Финский «фотофастфуд», или Кратчайший путь к шедеврам в фотоанималистике. Часть 2

Андрей Прутенский
врач-хирург
18 11144 19 ноя 2020

Я довольно долгое время фотографирую живую природу и знаю, насколько сложный бывает процесс предварительной подготовки и организации съемки. Но все это работа. На определенном этапе жизни мне захотелось узнать, каков «фотофастфуд» изнутри. Решение было принято, я отправился на север Финляндии в гости к самому известному организатору WildLife Safari Ласси Раутиайнену (Lassi Rautiainen) — хозяину фирмы Articmedia — Wildlife Safaris in Finland. Там я прожил 9 суток.

В первой части я рассказал, как зарождался бизнес Ласси и отметил некоторые особенности фотоохоты в Финляндии. Теперь вы узнаете о плюсах и минусах этого семейного дела, а также об устройстве финских скрадков.

Взаимоотношения с властями

Организация и поддержание собственного бизнеса, ориентированного на съемку дикой природы и проведение экскурсий, — дело весьма хлопотное. Ласси проводит съемки в 20 различных точках на территории Финляндии. Основная база — в Кухмо, недалеко от российской границы, на севере страны. Но есть точки близ Куусамо и в других местах. Во всех случаях нужно договориваться отдельно, и это бывает непросто, особенно если задействована территория национального парка.


Перед тем, как приступать к приваживанию волков на болоте или медведя в чаще леса, необходимо заручиться разрешением властей

Если говорить об организации процесса, то в первую очередь нужно получить разрешение у владельцев лесов, в которых проходят съемки. А это недешево!

Существует законодательство об охране окружающей среды, о защите лесов и водоемов. Согласно правовым документам, перед тем, как расставить скрадки, нужно непременно встретиться с представителями соответствующих министерств и провести согласование. Необходимо также иметь документы на каждое животное, которое покупается в качестве привады — это для финского варианта нашей санитарно-эпидемической службы (тут Ласси, по всей видимости, маленько темнит, так как до этого рассказывал мне, что приваживал выдру зимой мойвой из магазина, а сову куриными головами оттуда же, но в целом политика партии такая).

Есть и явно положительные моменты: уже несколько лет сотрудничество с министерством лесного и сельского хозяйства скорее плодотворно, чем «крючковато», выгодно и продуктивно сотрудничество с многочисленными частными туристическими фирмами, ориентированными на экотуризм. Вообще, правительство Финляндии настроено весьма  патриотично и скорее помогает развитию бизнеса, чем мешает ему. Важно только все делать «по правилам». Многие частники не могут позволить себе иметь собственные строения для создания базового лагеря, поэтому предусмотрена возможность аренды как у такого же частника, так и у государства. К примеру, основная база семьи Раутиайненарендованная у государства.

Семейный бизнес

Финны не склонны к коллективизации — само понятие «село», «деревня» у них отсутствует. Редко встретишь хотя бы 2 дома рядом. Как правило, хутора — один дом, придворные постройки, никогда нет забора. Работают тоже семьями. Бизнес Раутиайненов — семейный: Ласси с супругой и сын Сами с супругой. Сами присоединился к бизнесу Ласси  в 2000 году — пробовал уехать в Тампере, но вернулся, так как не понравилась городская жизнь. В «высокий сезон» приглашаются 2 наемных работника: эстонка-повар (эстонцы традиционно ездят в Финляндию на заработки, многие эмигрировали) и мужичок из местных.


Сами Раутиайнен — сын Ласси, полноправный участник Articmedia — Wildlife Safaris in Finland. Жизнь в городе парню по вкусу не пришлась, зато  дома все ладится

Организация фототуров — работа довольно своеобразная и сезонная. «Высокий сезон» — с апреля по октябрь. В этот период времени все построено вокруг съемок животных и птиц. Среди животных основная ставка делается на волков, медведей («лицо» торговой марки Articmedia — это волки с медведями), росомах (их немного, по данным Ласси, 5 особей на территории со скрадками). Желающие могут фотографировать бобров — их здесь много, вот только желающих поснимать древоедов я не видел и скрадки для этого не требуются. Весной и в начале лета находятся желающие посмотреть на сов: ястребиную, бородатую, длиннохвостую, серую неясытей, воробьиного сычика. Стоит это удовольствие 100-120 евро с носа за поездку на 3-4 часа. Вообще, к демонстрации и фотографированию сов в Финляндии подходят серьезно: массово вывешиваются совешники, идет активный поиск гнезд, многие фермеры специально подкармливают сов с целью дальнейшей демонстрации желающим.

