«В России дикая природа и природная фотография становятся модным трендом, к которому приобщаются успешные предприниматели!»

Валерий Мосейкин
полевой биолог, фотограф-натуралист, эксперт по экологическому туризму
19 5439 17 фев 2015

— В эти дни в Москве проходит всероссийский Фестиваль дикой природы «Первозданная Россия-2015», организованный Союзом фотографов-натуралистов под патронатом Совета Федерации РФ. Это крупнейшее культурно-массовое мероприятие в России, посвященное природной тематике, проводится уже во второй раз. Первый фестиваль прошел в Москве в прошлом году и впоследствии был представлен в 50 странах мира, вызвав повсюду неподдельный интерес. В этот раз, после завершения работы в Москве, экспозиции фестиваля планируется представить в других крупных городах России.

Первое, с чем встречаются посетители фестиваля, — нескончаемые людские потоки, стекающиеся к огромному выставочному комплексу — Центральному дому художников на Крымской набережной. Три кассы на входе с трудом справляются с потоками посетителей. Цена входного билета составляет 300 российских рублей, для студентов и пенсионеров предлагается льготная стоимость — 150 рублей. Людей очень много: большинство приходят на фестиваль целыми семьями, вместе с детьми. В целом, возрастные категории посетителей оценить достаточно трудно, кажется, основу составляют люди среднего возраста, но много молодежи и пенсионеров. Очевидно, что мероприятие бьет все рекорды посещаемости, и, кто бы и что ни говорил, массовое зрительское голосование ногами и кошельками все расставляет по своим местам.

Это, конечно, феномен, ранее инициированный международным фотоконкурсом «Золотая Черепаха», после чего всем стал очевиден огромный и ранее никем не используемый потенциал интереса россиян к теме дикой природы и природной фотографии. В результате ответственные чиновники и руководители многочисленных экологических организаций, годами сетовавшие на так называемую «деэкологизацию» общества и отсутствие у россиян интереса к дикой природе, лишь развели руками.

Прохаживаясь по галереям, невольно обращаешь внимание на восхищенные восклицания и комментарии, которыми люди шумно делятся между собой или общаясь по мобильным телефонам. Многие переснимают выставленные работы или фотографируются на фоне наиболее понравившихся фотографий. Качество печати выставочных работ — высочайшее. В целом, организация мероприятия превосходна: все продумано до мелочей, притом, что из государственного бюджета на проведение фестиваля не было потрачено ни копейки! Сравнения «Первозданной России» и «Золотой Черепахи» не совсем корректны — это разные мероприятия, разной направленности, с разной идеологией развития и занимающие разные ниши. «Первозданная Россия» — не международный фотоконкурс, а выставка национальных фотопроектов природопознавательной и природоохранной направленности. В этом смысле «Золотую Черепаху» я назвал бы своеобразной школой мастеров, тогда как «Первозданная Россия» — скорее фабрика, вырабатывающая и представляющая фотопроекты на уровне, востребованном самыми взыскательными потребителями.  

Хочется надеяться, что именно данное направление в дальнейшем получит развитие, но об этом чуть позже. К слову сказать, участие в фестивале для всех было открытым, приглашались все фотографы, готовые и способные представить продукт, отвечающий мировым требованиям качества. Фестивальные площадки предоставлялись бесплатно. Более того, недешевое оформление экспозиций организаторы полностью взяли на себя.

С другой стороны, «за уши» на фестиваль тоже никто никого не тянул. И это, кстати, «камушек в огород» тех чиновников, которые с высоких трибун рассуждают о важности развития внутреннего туризма, но упустивших уникальную возможность представить природу своих регионов миллионам заинтересованных в ней потребителей.

Не представлены на фестивале также и многие общероссийские экологические организации, декларирующие о важности экологического просвещения и природоохранной пропаганды.

После первого беглого осмотра экспозиций пытаешься сравнивать. Прежде всего, следует особо подчеркнуть, что все представленные на фестивале проекты смотрятся очень достойно, и любой выбор будет заведомо субъективным. С моей точки зрения, на этот раз фаворитом стал фотограф Геннадий Юсин, работы которого привлекают наибольшее число посетителей. Почти все отмечают проект, представленный фотографом Алексеем Хариным, посвященный российским деревням, когда-то населенными людьми, но впоследствии брошенными и возвращающимися в лоно природы. Он производит сильное впечатление — как неожиданностью подхода к теме природы, так и потрясающей художественной выразительностью и высочайшим техническим мастерством.

И еще один «тонкий» момент. Не знаю, кому как, но лично мне импонирует рост количества фотографов из числа успешных российских предпринимателей. Тем самым в стране задается некий общественный тренд, делающий увлечение природной фотографией модной и престижной. Немаловажно и то, что вовлекаемые в фотографирование дикой природы успешные бизнесмены в итоге принимают правила и этические нормы, существующие в сообществах фотографов и натуралистов.

