Психо-экологическая сущность столицы

Сергей Онуприенко
доктор философских наук, эксперт в области социальной экологии
3 2132 27 мар 2013

Речь пойдет о нашей столице – Минске. Попытаюсь с помощью древнейших восточных мудрых писаний и собственного современного научного анализа определить экологические, исторические, психологические особенности целого столичного мегаполиса.

Задача, прямо скажем, не из простых и осуществляется впервые в практике подобного рода исследований. Итак, начнем с научного анализа темпераментальных свойств не каких-нибудь конкретных людей, а целых районов Минска. Нынче таковых 9, причем их можно по территориальным, топографическим, географическим признакам подразделить в соответствии с основными четырьмя сторонами света.

Например, Центральный, а также значительную часть Советского района можно отнести к северным и условно окрашивать их на карте желательно в светлые цвета, а лучше – в белый. Это цветовая символика соответствует психологическому облику людей  -  сангвиников, для которых зима, север, снег – лучшие признаки их физического и душевного благоденствия. Однако не надо думать, что в названных районах проживают в основном сангвиники. Хотя есть некоторые данные, которые свидетельствуют о том, что большинство белорусов, желающих построить или купить жилье в северных районах, – именно  под знаком сангвы.

Южные районы таковы: Октябрьский, Ленинский, частично Заводской и Московский. Там должны преобладать красно-бордово-коричневые оттенки, свойственные холерикам. Имеются архивные свидетельства, что в Средние века жители поселений в этих местах широко использовали в качестве отопления «черную смолу». Скорее всего, речь идет о добытом из недр земли мазуте или нефти. Есть предположения, что нефть была где-то поблизости, так как добыча и провоз из отдаленных местностей был весьма сложен из-за постоянных набегов кочевых соседей, да и транспортировать топливо было практически не в чем. Можно с уверенностью сказать, что красно-черный или коричневый цвет, свойственный для этих мест, как раз и отождествляется с нефтью, огнем и связанными с ними гончарным, кузнечным и оружейным делами.

Партизанский, Первомайский, часть Заводского района (ул. Ангарская, Северный поселок) можно с полным правом географически отнести к восточным районам Минска, где в большей мере преобладают цветовые гаммы светло- и темно-зеленый, салатовый, переходящий в березово-голубую палитру. По предписаниям древних ученых Тибета, подобное территориально-географическое расположение весьма благоприятно для представителей земной, зеленой стихии – меланхоликов. Неслучайно нынешний район Зеленый луг в древние времена был местом поселений «людей деловых,  но мнительных, чувственных, по большей части ремесленно-художественного и артистического профилей, о чем свидетельствуют скудные летописные сообщения XV-XVI столетий. Из этих же писаний становится известно, что наши предки занимались там охотничьим промыслом на оленей, лис, кабанов, волков. В этих краях были достаточно крупные лесные массивы, что заставляло наших земляков прокладывать дороги, торговые пути. К примеру, в летописях отмечается данный «шлях», который с полным правом можно отнести к великому пути "из варяг в греки". Насколько мне известно из древних восточных писаний,  именно в этих местах,  скорее всего, пролегал этап великого шелкового пути с востока на запад. Ну, а такие восточные территории и поселения нашей столицы, как Озерище, Степянка, Дражня, в прежние времена отличались поселениями лесорубов, охотников и рыбаков, потому что река Свислочь была небывалой ширины, глубины, в ней водилась крупная рыба.

Наконец, Московский, Фрунзенский, северо-западная территория Центрального – это места, благоприятные для жизни флегматиков. Именно там сосредоточены основные водные артерии столицы, в том числе искусственное Минское море, водохранилище Дрозды, заказник "Лебяжий" и др. объекты. Замечу, что строительство там столичного аквапарка выбрано весьма удачно, что соответствует духу флегмы и повышает его притягательность и безопасность для наших земляков.

В IX-XI веках эти места отличались густыми лесами, а также сельскохозяйственными угодьями местных общин. Они активно добывали древесную смолу, воск, из лозы плели лапти, а из шкур благородных животных точали модную обувь для местных женщин.

В наше время вышеназванные «водные» районы города варьируются в цветовом спектре от нежно-голубого, сиреневого до синего, что видно в окраске зданий. Это создает общий успокаивающий психологический фон, а значит, и благоприятный климат в семьях, учебных заведениях, предпринимательской деятельности. Издавна – Веснянка, Домбровка, Медвежино, Михалово, Кунцевщина – места благодатного земледелия, животноводства, рыболовства, а также проживания состоятельных, хозяйственных людей, не спешащих в будничных делах, размеренных в своих поступках, что свойственно флагме – стихии воды.

