«Белорусов не интересует родная природа!..»

Дмитрий Шамович
биолог, эколог, эксперт по экотуризму, хозяин усадьбы "Заимка Лешего",
28 3015 23 мар 2010

Тема экологического туризмас недавних пор стала весьма популярна в нашей стране. Об этом явлении наверняка слышал каждый, но и понимает его каждый по-своему. В моем понимании экологический туризм заключается,в первую очередь,в непосредственном соприкосновении туристов с естественной природойнатой или иной территории под руководством опытного гида.

Иными словами,туристы в ходе проведения экологического тура хотят увидеть дикую природу такой,какаяона есть, увидеть те моменты жизни природы, которые недоступны простым отдыхающим в палатках на берегу озера или реки. Прежде всего,это, конечно, наблюдение за животными – птицами и млекопитающими. Важную роль играет и сама атмосфера природного комплекса – сочетание ненарушенных ландшафтов и ненавязчивой инфраструктуры для туристов.

Вопросов по теме экологического туризма много, и обсуждать их можно на десятках страницах.Вот, на мой взгляд, наиболее животрепещущие из них:

1)Почему подавляющее большинство наших экотуристов- гости из-за рубежа, а наш внутренний рынок пока еще спит?

2) Может ли экотуризм стать значительным источником дохода для особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников), а также для местного населения? Если да, то почему тогда он так медленно развивается? Если нет, то может и не стоит говорить о белорусском экотуризме вообще?

3) Больной вопрос, как,собственно,и в любой другой сфере:наличие профессиональных гидов для экотуризма.Таких специалистов в стране мало, а те,кто может, скажем, показать туристам пять различных видов сов в лесу, или привести в место, где можно услышать вой волка, или организовать экскурсиюпо плантации морошки,работают в других отраслях(в Академии наук, охотхозяйствах, вузах и др.). Экотуризм для них-это всего лишь незначительная активность в ограниченные периоды года. Мне лично не известно ни одного человека,который бы сегодня жил в Беларуси исключительно за счет организации и проведения экологических туров по наблюдению за дикой природой. lovehub.ch

4) Серьезно стоит вопрос инфраструктуры как в плане формированиябыта туристов (не считая нацпарков и заповедника), так и наличия минимальных условий для организации наблюдений в природной среде.

5) Большой вопрос о взаимоотношениях экологического туризма и современного природопользования – лесозаготовка и охотничье хозяйство.

6) Только начинает развиваться рекламный блок экологического туризма в общем объеме туруслуг в Беларуси.

Свое мнение и аргументы по этим и другим вопросам состояния и перспектив развития экологического туризма в нашей странея постараюсь в дальнейшем осветитьв своем блоге.

Приглашаю к дискуссии!