Размышляя о перспективах направления, взятого организаторами «Первозданной России», важно отметить, что мероприятие постепенно трансформируется в выставку не столько фотографий, сколько фотопроектов, где фотографиям отводится важное, но все же немного иное предназначение — эффективного инструмента, привлекающего внимание миллионов людей больше к проектам, нежели к самим авторам. А это уже следующий шаг и принципиально иной уровень!

С данных позиций фестиваль «Первозданная Россия» можно оценивать как успешное начало становления исключительно важного для государства направления в развитии культурно-массовых мероприятий, инициирующих прямые контакты производителей экологического и природоохранного продукта с потенциальными оптовыми покупателями. В их числе могут быть национальные и природные парки, заповедники и заказники, лесхозы и охотничьи хозяйства, владельцы многочисленных турбаз, усадеб, фермерских хозяйств, а также туроператоры, издатели, представители экологических организаций, электронных СМИ и других категорий юридических и физических лиц, заинтересованных в приобретении, рекламе и продвижении экотуристических проектов, идей и технологий.

Залог успеха подобных мероприятий — жесткие требования к качеству представляемых материалов и возврат вложенных инвестиций. При этом организаторам предстоит пройти между Сциллой и Харибдой: можно находить средства на аренду выставочных комплексов, но невозможно заставить миллионы людей приходить на выставки и голосовать своими ногами и кошельками. С другой стороны, многие талантливые, но бюджетные фотографы, чьи работы неизменно становятся лидерами многомиллионных просмотров, не смогут участвовать в подобных мероприятиях, если последние станут для них платными.

Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить об очевидном успехе фестиваля «Первозданная Россия-2015», который отныне становится крупнейшим в стране подобного рода культурно-массовым мероприятием. И хочется искренне пожелать развития подобных проектов также и на территории Республики Беларусь, тем более, что для организации подобных мероприятий у вас есть все необходимое: грамотные и инициативные организаторы, потенциальные участники и заинтересованные потребители, а также необходимая база в виде международного Фонда дикой природы «Красный бор».

Важно учесть, что в данном случае речь идет не о милых сердцам иных чиновников и экологов акций, осуществляемых на средства налогоплательщиков или зарубежных партнеров, а о процессе, направленном на представление и рекламу экотуристических и природоохранных продуктов, идей и технологий для их эффективного продвижения на отечественные и мировые рынки.

