«Мне неинтересно быть просто фотографом»

Любовь Гаврилюк
журналист
2 20871 14 ноя 2017

Завершился МКФ «Лiстапад 2017», вручены награды, но обсуждения фильмов, впечатлений и осмысление того нового, что мы увидели, к счастью, будут продолжаться. И хочется думать, останутся нашим общим опытом постижения кино, поскольку оно развивается, а «истина, любовь и красота» – девиз нынешнего фестиваля – необходимы искусству как кислород. 

Особые ожидания, конечно, были связаны с белорусскими фильмами – и в национальном конкурсе, и во всех без исключения программах. В основном конкурсе документального кино таким фильмом стала лента «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» («Беларусьфильм», 2017).

Его герой и авторы хорошо известны в Беларуси: журналист, фотограф, издатель Сергей Плыткевич, режиссер Ольга Дашук, оператор Анатолий Казазаев.

Скажем честно: для публики, гостей, всех участников обсуждения премьера в кинотеатре «Мир» была праздником. Звучали слова благодарности Сергею и Ольге, вопросы охотоведу Олегу Селяху, орнитологам Денису Кителю и Александру Иванову, которые тоже стали героями фильма и очень украсили премьеру своими комментариями, впечатлениями. Было понятно, что все они не просто вовлечены в сюжет, но в экологическую и краеведческую проблематику, в сотрудничество с Сергеем Плыткевичем. Профессиональное и человеческое участие здесь было очевидным.

A29V6321.jpg

Отметим, что в арт-критике есть очень авторитетные эксперты, которые считают вовлеченность в практику, социальный контекст и сопереживание ключевыми признаками современного искусства.

Итак, если после праздника и по прошествии времени можно анализировать картину более спокойно, то несколько реплик кажутся мне уместными. 

Интрига

Как в хорошей современной истории, в фильме есть парадокс, который, по идее, мог бы эту историю двигать. За счет неоднозначности, диалектики и, соответственно, потенциала.

«Человек с фотоаппаратом», который говорит, что ему «неинтересно быть просто фотографом», – любопытный тезис. Авторы не акцентируют этот момент и как будто бы даже обходят его. Но Сергей Плыткевич высказывает эту мысль ясно, откровенно и, по-моему, не один раз.

Возникает закономерный вопрос: а что же интересно?

A29V6308.jpg

Белорусская природа победила сценарий, что, по большому счету, понятно

Деятельный человек Сергей Плыткевич увлекает, и за полгода материала собрано много: это и репортажная съемка в горячих точках СНГ, и Красный бор, строительство гнезд и болота, наблюдения за глухарем в заказнике «Выгонощанское». Какие-то курьезы, жанровые съемки в агроусадьбах и уникальные кадры с дикими животными в нацпарке «Браславские озера». Многие из этих снимков опубликованы, получили признание специалистов и широкой публики.

В результате работа оператора и фотографа оказалась яркой, содержательной, но она не позволила режиссеру сохранить структуру фильма. Думаю, изначально выстроенность, логика и баланс в сценарии присутствовали, а в итоге материал оказался сильнее. Полный метр, 52 минуты – казалось бы, немало. Но и такая свобода – дело ответственное.

Возможно, авторам нужно было вовремя остановиться, что сделать трудно – белорусская природа, несомненно, прекрасна. Она переиграет любого. 

A29V6319.jpg

О чем тогда картина?

Число интерпретаций, как и положено в современном искусстве, бесконечно.

Не претендую на истину в последней инстанции, но, по моему мнению, фильм – о служении; о служении Беларуси одного знающего, очень своеобразного человека – с фотокамерой или книгой, с высоты полета, гнезда или болотной тропы – при всем его профессионализме, не столь важно.

Раскрылся ли Сергей Плыткевич как человек? Не уверена, но то, что он живет с этим выбранным, осмысленным служением белорусскому «климату», единственному и неповторимому симбиозу «тутэйшага» человека, белоруса и его места, это правда. На мой взгляд.

Время, когда происходят события, имеет большое значение, но фильм практически не касается этого спектра. Так уходит острота темы, приходит традиционность формы. 

A29V6289.jpg

Без времени

В чем тут я вижу проблему? Вероятнее всего, авторы и не ставили такой задачи: показать трудности, с которыми работает их герой, ведь он только «человек с фотоаппаратом»… Но они реально существуют, они касаются защиты этих лесов, болот, этих животных. Для чего?

Этим живут герои, это их беспокоит, не туристы же они в конце концов, и не праздные созерцатели.

Хотя даже туристы нынешние что-то делают: не самый традиционный отдых, но и лес убирают, и животным убежища строят, и на болотах работают.