По части Ласси — ястребиная сова и  бородатая неясыть.


Ястребиная сова (лат. Surnia ulula). Предмет моих давних вожделений  очень редка в средней России, но обычна на севере Финляндии

Глухариные и тетеревиные тока всегда находят своих поклонников по весне. Прикармливать тетеревиных птиц не надо, так что заботы заключаются в основном в расстановке скрадков, развозе клиентов и заботе об их быте. С конца весны до конца сентября самая горячая пора в маленьком бизнесе Ласси: постоянно приезжают люди их нужно размещать, кормить, развозить по точкам и увозить со съемок, устраивать презентации, но самое главное нужно регулярно выкладывать подкормку, иначе звери просто перестанут ходить к скрадкам. Кормят мясом, как правило, свининой. Ласси и его сын договариваются  с местными фермерами о продаже туш животных. Все это нужно найти, привезти, запасти, а потом развезти по точкам. Времени уходит очень много.  Меня заинтересовала методика размещения привады. То, что финны прятали ее за деревом, предварительно привязав тросиком, чтобы медведи не уволокли в чащу, не удивило. Так делают все. А вот утопление падали в болоте незнакомая для меня технология.


«Бурый медведь метит территорию». Если присмотреться, у самого основания дерева, за которое держится медведь, видна потертость от металлического тросика, при помощи которого ранее была пристегнута привада

У Ласси есть отличное съемочное место — Paradise. Это лишенное высокой растительности болото, по краям которого растет хвойный лес. Действие разворачивается по краю болота и на опушке леса. Болото торфяное, местами довольно топкое, и привада, помещенная в  торфяную «жибель», быстро, но не глубоко в нее погружается. Медведи, по всей видимости, об этом хорошо знают и активно выуживают мясо из болотной жижи.


Медведь не просто так копается в болотной жиже. Он ищет, чем поживиться

Для приваживания росомахи используется другая технология мелкие кусочки мяса (чтобы не наелась быстро и шустро бегала по «сцене» (лесу) в поисках пищи), которые помещаются в пропилы, сделанные бензопилой в стволах мертвых деревьев, специально расставленных в живописном беспорядке, а может, и изначально валявшихся в лесу.


Привада для росомахи помещается в пропилы в сухой древесины или под коряги, откуда ее нелегко достать воронам и чайкам

Пропилы сделаны с противоположной по отношению к фотографу стороны, поэтому в кадре их не видно. Финны забивают кусочки мяса в щели при помощи деревянного клинышка, а росомаха их выковыривает. Выкладывать мелкие кусочки мяса открыто  неэффективно на приваду прилетает огромное количество птиц, как правило, чаек и воронов, и все моментально расхищается.

Не обошлось и без доли пофигизма (как без этого!) в некоторых местах привада прикреплена к бревнам стальными тросиками так, что их хорошо видно. В результате кадр получается неэстетичным, читай, испорченным. Исправить что либо, когда вы уже сели в скрадок и увидели проволоку через телеобъектив, понятное дело, невозможно.  


Металлический тросик в кадре, равно как и обрубленный сучок не лучшие украшения фототрофея из-за границы

Подивило чрезвычайно широкое использование собачьего гранулированного корма в практике приваживания зверей как выяснилось, его очень любят медведи. Ребята разбрасывают гранулы, как герой Ильфа и Петрова, «сеятель облигаций».


Финский парень в роли «сеятеля облигаций». Гранулы собачьего корма хорошо привлекают медведей и длительное время удерживают их на «сцене»  пока косолапый не соберет все гранулы, из кадра не уйдет. Главное, чтобы ему не пришло в голову сделать это ночью

Гранулы совершенно не выделяются на фоне мха, не портят кадр и, помимо медведей, хорошо привлекают воронов. Вороны набивают гранулами целый клюв, а затем их глотают или отлетают в укромное место.


Вороны не меньшие любители собачьего корма, чем медведи

Взяв на вооружение эту простую технологию, я совершенно неожиданно привадил косуль, а вот барсуку собачье-кошачья еда не понравилась.