Комментарии пользователей (19)
Оставьте ваш комментарий первым
Stasia    18 февраля 2015 в 16:07
0
0
И правда, почему у нас не провести подобный фестиваль, конечно в гораздо уменьшенном масштабе, но где можно было бы представить  разноплановые работы фотографов, как опытных мастеров этого дела, так и малоизвестных, но талантливых и перспективных. Конечно, время от времени авторы фотографий выставляются в индивидуальном порядке в разных городах, но вот чтобы дать возможность населению в одном месте и в одно время увидеть красоту и разнообразие дикой белорусской природы, сравнить разные точки "взгляда сквозь объектив"... Это, по-моему, было бы интересно для многих!
Валерий Мосейкин    18 февраля 2015 в 22:06
0
0
По поводу  «Первозданной России» ИМХО и комментировать особо нечего – молодцы!
Но хотел бы поразмышлять вот о чем. В чем секрет феномена подобных мероприятий в России? Ведь не секрет, что всевозможных фотоконкурсов и выставок фотографий в том числе, природной направленности в Москве, да и по всей России,  проводится множество, но особого ажиотажа они нигде не вызывают. Понимание причин столь невероятного успеха «Золотой черепахи» (вошла в пятерку самых масштабных фотоконкурсов в мире!), а затем и «Первозданной России»  важно для успешного использования этого опыта.
Итак, почему многочисленные другие выставки природной фотографии в России в итоге оказываются менее успешными, а то и откровенно провальными? Возможную подсказку можно найти на форумах экологов. Обсуждая феномен Золотой черепахи, они сетуют: «Мы у себя в заповедниках также фотографируем природу и выпускаем такие же красочные книги и альбомы, и делаем это НА МИРОВОМ УРОВНЕ! но все это почему-то остается мало востребованным населением...»  На что лауреаты Золотой черепахи и фотографы действительно мирового уровня лишь иронично улыбаются. На лицо, тотальное непонимание проблемы, ничем не оправданный снобизм, нежелание критично оценить продукт собственного труда и сравнивать его с реальным мировым уровенем. 
Фотография это интеллектуальный продукт (художественной, рекламной или информационной направленности).  И как любой продукт каждая фотография  имеет свою потребительскую ценность, определяемую теми, для кого этот продукт предназначен. Это могут быть члены семьи или друзья фотографа, а может быть и массовый потребитель, который гораздо более жесток и которого любые проблемы фотографа мало интересуют. Массовый потребитель принимает (либо не принимает!) продукт фотографа, исходя из собственных представлений о его потребительских свойствах и качестве, которые на протяжении десятка лет в его сознание внедряли глянцевые журналы и интернет, наполненный шедеврами. Сегодня уже не существует местечкового хорошего или плохого продукта - есть просто плохой, либо хороший продукт, вне зависимости от места в мире, где он произведен.
Первые «Черепахи» сопровождались исключительно жесткой и бескомпромиссной борьбой организаторов за качество и художественную ценность фотографий, проходящих в финал. До тех пор пока, в конце концов, «огрехи» не исчезли совсем! Т.е. Черепаха не просто открывала и осваивала потребительский рынок, она его формировала! Стремительный рост качества работ наглядно доказал пользу высоко поставленной, а иногда даже завышенной планки. И продемонстрировал, что люди невероятно быстро учатся! Не все, конечно, но очень многие. Конкуренция и мотивация великая сила! 
Любопытно, что организатор "Золотой черепахи", А.Мясков, не биолог и даже не фотограф, а грамотный экономист (д.э.н., профессор) и отличный организатор, сумевший проанализировать ситуацию, все просчитать и собрать вначале в небольшом выставочном зале около сотни фотографий самого высокого на то время уровня исполнения.  В одиночку никакой фотограф никогда бы такого не сделал, шедевры потому и шедевры, что их получение связано с огромными сложностями с элементами удачи. Например, у меня при серьезном отношении к этому делу за год получается не более 3-4 фотографий, которые, как это мне представляются, могли бы быть достойны финала Золотой черепахи. Притом что некоторые сюжеты таких снимков я вынашиваю годами!!!  Понятно, что выставив 3-4 даже очень хороших фотографий трудно рассчитывать на зрительский ажиотаж.
Другая особенность Золотой черепахи в том, что она представляет не только САМЫЕ ЛУЧШИЕ, но еще и САМЫЕ РАЗНЫЕ тематики и жанры: ландшафт, макро, звери и птицы, другие животные, подводный мир, мир растения, репортаж  и т.д. А поскольку все люди очень разные, и каждый имеет свои предпочтения, все это привлекает больше посетителей. Т.е. зрительской аудитории предлагается лучшее из лучшего, часто это чудо, увидеть которое своими глазами желает каждый. Тем более, что первозданная природа это та дверца, которая открывает доступ в сердце практически каждого человека.
Нынешнюю «Первозданную Россию» по экспертным оценкам смогут посетить от двух до пяти миллионов человек (с учетом ее последующего представления в других городах России). Требования к экспозициям на «Первозданной»  заметно (в разы!) более жесткие, чем у «Черепахи». Первозданная Россия это не конкурс и ее организаторы мотивированы не на плюрализм мнений, а на коммерческий и социальный успех! «Галочку», как в былые времена, сегодня в карман уже не положишь, тогда как мероприятие очень и очень дорогостоящее, а привлекать инвесторов, партнеров и спонсоров очень непросто.
Напомню, что «Первозданная Россия» это некоммерческий проект. Организаторы не имеют с него никаких материальных дивидендов. Зарплаты получают, причем, из принципиальных соображений (деньги обязывают к ответственности!), но зарплаты эти даже по российским меркам очень небольшие...
Любопытно, что организаторы не только не имеют с данного проекта дивидендов, но и особо не пиаряться. Я долго размышлял над тем, что же является для них главным мотивом?  (знаю, что за месяц перед фестивалем каждый из организаторов спал не более четырех часов в сутки - трудоголики!). В итоге пришел к единственному выводу:  главными мотивами этих людей является интерес к дикой природе и к природной фотографии, а также желание сделать что-то полезное для других людей и для страны в целом. И сделать это хорошо! Наверное, это будут высокие слова, но эти люди представляют ту когорту, которую мы с советских времен привыкли называть словом - государственники!   
Сергей Плыткевич    18 февраля 2015 в 22:14
0
0
К сожалению, нам пока рано говорить о таком фестивале. Вначале нужно организовать работу фонда дикой природы "Красный бор". А когда будет реальная работа, когда у фонда появится дополнительное финансирование или заинтересованные сторонники, тогда можно будет к этой теме вернуться... Говорю это как человек, который проводил "Минский фотофорум", "Минский фестиваль фотографии", "Чемпионат по фотоохоте". Без денег, на энтузиазме сделать что-то можно, но... не такой серьезный проект.
Валерий Мосейкин    18 февраля 2015 в 22:21
0
0
Ну и конечно, мое внимание привлекли миллиардеры, которых на подобного рода тусовках год от года становится все больше, и которые скромно тусуются в толпе с другими фотографами, живо обмениваясь с ними впечатлениями. Читают публичные лекции по фотографированию природы (очень грамотные, кстати, и полезные!), никак не выдавая свой социальный статус… ))). Имена я, естественно, называть не буду...  Но думаю и надеюсь, что их пример, другим наука... 
AntiHunt    19 февраля 2015 в 0:02
0
0
Valery, Вы бы всё-таки определились коммерческий он или некоммерческий:
"Первозданная Россия это не конкурс и ее организаторы мотивированы не на плюрализм мнений, а на КОММЕРЧЕСКИЙ и социальный успех!
Напомню, что «Первозданная Россия» это НЕКОММЕРЧЕСКИЙ проект."
Валерий Мосейкин    19 февраля 2015 в 13:28
0
0
Игра слов. Проект некоммерческий. Что означает, что организаторы (или учредители) не получают с доходов предприятия материальной выгоды (дивидендов). Но не означает отсутствия заинтересованности в успешных продажах (коммерции) в получении прибыли и развитии проекта.
Попрошайничество, как форма существования некоммерческих организаций, в условиях России работает менее эффективно, как и иждивенчество, впрочем, каждый зарабатывает, как умеет…
Затраты проекта «Первозданной России» огромны и их нужно чем-то покрывать, в том числе, продажами входных билетов - коммерческой деятельностью, от успеха которой во многом зависит успех проекта.
В число организаторов проекта входит также Русское Географическое общество и сам выставочный комплекс ЦДХ – бюджетное учреждение Министерства культуры РФ, которое тоже не может существовать без коммерческой деятельности и заинтересовано в своевременных арендных платежах, а также в средствах, которые массовые посетители оставляют в кафетериях и магазинах ЦДХ.
Искренне завидую друзьям из братской Беларуси, которым чуждо понимание смысла коммерческой и некоммерческой деятельности. Когда-то и я тоже мечтал жить при коммунизме, думал, вот уж наемся мороженого! )))
 