Комментарии пользователей (28)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    25 марта 2010 в 11:58
0
0
Дмитрий, а как Вы относитесь к тому, что за последние годы количество охотничьих туров в Беларуси неуклонно увеличивается? БелТА: " Если по итогам 2007 года организации Минлесхоза получили доход от развития охотничьего хозяйства в размере Br2,4 млрд., то в 2009 году он достиг более Br4,4 млрд. "
Может, поэтому экотуризм не развивается - потому что охоту развивать выгоднее?
Надежда Суслова    25 марта 2010 в 12:20
0
0
Не интересоваться собственной историей, памятниками и пр., в том числе и природой -- вполне в духе каждого человека, независимо от его национальности. А многие рассуждают так:"Ну что эта природа?! Была, есть и будет!" И никому не приходит в голову, что в один прекрасный момент ты проснешься -- а окружающей среды нет. Просто НЕТ! ВОт тогда все кинутся искать природу, в том числе и дикую. Но поздно!
Гость    28 марта 2010 в 17:25
0
0
Дмитрий, вы назвали очень много тем, каждая из которых достойна отдельной дискуссии. Наверное, логичнее было бы обозначить свою позицию по какой-то одной наиболее животрепещущей теме на этот момент и пытаться найти решение проблемы. Во всяком случае, такое конкретное обсуждение было бы, мне кажется, гораздо полезнее, чем разговор вообще.
Андрей Шимчук    28 марта 2010 в 17:39
0
0
Дима ты правильно поставил заглавие, и ответил на поставленный вопрос. Не развито у нас экологическое образованние. А достиженния в охотничьем туризме преувеличены.
Игорь Пастухов    29 марта 2010 в 15:50
0
0
Белорусов не интересует состояние природы благодаря, в первую очередь, Министерству образования, ничего заметного так и не сделавшего для экологического воспитания подрастающих поколений. Вместо этого "лепет" в учебниках и экологический и исторический хлам. Например, в учебниках "Человек и мир" для 4-го класса. В результате, выращено 4 поколения невежественных людей, которые по-своему любят природу. От брошенного в озеро окурка до специально утопленного вертолета (озеро Рудаково).
Для кардинального изменения ситуации необходимо лечить причину, а не следствие, т.е. саму систему образования и природопользования.
Гость    31 марта 2010 в 8:00
0
0
Здравствуйте, Дмитрий. Тема, поднятая Вами интересует. Хотелось бы обсудить частности, касательно туризма на Туровщине. Если Вас это интересует, мой адрес: redco@mail.ru. Напишите. Инесса
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:14
0
0
Честно говоря Туров от меня в 550 км, но последнее время весной-летом бываю там регулярно. Там несколько поменялась ситуация в плане экотуризма в этом году, пока не знаю в лучшую или в худшую сторону - увидим в мае. Место безуслоно уникальное, но есть много нюансов организации.
А что Вас конкретно интересует?
Дмитрий Шамович    2 апреля 2010 в 23:08
0
0
Спасибо всем за комментарии и интерес к теме! Извиняюсь за некоторую задержку - весна в лесу дело очень хлопотное, хотя и самое интересное. Скажу сразу, что заглавие блога подставил кто-то из администрации сайта. Я бы не был так категоричен, что белорусам не интересна родная природа, все-таки какой-то интерес есть, хотя у каждого свой. Из-за этого может и тема дискусси показалась слишком широкой и неконкретной - я думал поговорить для начала об экотуризме...
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:04
0
0
Честно говоря я не очень доверяю официальным источникам о том, что охотничье хозяйство стало приносить больше денег. Если количество охотничьих туров и правда увеличивается, то я отношусь к этому спокойно, даже положительно. Состоятельное охотхозяйство для любой территории лучше безхозности. Вопрос только в том, куда идет полученные средства от организации коммерческих охот. Если хотя бы часть идет на охрану, биотехнию (разумную), обучение персонала, то это только на пользу.