Наши герои занимаются природоохранной деятельностью в самом широком значении слова – известны статьи Сергея Плыткевича на эти темы, известны его сайты, книги издательства «Рифтур» – вот где нужно вспомнить слова «мне неинтересно быть просто фотографом».

A29V6333.jpg

Почему я говорю об этом в контексте времени? Потому что все перечисленное – его живая ткань, его наполнение. Все живет во времени и во взаимосвязях: действующие институции, конкретные процессы, и то влияние, которое наш герой на них оказывает. Вполне по силам современному кино их показать, найти актуальную форму. Найти образы, метафоры, обобщения. Четче структурировать в замысле и в монтаже. Получилось бы другое кино? Наверное, да, но думаю, это уже авторское высказывание Ольги Дашук на основе столь богатого материала да еще и с личностью Сергея Плыткевича оказалось бы куда более полным. 

Пожелаем авторам успехов!

Экология и краеведение наконец-то востребованы в массовой аудитории – зрителей, читателей, посетителей выставок, городских и сельских активистов. Безусловно, нужны нишевые арт- и медиа-продукты, но широкий интерес к доступной форме, которой может стать документальный фильм, огромен. Уверена, что с ним можно работать. Начало есть, оно положено до нас. Но оно должно развиваться.

«Человек с фотоаппаратом» может выйти еще как минимум на одну площадку в течение ближайших месяцев: международный фестиваль экологического кино «Планетарий» проводится в Минске в начале года, и в прошлый раз был встречен ажиотажным спросом.

В режиссуру пришли молодые авторы, снявшие игровые и документальные ленты на экологическую тему: Михаил Пархоменко («Эстафета»), Игорь Чищеня («Счетчик счастья», «Дыхание болот»), Алена Ясинская («Адамово яблоко») – и это явно не все, потому что независимый белорусский кинематограф в последние год-два переживает настоящий бум. Как и во всем мире, экологическое кино может развиваться как «новая волна». Повторюсь, традиция заложена давно, достаточно только вспомнить Игоря Бышнева.

Думаю, перспектива у всех заинтересованных в том, чтобы фото- и кинокамера были направлены в сторону природы, точно есть. А зрители обязательно будут.

Комментарии пользователей (2)
Оставьте ваш комментарий первым
Inessa Pleskachevskaya    14 ноября 2017 в 16:35
3
0
Я тоже была на премьере, и с тех пор думаю про этот фильм. На мой взгляд, фильм категорически не удался. Я знаю Сергея Плыткевича много лет, поэтому я как минимум понимала, о чем там идет речь. Но даже мне некоторые эпизоды неясны. В самом начале немолодой уже человек (как выясняется из обсуждения после фильма, ему 70 лет) лезет на дерево, а Плыткевич под этим деревом лежит и дремет. Никто не удосужился объяснить зрителю, что сегодня Плыткевич встал в 5 утра, у него уже были две съемки, а человек, который лезет на дерево, осуществляет программу, активным участником и пропагандистом является Сергей - строит гнезда для птиц. И так далее по всему фильму. Фильму катастрофически не хватает закадрового текста. На самом деле нам ничего не рассказали о герое, просто показали красивые картинки (причем часть видео снята самим героем). Вот мельком сказали, что он раньше был политическим журналистом, езил в горячие точки, много там снимал. А теперь занимается природной съемкой, краеведением и пропагандой Беларуси. Вот развить бы эту тему, поговорить бы с героем - почему так произошло? "Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта"? Может быть, посде всего, что он увидел на разных войнах и в местах природных и техногенных катастроф, ему стало проще с птицами, лосями и другими животными, чем с людьми? Ни слова на самом деле о людях, которые не просто помогают Сергею сделать прекрасные снимки, но реально умеют разговаривать с глухарями и лосями на их языке. Все это в фильме есть, но без каких бы то ни было объяснений. Или вот пожилая пара, живущая, как должен догадываться зритель, отшельниками в лесу. Именно догадываться - ни слова о них, как и обо всем остальном, не сказано. Почему? Я очень рада, что про Сергея Плыткевича у нас сняли документальный фильм - он этого реально достоин. Но мне очень печально, что фильм получился таким, извините... хочется написать "бездарным". Я сама сняла четыре документальных фильма (один из них пятисерийный), и точно знаю: перед началом съемки автор точно должен знать, что он хочет сказать и что показать. Здесь автор этого точно не знал. Жаль.
Сергей Плыткевич    14 ноября 2017 в 21:45
0
0
Будучи героем фильма, не имею морального права критиковать режиссера, сожалею только, что она не прислушалась к моим замечаниям... 
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.