snake     19 февраля 2015 в 23:35
0
0
Valery Moseykin "Игра слов. Проект некоммерческий. Что означает, что организаторы (или учредители) не получают с доходов предприятия материальной выгоды (дивидендов). Но не означает отсутствия заинтересованности в успешных продажах (коммерции) в получении прибыли и развитии проекта."
  Т.е. Сам проект не коммерческий, а его организаторы-трудоголики мотивированы лишь на самоокупаемость данного проекта, ну и на социальный успех, но опять же:
"... Массовый потребитель принимает (либо не принимает!) продукт фотографа, исходя из собственных представлений о его потребительских свойствах и качестве, которые на протяжении десятка лет в его сознание внедряли глянцевые журналы и интернет, наполненный шедеврами ...  Т.е. Черепаха не просто открывала и осваивала потребительский рынок, она его формировала! Стремительный рост качества работ наглядно доказал пользу высоко поставленной, а иногда даже завышенной планки. И продемонстрировал, что люди невероятно быстро учатся! Не все, конечно, но очень многие. Конкуренция и мотивация великая сила!"
  И снова игра слов получается? Ведь социальный успех (посещение фестиваля несколькими миллионами человек) приводит обратно в коммерцию (при всей полезности некоторого экопросвящения), цитирую:
"Очевидно, что мероприятие бьет все рекорды посещаемости, и, кто бы и что ни говорил, массовое зрительское голосование ногами и кошельками все расставляет по своим местам."           Просто не совсем понятен смысл постоянной борьбы данных противопоставлений в тексте автора ...
  "И как любой продукт каждая фотография имеет свою потребительскую ценность, определяемую теми, для кого этот продукт предназначен. Это могут быть члены семьи или друзья фотографа, а может быть и массовый потребитель, который гораздо более жесток и которого любые проблемы фотографа мало интересуют."
 Разве не интересуют? Вот например:
http://www.wildlife.by/node/27004
 "Т.е. зрительской аудитории предлагается лучшее из лучшего, часто это чудо, увидеть которое своими глазами желает каждый. Тем более, что первозданная природа это та дверца, которая открывает доступ в сердце практически каждого человека."
  Если быть точнее не дверца открывает, а исходя из сути статьи можно сделать вывод, что дверцу потребительской корзины открывают с присущей статистической бюрократической сухостью некие "производители экологического и природоохранного продукта" при "его эффективном продвижении на отечественные и мировые рынки" для "потенциальных оптовых и розничных покупателей". Почему же здесь визуально не представлена хоть крупица того, что собственно и привлекает на фестивали посетителей, т.е. сама причина? Хотя бы с целью ещё большего расширения масштабов аудитории и возможному привлечению новых посетителей, - о чём ведь торжественно упоминается буквально в каждом абзаце, но всего лишь как о следствии.
 Можно ли, наконец, спустя годы  всё-таки отодвинув в сторону все ваши исключительно утилитарные тонны текста с советами про рынок с продуктами различной ценности и их продавцами да потребителями, лицезреть через призму вашего видоискателя то самое, затерявшееся в многочисленных чеках и бирках, чудо - первозданную природу в фотогалерее данного сайта.
Ведь лучше один раз увидеть и по достоинству оценить мировой уровень "востребованный самыми взыскательными потребителями", чем сто раз о нём услышать. Не так ли?
Brig69    20 февраля 2015 в 3:19
0
0
Выставка, действительно, интересная. Причем именно тем, что в отличии от, к примеру, от "Черепахи", на ней представленны не отдельные фотографии, а проекты. Но утверждать, что это не коммерческий проект...  Не стоит забывать, что входными билетами практически ни одна выставка не окупалась. Здесь прибыль измеряется и извлекается по-иному. Так один из моментов - престиж, который очень дорого стоит. 
А вот по-поводу высокого качества работа, тут, как говорится, дело вкуса. На выставке хватает работ, на мой взгляд, как высочайшего уровня, так и более чем средненьких (речь идет не о технике исполнения, а о художественном восприятии). Впрочем, если автор может себе позволить оформить фактически персональную выставку в рамках такого проекта, и работы распечатать размером 1,5х2 м и более (это я про серию, которая демонстрировались в фойе ЦДХ), то, как видимо, все-таки отбор работ был дифференцированным. 
И еще, по-поводу господдержки. Первым среди организаторов данного проекта числится Госдума. А на открытие приезжала и Матвиенко, и Шойгу, и много кто еще из госслужащих. Я ничуть не умоляю достоинств выставки, но, поверьте, это не просто и не только из-за любви к дикой природе. Просто не обо всем принято говорить вслух.
А в целом, на примере данной выставке, есть чему поучиться, в смысле как фотографии, так и организации подобных проектов. Надеюсь, в Беларуси удастся организовать свой национальный конкурс.
Валерий Мосейкин    21 февраля 2015 в 15:30
0
0
Не все, но многие фотографии, представленные на «Первозданной России» (а всего их там более пятисот!) можно смотреть в открытом доступе на сайте фестиваля fotokult.ru
Но что бы оценить фотографии их нужно смотреть  только воочию в высоком качестве печати и большом (от полутора метров и больше) размере.
Тем более, помимо фотографий на фестивале представлены интересные этнографические проекты из Зауралья. Из Якутии привезли недавно найденного в вечной мерзлоте мамонта (находится у входа в ЦДХ в специальном холодном боксе). Из Челябинска привезли знаменитый челябинский метеорит (находится в центральной экспозиции) - говорят, тем, кто до него дотронется, он приносит удачу!  В кинозале ЦДХ  демонстрируются авторские фильмы о дикой природе России и стран Содружества.  По выходным дням в центральном зале проходят открытые мастер-классы и лекции известных российских  фотографов, полевых биологов и путешественников.  