Конечно в охотничьем туризме движутся бОльшие деньги, нежели в экологическом, и вроде бы развивать охоту выгоднее, чем приглашать экотуристов. НО для организации достойной конкурентоспособной охоты и затраты  охотхозяйства несут немалые - посудите сами: подкормка копытных в зимний период, посевная кормовых полей (некоторые охотхозяйства сеют больше, чем соседние колхозы), содержание охотничьих вышек, солонцов, собак. Львиную долю бюджета занимает зарплата егерям, ГСМ, амортизация транспорта, содержание гостевого дома. А если у хозяйства нет своей турлицензии, то приходилось часто слышать, что посредники турфирмы из Минска забирают значительную часть от стоимости тура себе. Плюс коммерческая охота она ведь построена в основном на трофеях, которые растут не один год, а количество их для охотхозяйства ограничено. В крупных охотхозяйствах вероятно больше трофейного зверя, но там и затраты увеличиваются на содержание.
Короче говоря охота она вроде как приносит больше сиюминутных денег, но вот насколько они покрывают расходы охотхозяйства я честно говоря пока до конца понять не могу - никто не признается, видать не все так гладко, как на бумаге... Из опыта работы в охотхозяйстве в какие-то месяцы можно покрыть расходы, в какие-то - нет.
Собственно экотуризм это весьма специфическая штука, в которой есть много плюсов и минусов. Плюсы такие -  (1) затраты на организацию тура на порядки ниже, чем на организацию охоты - все растет и плодится само по себе и трофейных зверей там не надо; (2) количество наблюдений не ограничено, ибо объекты из природы не изымаются; не нужно никаких лицензий и лимитов на отстрел, как собственно и учетов численности; (3) нет ограничений по территории - охота же только в ракмках данного охотхозяйства; (4) экотуры закрывают значительный период времени, "мертвый" для коммерческих охот - май-июнь; (5) количество человек в группе может быть существенно больше, чем при организации охоттура, где подход как правило индивидуальный; в тоже время группу может сопровождать только один гид + водитель (или даже в одном лице).
Минусы тоже надо знать - (1) увы, сезонность в экотуризме в Беларуси тоже существует; пик это конечно апрель - июнь; кое-что можно поиметь в сентябре-октябре, реже февраль-март. Июль, август, октябрь - январь - это практически мертвый сезон для экотуризма, в том понимании, когда ведется наблюдение за дикой природой; (2) явление это пока редкое и поэтому специалистов днем с огнем не сыщешь; даже те организации, которые позиционируют себя как передовые организаторы экотуров в Беларуси имеют гидов, которых можно обнять и плакать... Эта проблема вряд ли решится в скором времени, так как на это во-первых надо достаточно много этого времени, а во-вторых, пока ни у кого нет реального ощущения необходимости этого делать; (3) третий минус весьма существенный в масштабах страны в целом - дело в том, что на территории Беларуси далеко ни каждый район может похвастаться тем, что он может быть привлекательным для экотуристов, хотя например, для охоты вполне пригоден; короче говоря все биоразнообразие Беларуси можно увидеть в 3-4 местах, двигаясь с севера на юг. Получается, что большинству хозяйств особо экотуристам показать нечего, кроме вторичных лесов, стад кабанов и с\х угодий.
Еще раз возвращусь к вопросу о специалистах. Имея много знакомых туроператоров из стран западной Европы, занимающихся организацией экотуров, мне трудно себе представить что хотя бы в каждом десятом хозяйстве найдется человек, который сможет на равных с ними общаться по теме экотуров. Это, конечно, не значит, что работники хозяйств плохие специалисты, нет. Они просто специалисты в другой сфере. Мне, чтобы хоть как-то выйти на рынок экотуризма (хотя это может и громко сказано), понадобилось 2-3 года, имея за плечами все таки соответствующий опыт по различным зверюшкам.
В общем я думаю так. Экотуризм вещь хорошая, эдакий высший пилотаж природного туризма. Должен занять свою нишу у наших природопользователей, хотя бы в мертвые для охоты сезоны. Но к сожалению очень много зависит от природного потенциала территории - одно дело это пойма Припяти, а другое с\х угодья где-нибудь в центральных районах. Все таки большинство хозяйств должно по моему развивать больше обычного отдыха выходного дня, когда нет охот - это и проще, и оборот больше. А экотуризм пусть остается за профессионалами. Хотя я считаю, что все ООПТ надо пытаться подтянуть именно по экотуризму, хотя бы в плане образования молодежи.