Снегоход на болоте летом для финнов обычная практика

Новостью для меня стала  практика развоза кормов на утилитарном снегоходе  не подумайте, что зимой. Финны активно используют снегоход на болоте в летнее время. Я знал о возможности передвижения на снегоходе по незаснеженной заболоченнной местности и даже по воде (на приличной скорости) мой приятель Веня из села Краснощелье (Кольский полуостров) не раз отмечал, что приходится периодически ездить по незаснеженной тундре, но каждый раз ругался, что износ снегохода велик. По всей видимости, финны не преодолевают больших расстояний или снегоходы у них крепче. Тем не менее, туши зверей они растаскивают по болоту именно снегоходом на санках-волокуше. Там, где особенно жидко, подкладывают лаги из тонких сосенок, где пожестче не подкладывают ничего. Ради интереса я попробовал пройтись по этой «снежной» трассе и тут же провалился по колено. Стало все понятно. Парк снегоходов небольшой и они древние, по русским понятиям, просто мастодонты. Lynx один-в-один наш «утюг» Буран, хотя, скорее всего, именно Буран похож на Lynx, а не наоборот. Утильность техники финнов не смущает они ребята прагматичные: работает и ладно! Организаторы фотосафари подъезжают на машинах (по дороге общего пользования грунтовке), снегоходная техника ждет на краю болота и используется только на нем, ездят строго по накатанной трассе. Уезжая, снегоходы не прячут и не привязывают, дорога к болоту при этом никак не охраняется и не перегораживается. По всей вероятности, воровство отсутствует напрочь.


Снегоходы на краю болота, точнее «студии Paradise»

Завершение активного съемочного сезона осень. До зимы есть время отремонтировать засидки (их забирают на базу, транспортируя за старинным Mitsubish Pagero второй генерации), писать статьи и книги, обрабатывать фотографии, читать лекции. Как выяснилось, семья Ласси не живет постоянно на базе, расположенной в лесу,  они проживают в маленьком городке неподалеку. Владелец не отрицает явной сезонности своей работы, и не тяготится ей. До прихода зимы есть время  бумажно-компьютерной работы, публикаций, выставок. Зимой наступает пора съемок «зимних птиц» (по терминологии самого Ласси): орлана-болохвоста, оляпки, некоторых сов, свиристелей.


 Орлан-белохвост обычный гость в студиях Ласси
как летом, так и зимой

Основная ставка на белохвоста. В Финляндии его много, белохвост активно падальничает и прекрасно приваживается на падаль. Съемки происходят в другой части Финляндии, на арендованной территории: Ласси активно договаривается с соседями о совместном бизнесе. Даже за такой малый срок, как 9 дней, стало понятным, что малое семейное дело, пусть и в такой стабильной стране, как Финляндия дело непростое, рискованное и не сильно прибыльное. Судите сами: комплекс коттеджей, где расположена основная съемочная база, арендованный у государства (министерства лесной промышленности Forestry Government). Ласси не в состоянии выкупить его в личную собственность, о чем открыто заявляет. Рабочая техника  «Паджерик» и снегоходы более чем утильные. Движок на машине Ласси менял 3 раза даже для российской глубинки это дикость. Аренда скрадков стоит дорого, но гости могут и не приехать.

Выступая на очередной «Золотой Черепахе», Ласси во всеуслышание обещал скидки русским «коллегам». Там, собственно, и познакомились. Когда дело дошло до переговоров, выяснилось, что скидок все же нет, так как «бизнес очень сложный». Дальше случился кризис и я получил от Ласси письмо: он предлагал специальный дисконт «только для русских» 20%. Такая скидка для финнов это катастрофа. По всей вероятности, дела шли не так уж и хорошо… И тем не менее, Ласси не бросает своей работы, как и другие финны его коллеги-конкуренты.

Техническая сторона дела

Организация фотоскрадка  дело творческое. В том смысле, как его обустроить. Здесь сколько фотографов, столько и мнений. Зверям и птицам абсолютно все равно, откуда вы снимаете из камуфляжной палатки с раскраской, в точности имитирующей окружающий пейзаж, или из брошенного вагончика на колесах главное, чтобы скрадок «пристоялся» и местные обитатели к нему привыкли.