Фестиваль завершается 23 февраля. Позже, его выставку фотографий  можно будет видеть в других больших городах России.  Следующая «Первозданная Россия» будет посвящена теме Волги и дикой природе волжских регионов - от Валдая до Каспия.
А уже 27 февраля  и по 10 мая в России открываются двери другого крупнейшего мирового фестиваля природной тематики - Международный Фестиваль искусств «Золотая черепаха». На этот раз в нем участвуют  фотографы из 99 (!) стран мира, включая Беларусь.
Валерий Мосейкин    21 февраля 2015 в 15:34
0
0
Обсуждая перспективы проведение подобных мероприятий, важно уметь за ближними деревьями видеть лес. За нынешним блеском российских фестивалей  стоит многолетняя, последовательная, выверенная и оттого эффективная работа горстки конкретных энтузиастов. Думать, что все делается благодаря  чиновникам и бюджетным вливаниям, значит глубоко заблуждаться. Попытки пойти по этому пути неизменно заведут в тупик, примеров сколько угодно.
Сегодняшние мероприятия, конечно, стоят огромных денег. Однако, проложившая эту "лыжню" первая «Золотая черепаха», проходила более чем скромно. И все последующие годы ее организаторы последовательно шли вперед, делая и исправляя ошибки, неизбежные в любом деле. Важный момент: "Золотая черепаха" это негосударственный проект и за все время  своего существования она не получала от государства, а также от зарубежных спонсоров, ни единой копейки! С первых дней ориентация была взята на отечественного потребителя и пустующий отечественный рынок. И если министерские чиновники, пытаясь организовать хоть что-то похожее, выкручивают руки «спонсорам», то на поклон к «Золотой черепахе» спонсоры выстраиваются в очередь.
В отличие от негосударственной «Золотой черепахи», «Первозданная Россия» патронируется (но, увы, не финансируется!!!) Советом Федерации – возможно потому, что на момент ее создания идейный вдохновитель проекта, Олег Пантелеев, являлся сенатором. С текущего года «Первозданную Россию» поддержало и Русское Географическое Общество. Административный ресурс, несомненно, присутствует и его никто не отрицает. Но и переоценивать его ИМХО не следует. Без личной инициативы и энергии горстки энтузиастов, никакой «Первозданной России» в ее нынешнем виде не было бы и в помине! А учреждения Министерства культуры РФ  (и тот же ЦДХ) так бы и продолжали сдавать помещения коммерсантам и торговать шубами. 
В этом году среди генеральных партнеров «Первозданной России» отметилась гос. корпорация «Курорты Северного Кавказа», оплатившая участие и представившая  фотопроект «Хребет», вызвавший неоднозначную реакцию знатоков природной фотографии. Именно поэтому я и написал, что организаторам предстоит научиться умело проходить «по «тонкому льду» – популярность фестиваля привлекает много желающих попиариться и готовых за это заплатить. Но нельзя заставить миллионы людей  посещать выставки, тем самым, поддерживая их популярность.
Я вот, никак не понимаю, почему бы богатым корпорациям, вместо того, что бы выставлять в качестве своей рекламы заведумую лабуду, заранее не обратится к организаторам фестиваля, что бы те порекомендовали им грамотных фотографов и талантливых полевых биологов, готовых подготовить рекламный продукт, способный достойно конкурировать с другими проектами Фестиваля?
Brig69    21 февраля 2015 в 13:51
0
0
"Но что бы оценить фотографии их нужно смотреть только воочию в высоком качестве печати и большом (от полутора метров и больше) размере."
Неужели организаторы сначала распечатали все заявленные к участию работы в огромном формате, а только лишь потом отбирали лучшие?! С улыбкой
Кстати, ЦДХ не имеет никакого отношения к Минкульту.
И еще, не следует забывать, что конкурс и выставка - это, по-сути, два разных проекта. И со слов одного из организаторов, именно, когда они это поняли "Золотая черепаха" перешла на новый уровень, который сейчас мы и наблюдаем.
Что же по сути, то интересно, удастся ли в сегодняшней Беларуси, провести аналогичный конкурс?
Валерий Мосейкин    21 февраля 2015 в 15:10
0
0
Специалисты отбирали присланный файлы руководствуясь не только художественными достоинстами фотографий, но и их техническими возможностями для распечатки в выставочном формате. Напомню, что специалистами принято считать людей, которые хорошо знают свою работу.
ЦДХ закреплен за профсоюзом союза художников, но содержание выставочного комплекса финансируется Мин.культом.
Ежегодные и самые разнообразные фестивали природы уже десятки лет организуются и проводятся в странах ЕС. И хотя каждый из них в отдельности не собирает столько посетителей, как в России, зато их там множество! Полагаю, что ежегодные фестивали - как региональные выставки - ярмарки природоохранных, экологических и экотуристических проектов можно и нужно (!) проводить в каждом российском регионе!
Убежден, что подобного рода массовые мероприятия актуальны в Беларуси, где охрана природы и развитие экологического туризма являются одним из важных национальных приоритетов. В Беларуси есть инициативные люди, готовые взять на себя такую ответственность, есть грамотные и креативные специалисты, наличиии у граждан Беларуси интереса к своей природе даже не обсуждается. Дело за малым - за организацией собственного фестиваля природы, продвигающего в массы пропаганду охраны дикой природы и инициирующего развитие эффективного экологического туризма.
 
