«Мне неинтересно быть просто фотографом»
Завершился МКФ «Лiстапад 2017», вручены награды, но обсуждения фильмов, впечатлений и осмысление того нового, что мы увидели, к счастью, будут продолжаться. И хочется думать, останутся нашим общим опытом постижения кино, поскольку оно развивается, а «истина, любовь и красота» – девиз нынешнего фестиваля – необходимы искусству как кислород.
Особые ожидания, конечно, были связаны с белорусскими фильмами – и в национальном конкурсе, и во всех без исключения программах. В основном конкурсе документального кино таким фильмом стала лента «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» («Беларусьфильм», 2017).
Его герой и авторы хорошо известны в Беларуси: журналист, фотограф, издатель Сергей Плыткевич, режиссер Ольга Дашук, оператор Анатолий Казазаев.
Скажем честно: для публики, гостей, всех участников обсуждения премьера в кинотеатре «Мир» была праздником. Звучали слова благодарности Сергею и Ольге, вопросы охотоведу Олегу Селяху, орнитологам Денису Кителю и Александру Иванову, которые тоже стали героями фильма и очень украсили премьеру своими комментариями, впечатлениями. Было понятно, что все они не просто вовлечены в сюжет, но в экологическую и краеведческую проблематику, в сотрудничество с Сергеем Плыткевичем. Профессиональное и человеческое участие здесь было очевидным.
Отметим, что в арт-критике есть очень авторитетные эксперты, которые считают вовлеченность в практику, социальный контекст и сопереживание ключевыми признаками современного искусства.
Итак, если после праздника и по прошествии времени можно анализировать картину более спокойно, то несколько реплик кажутся мне уместными.
Интрига
Как в хорошей современной истории, в фильме есть парадокс, который, по идее, мог бы эту историю двигать. За счет неоднозначности, диалектики и, соответственно, потенциала.
«Человек с фотоаппаратом», который говорит, что ему «неинтересно быть просто фотографом», – любопытный тезис. Авторы не акцентируют этот момент и как будто бы даже обходят его. Но Сергей Плыткевич высказывает эту мысль ясно, откровенно и, по-моему, не один раз.
Возникает закономерный вопрос: а что же интересно?
Белорусская природа победила сценарий, что, по большому счету, понятно
Деятельный человек Сергей Плыткевич увлекает, и за полгода материала собрано много: это и репортажная съемка в горячих точках СНГ, и Красный бор, строительство гнезд и болота, наблюдения за глухарем в заказнике «Выгонощанское». Какие-то курьезы, жанровые съемки в агроусадьбах и уникальные кадры с дикими животными в нацпарке «Браславские озера». Многие из этих снимков опубликованы, получили признание специалистов и широкой публики.
В результате работа оператора и фотографа оказалась яркой, содержательной, но она не позволила режиссеру сохранить структуру фильма. Думаю, изначально выстроенность, логика и баланс в сценарии присутствовали, а в итоге материал оказался сильнее. Полный метр, 52 минуты – казалось бы, немало. Но и такая свобода – дело ответственное.
Возможно, авторам нужно было вовремя остановиться, что сделать трудно – белорусская природа, несомненно, прекрасна. Она переиграет любого.
О чем тогда картина?
Число интерпретаций, как и положено в современном искусстве, бесконечно.
Не претендую на истину в последней инстанции, но, по моему мнению, фильм – о служении; о служении Беларуси одного знающего, очень своеобразного человека – с фотокамерой или книгой, с высоты полета, гнезда или болотной тропы – при всем его профессионализме, не столь важно.
Раскрылся ли Сергей Плыткевич как человек? Не уверена, но то, что он живет с этим выбранным, осмысленным служением белорусскому «климату», единственному и неповторимому симбиозу «тутэйшага» человека, белоруса и его места, это правда. На мой взгляд.
Время, когда происходят события, имеет большое значение, но фильм практически не касается этого спектра. Так уходит острота темы, приходит традиционность формы.
Без времени
В чем тут я вижу проблему? Вероятнее всего, авторы и не ставили такой задачи: показать трудности, с которыми работает их герой, ведь он только «человек с фотоаппаратом»… Но они реально существуют, они касаются защиты этих лесов, болот, этих животных. Для чего?
Этим живут герои, это их беспокоит, не туристы же они в конце концов, и не праздные созерцатели.
Хотя даже туристы нынешние что-то делают: не самый традиционный отдых, но и лес убирают, и животным убежища строят, и на болотах работают.
Наши герои занимаются природоохранной деятельностью в самом широком значении слова – известны статьи Сергея Плыткевича на эти темы, известны его сайты, книги издательства «Рифтур» – вот где нужно вспомнить слова «мне неинтересно быть просто фотографом».
Почему я говорю об этом в контексте времени? Потому что все перечисленное – его живая ткань, его наполнение. Все живет во времени и во взаимосвязях: действующие институции, конкретные процессы, и то влияние, которое наш герой на них оказывает. Вполне по силам современному кино их показать, найти актуальную форму. Найти образы, метафоры, обобщения. Четче структурировать в замысле и в монтаже. Получилось бы другое кино? Наверное, да, но думаю, это уже авторское высказывание Ольги Дашук на основе столь богатого материала да еще и с личностью Сергея Плыткевича оказалось бы куда более полным.
Пожелаем авторам успехов!
Экология и краеведение наконец-то востребованы в массовой аудитории – зрителей, читателей, посетителей выставок, городских и сельских активистов. Безусловно, нужны нишевые арт- и медиа-продукты, но широкий интерес к доступной форме, которой может стать документальный фильм, огромен. Уверена, что с ним можно работать. Начало есть, оно положено до нас. Но оно должно развиваться.
«Человек с фотоаппаратом» может выйти еще как минимум на одну площадку в течение ближайших месяцев: международный фестиваль экологического кино «Планетарий» проводится в Минске в начале года, и в прошлый раз был встречен ажиотажным спросом.
В режиссуру пришли молодые авторы, снявшие игровые и документальные ленты на экологическую тему: Михаил Пархоменко («Эстафета»), Игорь Чищеня («Счетчик счастья», «Дыхание болот»), Алена Ясинская («Адамово яблоко») – и это явно не все, потому что независимый белорусский кинематограф в последние год-два переживает настоящий бум. Как и во всем мире, экологическое кино может развиваться как «новая волна». Повторюсь, традиция заложена давно, достаточно только вспомнить Игоря Бышнева.
Думаю, перспектива у всех заинтересованных в том, чтобы фото- и кинокамера были направлены в сторону природы, точно есть. А зрители обязательно будут.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.