Все скрадки Ласси (и большей части других финнов) сделаны по типу вагончика-бытовки, установленного на волокуше (полозьях).

Засидки очень удобны и продуманы до мелочей. За время съемок я долгое время думал, как бы еще что-нибудь улучшить, да так и не придумал. Ласси принципиально не пользуется палатками-скрадками, поскольку это неудобно для клиентов, значительная часть которых не фотографы.

Поначалу было странно, поскольку сам я по большей мере снимаю именно из палаток, но потом я убедился, что в случае стационарного применения, вагончики удобнее.

Ласси использует несколько типов скрадков: одноместные (по классификации Ласси двухместные, но вдвоем там находиться совершенно невозможно) и многоместные.


Скрадки урочища Paradise. Ближний одноместный, формата «конура». Ласси называет его двухместным, но на практике в нем может быть удобно только одному фотографу

И те, и другие собраны по одному принципу: каркас из реек, фанерные стенки, утепление за счет строительного пенопласта, который также выполняет функцию звукоизоляции. Толщина листа пенопласта порядка 50 мм. Многие скрадки дополнительно утеплены и шумоизолированы изнутри за счет вспененного полимера типа пенополиуретана из него делают шумоизоляцию и туристические коврики. Все собрано на шурупах, пенка пристреляна мебельным степлером. Шумоизоляция такой засидки, несмотря на значительное количество бойниц под объективы, очень хорошая. Двери полноценные, на петлях, прилегают без щелей, кое-где есть нащельники от комаров. Многие домики установлены на полозья-волокуши, что позволяет буксировать их внедорожником или снегоходом на зиму многие скрадки Ласси убирает. Все скрадки оборудованы пассивной вентиляцией, которая обязательно нужна, несмотря на наличие съемочных бойниц. Вентиляционные трубы крупных скрадков подняты над землей для улучшения тяги. У одноместных такой роскоши нет, и летом, в жару, несмотря на наличие воздухозаборников, в них довольно душно. Можно приоткрыть дверь, для этого на дверном проеме предусмотрена противомоскитная сетка.

Скрадок средних размеров с тамбуром из ПВХ («Студия No Man»). Вид снаружи и изнутри

Крупные скрадки, рассчитанные на размещение до 8 человек (на практике 4-6), имеют пристройку-каркас из толстых реек или сосновых хлыстов, затянутую непромокаемым непрозрачным материалом из ПВХ. Это тамбур, в котором находится туалет, как правило, фанерный ящик со стульчаком, под которым размещено обыкновенное ведро с крышкой. В ведре  торф. Просто и разумно: торф с того же болота, на котором размещен скрадок.


Санузел финского скрадка

В маленьких скрадках такой роскоши нет приходится пользоваться традиционной канистрочкой или ведром с крышкой. В тамбуре объявление: «Не оставляйте еду и резиновые сапоги». Первое понятно, второе не очень, но, видимо, у медведей сапоги  в цене. Деловые финны не спешат выкидывать деньги на ветер во многих скрадках ручки дверей выполнены из замысловатой формы сучков, из них же могут быть сделаны крючки для одежды аутентично и экономно. Но окна-амбразуры при этом из стеклопакетов и это очень разумно, так как их просто монтировать и они не потеют при значительной разнице температур внутри и снаружи скрадка.


Стеклопакеты в скрадке не роскошь, но необходимость фактически не потеют!

Удивил размер окон  по нашим меркам, просто огромный! Никаких зеркальных пленок или тонировки. Максировочный тюль есть, его можно легко поднять и опустить, но Ласси утверждает, что такая дополнительная осторожность не больно-то и нужна звери не реагируют. Будучи приучен лишний раз не шевелить даже головой, я соблюдал все правила предосторожности. Как делали остальные, не знаю. У меня не сложилось впечателние, что финская росомаха не пуглива. А вот большие размеры стеклопакетов порадовали обеспечивают достаточное количество света внутри скрадка.


Затенение окон в скрадке тюль или просто тонкая материя на шнурках-удавках. Просто и удобно

Смотровые окна и съемочные амбразуры организованы по 3 сторонам скрадка. Четвертая стена всегда глухая, и это правильно зверь не должен видеть ваш силуэт. Вентиляционные отверстия в случае необходимости можно закрыть специальными заглушками.