Brig69    21 февраля 2015 в 15:21
0
0
Валерий, это к данной теме отношения не имеет, но если интересно, то поясню, что у художников ныне профсоюза нет. Единственный ранее официально существовавший профсоюз у художников это был Московский горком художников-графиков, более известный как "Малая Грузинская 28". Но "благодаря" инициативе определенных деятелей, горком прекратил свое существование уже несколько десятков лет назад. А в ЦДХ Минкульт если и финансирует, то только ту часть, что занимает Третьяковка. А остальное - забота конфедерации художников.
Что же касается технических требований к предоставляемым работам, то для этого большим специалистом быть не надо. Большая часть такого отбора сейчас проводится автоматически. А вот понятие художественного вкуса - увы, машинам пока не подвластно. Вы много знаете среди участников (организаторов), тех, кто имеет хотя бы базовое художественное образование?
Мне доводилось немало общаться с биологами-фотографами, их взгляд на ценность фотографии зачастую отличается от общепринятого (эстетического восприятия). И это нормально. Поэтому среди членов жюри должны быть не только биологи, фотографы (которые стали таковыми в силу удачно сложившихся обстоятельств), но и профессионалы, способные дать оценку работе с художественной точки зрения.
Валерий Мосейкин    23 февраля 2015 в 14:43
0
0
Жюри на «Первозданной России» нет.  Есть Оргкомитет, который принимает решения. И есть добровольные помощники: экологи, фотографы дикой природы, а также путешественники, имена которых у многих на слуху и к мнению которых Оргкомитет прислушивается. Художников с соответствующим образованием среди организаторов, насколько я в курсе, нет, хотя могу ошибаться.
«Первозданная Россия» это не конкурс и никаких денежных премий или призов не предполагает.  Для участия в фестивале отбираются проекты, которые с точки зрения самих организаторов, привлекут наибольшее внимание посетителей, представлящие российские регионы и содействующие целям экологического просвещения и экологического туризма. Фестиваль переживает стадию становления и сейчас сложно сказать, какая именно концепция в итоге возобладает.
Лично мне больше импонирует идея организации и проведения в стране ежегодных общероссийских фестивалей природы, как выставок - ярмарок, представляющих, рекламирующих и продвигающих проекты, востребованные на быстро растущем экотуристическом рынке. С одновременным представлением разнообразных культурно-массовых мероприятий, посвященных природной тематике. Думается, что именно это направление в современной России наиболее актуально и востребовано. Но это всего лишь мое мнение.
Brig69    24 февраля 2015 в 11:35
0
0
"«Первозданная Россия» это не конкурс" - точно отмечено. Но тогда, что же это? Понятие "фестиваль природы" очень расплывчато и неконкретно. Тем более, если речь не идет о коммерческом проекте.
Если это будет выставкой-ярмаркой, тогда участники должны будут платить за участие (аналогично любой турвыставки). В формате сегодняшней "Первозданной" это исключено.
Фактически, нынешняя экспозиция - это своеобразный фотоотчет различных коллективов и индивидуалов о выполненных проектах, с претензией на полноформатную выставку. И в этом, на мой взгляд, и возникает противоречие. Смешали все в одну кучу. Если обратили внимание, перед входом в ЦДХ на стендах размещена еще экспозиция из архива РЖД. Конечно, объяснить наличие данных работ не сложно, но понять....
У меня сложилось впечатление, что организаторы "Первозданной", вдохновленные успехом "Золотой черепахи", решили попробовать повторить их проект (тем более, что и многие авторы работ все те же). Делать один в один - некорректно. Нужно какое-то отличие, вот и получилось то, что и наблюдаем. На мой взгляд, сейчас «Первозданная Россия-2015» это не новый самодостаточный проект, а не самая удачная попытка создать конкуренцию "Золотой черепахе".
Валерий Мосейкин    26 февраля 2015 в 18:50
0
0
Вообще-то те, кто создал «Первозданную Россию»  очень серьезно (!) поддержали и становление в России «Золотой черепахи». Но Первозданная Россия это следующий, более востребованный государством и более дорогостоящий проект, предусматривающий иную концепцию развития.
Успех «Первозданной России» - убедительный факт, который никому не нужно доказывать. Предложенный формат с благодарностью и интересом востребован посетителями, для которых был организован. При этом каждый человек получил возможность выбора  участия в том мероприятии, которое в большей степени отвечает его интересам. Или участвовать во всех мероприятиях сразу если есть такое желание.
 