Кстати про образование...
Несколько лет пытался заарканить студентов из Витебского ВУЗа с биофака на практику к себе в лес - работы всегда хватит, да и есть чему поучиться. Администрация вроде согласна была, НО удивительное дело - не нашлось ни одного заинтересованного студента. В результате в этом году у меня на практике студенты из Англии и Литвы. Вот вам и наше стремление к природе и экологическое образование. Конечно и в западных странах подавляющее большинство молодежи лучше сходит на дискотеку или в бар, чем на природу, но там хотя бы можно найти заинтересованных...
Гость    10 апреля 2010 в 7:31
0
0
Вот о нюансах организации и сможем поговорить в мае.
Инесса
Андрей Шимчук    25 апреля 2010 в 23:21
0
0
Дмитрий, я не врублюсь покуда в наши "блоги" но экотуризму наверное нужно обучуть молодежь которая учится на биологиеских ,на лесных и туристических факультетах. Японцы обучают всех карате. А унас наверное кроме природы и нечему обучать. Экотуризму нужно обучать и в школе.
oberon    10 февраля 2011 в 17:16
0
0
У Белоруссии есть уникальный козырь - огромный заповедник в зоне отчуждения ЧАЭС.  Там надо восстановить фауну крупных животных (зубров, туров (восстановленных селекционно), диких лошадей,  оленей)  и создать национальный парк наподобие Йеллоустонского. На мой личный взгляд там еще и амурских тигров (в дополнение к волкам и медведям) можно поселить
  Охота это скорее тупиковый вариант - животные на которых охотятся боятся людей. Если животные боятся не будут, на обычном (не охотничьем) туризме можно будет заработать намного больше. 
Гость    20 ноября 2011 в 16:32
0
0
Недорого профнастил купить в Киеве
Гость    22 декабря 2011 в 17:19
0
0
По поводу тигров в зоне отчуждения ЧАЭС - это шутка?
Гость    25 марта 2010 в 11:58
0
0
Дмитрий, а как Вы относитесь к тому, что за последние годы количество охотничьих туров в Беларуси неуклонно увеличивается? БелТА: " Если по итогам 2007 года организации Минлесхоза получили доход от развития охотничьего хозяйства в размере Br2,4 млрд., то в 2009 году он достиг более Br4,4 млрд. "
Может, поэтому экотуризм не развивается - потому что охоту развивать выгоднее?
Надежда Суслова    25 марта 2010 в 12:20
0
0
Не интересоваться собственной историей, памятниками и пр., в том числе и природой -- вполне в духе каждого человека, независимо от его национальности. А многие рассуждают так:"Ну что эта природа?! Была, есть и будет!" И никому не приходит в голову, что в один прекрасный момент ты проснешься -- а окружающей среды нет. Просто НЕТ! ВОт тогда все кинутся искать природу, в том числе и дикую. Но поздно!
Гость    28 марта 2010 в 17:25
0
0
Дмитрий, вы назвали очень много тем, каждая из которых достойна отдельной дискуссии. Наверное, логичнее было бы обозначить свою позицию по какой-то одной наиболее животрепещущей теме на этот момент и пытаться найти решение проблемы. Во всяком случае, такое конкретное обсуждение было бы, мне кажется, гораздо полезнее, чем разговор вообще.
Андрей Шимчук    28 марта 2010 в 17:39
0
0
Дима ты правильно поставил заглавие, и ответил на поставленный вопрос. Не развито у нас экологическое образованние. А достиженния в охотничьем туризме преувеличены.
Игорь Пастухов    29 марта 2010 в 15:50
0
0
Белорусов не интересует состояние природы благодаря, в первую очередь, Министерству образования, ничего заметного так и не сделавшего для экологического воспитания подрастающих поколений. Вместо этого "лепет" в учебниках и экологический и исторический хлам. Например, в учебниках "Человек и мир" для 4-го класса. В результате, выращено 4 поколения невежественных людей, которые по-своему любят природу. От брошенного в озеро окурка до специально утопленного вертолета (озеро Рудаково).