Характеризуя психоособенности минчан, скажу, что флегматические  и меланхолические настроения в целом определяют расположение духа всех жителей столицы. Неслучайно - и данные данные недавнего опроса (ноябрь 2011 года) службы Гэллапа тому подтверждение - Минск охарактеризовали как город чистый, но со скучными, печальными лицами горожан. Подобные характеристики отмечались и в прежние годы, что соответствует меланхолическим переживаниям, разочарованиям и флегматическому распорядку пониженных физических, психоэмоциональных действий, поступков минчан. Во многом такому психолицу способствуют большей частью «серые квадраты» административной, производственной, жилой застройки города 1960-1980-х годов, не отвечающих эмоциональному позитивному укладу жизни горожан. Сюда следует добавить большую часть малосолнечных дней в году.

Зарубежные эксперты отмечают слабую ярмарочную, фестивальную деятельность в столице, однообразие телепрограмм и отсутствие каких-либо фильмов и мультфильмов белорусского производства. Замечу, что на протяжении многих столетий в окрестностях нынешней столицы отмечались разнообразные природные и религиозные праздники: Коляды, Масленица, Сёмуха, Медовый и Яблочный спасы и др.

Анализируя герб Минска, хочу отметить, что в целом я согласен с цветовыми комбинациями, где доминируют сине-голубые вариации, тем самым выделяя флегмо-меланхолический психоуклад жизни большинства горожан. Вот почему важно обустраивать социально-бытовые объекты, внося элементы светлой окраски современных дизайновых решений, что необходимо для активизации эмоциональной динамики людей - сангвиников.

Уместен вынос многих спортивно-развлекательных, рекламных, концертных мероприятий из закрытых помещений на площади, скверы, улицы, что повышает притягательность для людей - холериков. Кстати, за последние 10-15 лет цветной окрас серых зданий и подсветки в темное время суток положительно оценили примерно 78% жителей Минска. На это же обратили внимание 44% зарубежных гостей.

Подводя итоги небольшого психолого-экологического исследования столицы Беларуси, хочу отметить флегматическую настроенность большинства минчан, что может найти отражение в бренде, символике районов, организаций и учреждений города. Полагаю, умелое сочетание цветовых гамм, имеющих в основе сине-голубые оттенки в целом отвечает психоукладу как всех белорусов, так и граждан столицы, размеренному такту их жизни. Флегматическое начало присутствует в нашем городе исторически давно, что отмечалось в гербах наших предков – Радзивиллы, Сапеги и др.

Возвращаясь к гербу столицы, утвержденному 27 марта 2001 года, хочу выделить ряд интересных моментов. Характерно, что флегматизм наших горожан в значительной степени соответствует психолого-физиологическим устоям женского начала. Это отражено в гербе Минска, в образе Божьей Матери, изображенной на серебряном облаке в центре голубого поля барочного щита, что символизирует плавность, основательность, мудрость, исходящих из умиротворенного взгляда, одеяния покровительницы минчан.

Женский, материнский образ часто встречается в символике городов и областей Беларуси, тем самым подчеркивая миролюбивость нашего народа, стремление к добрососедству и уважению. На гербе Минска такой гуманный подход концентрированно отражает женские начала, идущие от матриархата и мудрость женской политики, дальновидность стратегии флегма-меланхолического отношения к людям, эколого-антропологической сути. Данное обстоятельство – не просто фантастический образ женщины в символике страны, народа и нашего города. Ведь начиная со Средних веков и до наших дней, из-за постоянных военных баталий, что проходили через нашу территорию, число мужского населения окрестных мест обычно не превышало 30-40%,  в то время как женщины делали основную работу дома и в городе. Так что в облике Минска отчетливо просматривается женское лицо!

Комментарии пользователей (3)
Оставьте ваш комментарий первым
Татьяна Дерябина    27 марта 2013 в 17:50
0
0
Очень интересный, познавательный и необычный материал. Спасибо! Как грустно и обидно, что моему поколению в школьные годы и не пытались привить любовь и внимание к истории своей страны.
Никита Кожемяка    16 апреля 2013 в 18:54
0
0
Довольно тяжело читается. Не в обиду автору сказано.
Галина Романенко    30 апреля 2013 в 18:37
0
0
Хорошая статья. Узнаёшь историю, и себя в ней. Хорошо. Но не совсем согласна, что мы - меланхолики. Мы - внутри себя.Знаю по себе. Глаза грустные, лицо что-то просит- а оптимизма, хоть отбавляй.Мне кажется, многие минчане тоже обладают этими качествами. Как -то ехала с россиянами по нашим деревням, потому, что издалека. Они удивились- на улице- никого, а середина дня. Я отвечаю:работают!Тогда они говорят: да, а проедь у нас - снуют, болтают, что-то обсуждают. А белый цвет всегда был ведь символом чистоты.Поэтому и в Гербе его много.Спасибо, статья располагает к мыслям, заставляет оглянуться, даёт знание. Галина.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.