 
Валерий Мосейкин    26 февраля 2015 в 18:53
0
0
Наряду с положительными моментами социального интереса к природной фотографии, проявляются и проблемные тенденции.
Для начала приведу выдержку из статьи очень известного в России фотохудожника (и, замечательного биолога, кстати), Д.Константинова: «Зачем снимать пейзаж?»
«…уже наклепали сотни тысяч очень качественных изображений всех сколько-нибудь фотогеничных мест планеты. И останавливаться на достигнутом никто не собирается. Клепают и будут клепать дальше, конца не видно. Смотреть на все эти суперкачественные и красивые картинки уже никому не интересно.
Они превратились в приятный, но монотонный фон для общения в соцсетях. Никто не запоминает авторов, уже нет смысла. Их тысячи, упоминать кого-то в разговорах бессмысленно, поскольку все равно его никто из собеседников не упомнит.
Такое впечатление, что в отношении личностей, в пейзажной фотографии все закончилось. Причина проста и очевидна: с появлением цифровой фотографии фотосъемка пейзажа стала проста и доступна самым широким слоям населения».
От себя добавлю, что участвуя в судействе самых разных фотоконкурсов, включая Жюри «Золотой черепахи», могу констатировать, что отбор победителей с каждым годом становится все более субъективным и  даже случайным. Вниманию экспертов представляются тысячи работ разных авторов примерно одинакового уровня исполнения. Объективный выбор явных фаворитов в таких условиях становится проблематичным, если вообще возможным.
Изначальный интерес людей ХХ века к природной фотографии, как к реальному отражению жизни дикой природы, все более утрачивает былое значение. Ранее востребованные познавательные и природоохранные аспекты уступают место художественному самовыражению авторов. Интерес целевой аудитории к природе все более переводится на ее виртуальные модели. 
Телевидение, бытовые компьютеры и интернет позволяют получать информацию и привлекать людей в природные парки. С другой стороны, они же отвлекают миллионы людей (целевую аудиторию промышленных регионов), подменяя реальность виртуальными мирами.
Вот почему важная задача государства возлагается на воспитание грамотного природопользования, любви и интереса людей к реальной дикой природе и их вовлечение в природопознавательную и природоохранную деятельность.   
Для этого важны и нужны сочетания возможностей Интернета и культурно-массовых мероприятий с реально существующими природными парками наполненных доступной для наблюдения дикой природой.  Такие парки в большом изобилии представлены за рубежом, но фактически отсутствуют в России и в Беларуси, где проблемы оптимизации и гармонизации взаимоотношения человека и живой природы сегодня стоят особенно остро.
Отсутствие физической возможности наблюдать, исследовать и фотографировать дикую природу, неизменно ведет к утрате интереса людей к природе, переключению их сознания на виртуальные модели, что в перспективе неизменно приведет к серьезным проблемам!
 