Для кардинального изменения ситуации необходимо лечить причину, а не следствие, т.е. саму систему образования и природопользования.
Гость    31 марта 2010 в 8:00
0
0
Здравствуйте, Дмитрий. Тема, поднятая Вами интересует. Хотелось бы обсудить частности, касательно туризма на Туровщине. Если Вас это интересует, мой адрес: redco@mail.ru. Напишите. Инесса
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:14
0
0
Честно говоря Туров от меня в 550 км, но последнее время весной-летом бываю там регулярно. Там несколько поменялась ситуация в плане экотуризма в этом году, пока не знаю в лучшую или в худшую сторону - увидим в мае. Место безуслоно уникальное, но есть много нюансов организации.
А что Вас конкретно интересует?
Дмитрий Шамович    2 апреля 2010 в 23:08
0
0
Спасибо всем за комментарии и интерес к теме! Извиняюсь за некоторую задержку - весна в лесу дело очень хлопотное, хотя и самое интересное. Скажу сразу, что заглавие блога подставил кто-то из администрации сайта. Я бы не был так категоричен, что белорусам не интересна родная природа, все-таки какой-то интерес есть, хотя у каждого свой. Из-за этого может и тема дискусси показалась слишком широкой и неконкретной - я думал поговорить для начала об экотуризме...
Дмитрий Шамович    3 апреля 2010 в 0:04
0
0
Честно говоря я не очень доверяю официальным источникам о том, что охотничье хозяйство стало приносить больше денег. Если количество охотничьих туров и правда увеличивается, то я отношусь к этому спокойно, даже положительно. Состоятельное охотхозяйство для любой территории лучше безхозности. Вопрос только в том, куда идет полученные средства от организации коммерческих охот. Если хотя бы часть идет на охрану, биотехнию (разумную), обучение персонала, то это только на пользу.
Конечно в охотничьем туризме движутся бОльшие деньги, нежели в экологическом, и вроде бы развивать охоту выгоднее, чем приглашать экотуристов. НО для организации достойной конкурентоспособной охоты и затраты  охотхозяйства несут немалые - посудите сами: подкормка копытных в зимний период, посевная кормовых полей (некоторые охотхозяйства сеют больше, чем соседние колхозы), содержание охотничьих вышек, солонцов, собак. Львиную долю бюджета занимает зарплата егерям, ГСМ, амортизация транспорта, содержание гостевого дома. А если у хозяйства нет своей турлицензии, то приходилось часто слышать, что посредники турфирмы из Минска забирают значительную часть от стоимости тура себе. Плюс коммерческая охота она ведь построена в основном на трофеях, которые растут не один год, а количество их для охотхозяйства ограничено. В крупных охотхозяйствах вероятно больше трофейного зверя, но там и затраты увеличиваются на содержание.
Короче говоря охота она вроде как приносит больше сиюминутных денег, но вот насколько они покрывают расходы охотхозяйства я честно говоря пока до конца понять не могу - никто не признается, видать не все так гладко, как на бумаге... Из опыта работы в охотхозяйстве в какие-то месяцы можно покрыть расходы, в какие-то - нет.
Собственно экотуризм это весьма специфическая штука, в которой есть много плюсов и минусов. Плюсы такие -  (1) затраты на организацию тура на порядки ниже, чем на организацию охоты - все растет и плодится само по себе и трофейных зверей там не надо; (2) количество наблюдений не ограничено, ибо объекты из природы не изымаются; не нужно никаких лицензий и лимитов на отстрел, как собственно и учетов численности; (3) нет ограничений по территории - охота же только в ракмках данного охотхозяйства; (4) экотуры закрывают значительный период времени, "мертвый" для коммерческих охот - май-июнь; (5) количество человек в группе может быть существенно больше, чем при организации охоттура, где подход как правило индивидуальный; в тоже время группу может сопровождать только один гид + водитель (или даже в одном лице).
