать в кусты пластиковый мусор, оставшийся после обеда" - меня особенно поражает. У себя в лесу я ведь тоже очень много мусора нахожу именно на местах лесозаготовок. Как могут люди, живущие лесом, так к нему относиться?
 

Это явная недоработка Минлесхоза! В каждом ГЛХУ есть дармоед-политрук - зам директора по идеологичнской работе. В Шумилино это была жена директора, - цветочки разводила вокруг здания за зарплату главного инженера и за нравственностью мужа заодно очстрого присматривала. Вот этих то дармоедов и нужно нагрузить экологическим воспитанием коллектива.
Или тоже провалят?
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.