Валерий Мосейкин    26 февраля 2015 в 18:55
0
0
В процессе участия в разнообразных фотоконкурсах и фотовыставках, а также общения в соц. сетях, среди поклонников природной фотографии неизбежно формируется т.н. «группа лидеров» - людей, которые не просто хорошо фотографируют природу, но которые хорошо ее знают, понимают и любят. Наступает момент, когда отдельным фотографам - победителям и финалистом фотоконкурсов, уже не нужно самоутверждаться. И тогда возникает потребность в следующем шаге – стремления к возвращению интереса людей к дикой природе в изначально востребованную практическую плоскость.
Появилась и набирает все больший авторитет  концепция природоохранной фотографии, как взаимовыгодного союза квалифицированных природных фотографов, полевых биологов и экологов. Число сторонников данной концепции пользуется все большей популярностью и в России.
Только благодаря инициативам природоохранных фотографов, их сотрудничеству с полевыми биологами и их поддержке властями в России были созданы такие получившие мировую известность природные резерваты, как медвежий заказник Курильское озеро или национальный парк «Земля леопарда». Последний, появился на свет только благодаря фотографам и вопреки позиции экологов, но в итоге численность вымирающих дальневосточных леопардов за несколько лет выросла вдвое!
 
Сегодня большинство современных природных фотографий получают в зарубежных природных парках, где для этого созданы необходимые условия, а съемка животных доступна. Понятно, что фотографировать белорусских журавлей в Беларуси несравненно труднее и дороже, чем этих же белорусских журавлей, но на зимовке в Израиле, где их фотографируют, открыто и с расстояния нескольких метров, озадачиваясь не скрытностью и осторожностью птиц, а лишь выбором нужного освещения композиции.
Участвуя в конкурсах наравне с зарубежными мастерами, отечественные фотографы оказываются в заведомо неравных условиях. В то же время западные мастера ехать в Россию не спешат, зная что, потратив здесь время и деньги, рискуют не только ничего не отснять, но возможно и не увидеть.
«Первозданная Россия» патронируется государством. А государство заинтересовано в пропаганде и развития не зарубежного, а внутреннего экологического туризма, способствующего созданию новых рабочих мест, экономическому развитию регионов и сохранению биоразнообразия.
Как это я понимаю лично я: «Золотая черепаха» это фестиваль фотохудожников и любителей природной фотографии. Тогда как «Первозданная Россия это фестиваль любителей дикой природы и природоохранной фотографии. Деление это очень условное притом, что «Первозданная Россия» в данный момент делает лишь первые шаги.
Возможно, со временем выставочные комплексы «Первозданной России» станут платными для всех участвующих субъектов, представляющих и рекламирующих национальные, региональные или местные природоохранные или экотуристические проекты. Но вряд ли это станет проблемой для природоохранных фотографов, потребность в которых от этого будет только расти, как и достойная оплата их труда.
 
 
snake     27 февраля 2015 в 0:51
0
0
Valery Moseykin писал:
«…уже наклепали сотни тысяч очень качественных изображений всех сколько-нибудь фотогеничных мест планеты. И останавливаться на достигнутом никто не собирается. Клепают и будут клепать дальше, конца не видно. Смотреть на все эти суперкачественные и красивые картинки уже никому не интересно...
 ...Такое впечатление, что в отношении личностей, в пейзажной фотографии все закончилось. Причина проста и очевидна: с появлением цифровой фотографии фотосъемка пейзажа стала проста и доступна самым широким слоям населения».

 Не надо путать абсолютно разные вещи, массовость, доступность, возможности разрешения и т.п. с запечатлением настроения, вызываемых чувств при помощи грамотной композиции и игры света. Работы нынешнего огромного количества нажимателей кнопок действительно слабы и поэтому мало известны. Простота, доступность и скорость во многом идёт в ущерб терпению, выдержке, умению находить то, мимо чего остальные проходят мимо, ибо пейзажная фотография не смотря на свою кажущуюся простоту - весьма тяжёлый труд, как и любой другой жанр,  так как нет предела совершенству,- важен не сам инструмент, а в первую очередь виртуозное владение им. Настоящих пейзажистов сейчас примерно столько, сколько было полвека назад, просто людей имеющих фотокамеры стало больше.
Valery Moseykin писал:
Отсутствие физической возможности наблюдать, исследовать и фотографировать дикую природу, неизменно ведет к утрате интереса людей к природе ...

 Природа пока не исчезла, поэтому физических возможностей её наблюдать, исследовать и фотографировать полно, в чём проблема, собрал рюкзак и в путь. Совсем иное дело кроется во фразе: "парками наполненных доступной для наблюдения дикой природой", ведь нынешнему тучному компьютерному поколению хочется комфорта, простоты и удобств везде, переубеждение и воспитание в нём чувств уважения к остальному миру становится всё труднее и сложнее, некоторым гораздо проще и материально выгоднее предоставить общему вниманию гибрид живой природы и городского парка - продукт намного более простой к употреблению, чем нечто неведомое, тёмное и таинственное.
  Интересная игра слов природная фотография и природоохранная фотография, а разве природная фотография не может быть и природоохранной, или ключевую роль играет только статус места (объекта) съёмки? Разве охранять (ценить и любить) необходимо только то, что находится "за забором"?
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.