Минусы тоже надо знать - (1) увы, сезонность в экотуризме в Беларуси тоже существует; пик это конечно апрель - июнь; кое-что можно поиметь в сентябре-октябре, реже февраль-март. Июль, август, октябрь - январь - это практически мертвый сезон для экотуризма, в том понимании, когда ведется наблюдение за дикой природой; (2) явление это пока редкое и поэтому специалистов днем с огнем не сыщешь; даже те организации, которые позиционируют себя как передовые организаторы экотуров в Беларуси имеют гидов, которых можно обнять и плакать... Эта проблема вряд ли решится в скором времени, так как на это во-первых надо достаточно много этого времени, а во-вторых, пока ни у кого нет реального ощущения необходимости этого делать; (3) третий минус весьма существенный в масштабах страны в целом - дело в том, что на территории Беларуси далеко ни каждый район может похвастаться тем, что он может быть привлекательным для экотуристов, хотя например, для охоты вполне пригоден; короче говоря все биоразнообразие Беларуси можно увидеть в 3-4 местах, двигаясь с севера на юг. Получается, что большинству хозяйств особо экотуристам показать нечего, кроме вторичных лесов, стад кабанов и с\х угодий.
Еще раз возвращусь к вопросу о специалистах. Имея много знакомых туроператоров из стран западной Европы, занимающихся организацией экотуров, мне трудно себе представить что хотя бы в каждом десятом хозяйстве найдется человек, который сможет на равных с ними общаться по теме экотуров. Это, конечно, не значит, что работники хозяйств плохие специалисты, нет. Они просто специалисты в другой сфере. Мне, чтобы хоть как-то выйти на рынок экотуризма (хотя это может и громко сказано), понадобилось 2-3 года, имея за плечами все таки соответствующий опыт по различным зверюшкам.
В общем я думаю так. Экотуризм вещь хорошая, эдакий высший пилотаж природного туризма. Должен занять свою нишу у наших природопользователей, хотя бы в мертвые для охоты сезоны. Но к сожалению очень много зависит от природного потенциала территории - одно дело это пойма Припяти, а другое с\х угодья где-нибудь в центральных районах. Все таки большинство хозяйств должно по моему развивать больше обычного отдыха выходного дня, когда нет охот - это и проще, и оборот больше. А экотуризм пусть остается за профессионалами. Хотя я считаю, что все ООПТ надо пытаться подтянуть именно по экотуризму, хотя бы в плане образования молодежи.
Кстати про образование...
Несколько лет пытался заарканить студентов из Витебского ВУЗа с биофака на практику к себе в лес - работы всегда хватит, да и есть чему поучиться. Администрация вроде согласна была, НО удивительное дело - не нашлось ни одного заинтересованного студента. В результате в этом году у меня на практике студенты из Англии и Литвы. Вот вам и наше стремление к природе и экологическое образование. Конечно и в западных странах подавляющее большинство молодежи лучше сходит на дискотеку или в бар, чем на природу, но там хотя бы можно найти заинтересованных...
Гость    10 апреля 2010 в 7:31
0
0
Вот о нюансах организации и сможем поговорить в мае.
Инесса
Андрей Шимчук    25 апреля 2010 в 23:21
0
0
Дмитрий, я не врублюсь покуда в наши "блоги" но экотуризму наверное нужно обучуть молодежь которая учится на биологиеских ,на лесных и туристических факультетах. Японцы обучают всех карате. А унас наверное кроме природы и нечему обучать. Экотуризму нужно обучать и в школе.
oberon    10 февраля 2011 в 17:16
0
0
У Белоруссии есть уникальный козырь - огромный заповедник в зоне отчуждения ЧАЭС.  Там надо восстановить фауну крупных животных (зубров, туров (восстановленных селекционно), диких лошадей,  оленей)  и создать национальный парк наподобие Йеллоустонского. На мой личный взгляд там еще и амурских тигров (в дополнение к волкам и медведям) можно поселить
  Охота это скорее тупиковый вариант - животные на которых охотятся боятся людей. Если животные боятся не будут, на обычном (не охотничьем) туризме можно будет заработать намного больше. 
Гость    20 ноября 2011 в 16:32
0
0
Недорого профнастил купить в Киеве
Гость    22 декабря 2011 в 17:19
0
0
По поводу тигров в зоне отчуждения ЧАЭС - это шутка?
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.