Быт организован по-разному. Учитывая, что в скрадке приходится проводить длительное время, а посетители бывают весьма разновозрастными, в больших скрадках сделаны нары они смонтированы вдоль длинной стороны скрадка, напротив окон и съемочных амбразур. Сидеть и снимать полагается с нар или с пластиковых стульев. На нарах можно поспать, что весьма актуально, так как, несмотря на внешнее бездействие, от постоянной концентрации внимания сильно устаешь. Да и глубокой ночью все равно ничего не видно, несмотря на полярный день (я был у Ласси в июле, его резиденция находится на широте нашего Архангельска).

Один из скрадков удивил наличием двухъярусной кровати явно армейского происхождения. Очень удобно! В одноместных «номерах» спать полагается на полу для этого предусмотрен толстый термоизолирующий мат. Спать тепло и не жестко. На стене неизменное предупреждение: «Пол это ваша постель, входя в скрадок, снимайте обувь». Для сидения и съемки в малых скрадках предусмотрены небольшие пластиковые табуреты и множество подкладок из того же пенополиуретана можно запросто подогнать высоту сидения под свой рост. В некоторых скрадках я нашел даже подушки и одеяла, а также керосиновые лампы (ничем не отличаются от наших) и колоды карт  финны предусмотрели даже это.

Отдельно хочется рассказать об организации съемочных амбразур и вариантах крепления для штативных головок чрезвычайно важных моментов для фотографирования природы из скрадка. Одна из проблем, с которой часто приходится сталкиваться всем, кто снимает из чужого скрадка,  возможное несоответствие его аппаратуры (камера, головка, штатив) со съемочной амбразурой владельца скрадка. У меня были ситуации, когда здоровенное «рыло» 600-го просто не пролезало в скромное съемочное отверстие скрадка, а хозяин не разрешал его расширять. Та же проблема бывает с размещением штатива в итак чрезвычайно узком замкнутом пространстве. Финны решили эти вопросы красиво и удобно штативы в скрадках вообще не используются! Вдоль 3 стен, имеющих окна и съемочные бойницы, сделаны подоконники (из толстой доски или многослойной фанеры) с отфрезерованными сквозными отверстиями.


Подоконник для размещения штативной головки. В некоторых скрадках сделаны просто продольные пропилы (они удобнее), в некоторых Ш-образные

На эти подоконники посредством длинных самодельных болтов диаметра 3/8 дюйма с «барашками» и штативной резьбой монтируются штативные головки, на которые, в свою очередь, устанавливаются телеобъективы.


Самодельные болты с резьбой для закрепления штативной головки, а также металлические шайбы и фанерные проставки для подбора оптимальной высоты расположения объектива относительно подоконника и центра съемочной амбразуры

И никаких треног, за которые всегда задеваешь. Безусловно, все фотографы пользуются разными штативными головками (разной высоты и конструкции) для подбора правильной высоты размещения объектива в скрадке имеется огромный запас проставок из толстой фанеры и металлических шайб. Болтов с резьбой под штативную головку также с избытком, при этом все они самодельные. В итоге, какой бы ни была ваша штативная головка, вы все рано сможете с комфортом разместить объектив и камеру. Ширина подоконника и отверстия под монтажный болт рассчитаны таким образом, чтобы было максимально удобно пользоваться J-образными головками карданного типа (Wimberley head), наиболее удобными и востребованными в фото и видеосъемке с использованием супертелеобъективов. Я с одинаковым удобством пользовался и карданной, и шаровой головкой  (специализированной для сверхдлинного телеобъектива).


Объективы установлены на штативные головки, смонтированные на подоконнике засидки. И никаких треног!

Встретился и еще один, не менее экзотичный способ фиксации штативной головки без помощи трипода на подрезанный тормозной диск. У старого тормозного диска большого диаметра срезана часть окружности так, чтобы он хорошо прилегал к стене скрадка, а сверху приварен болт 3/8’’ с резьбой под штативную головку. Конструкция достаточно стабильна для того, чтобы снимать с нее, используя супертелеобъектив.


Альтернативный способ крепить штативную головку на доработанный старый тормозной диск. Менее жестко, чем непосредственно к подоконнику: есть возможность легко сдвинуть камеру вправо-влево

Если в силу атеросклероза или простой забывчивости вы приехали без штативной головки (о ее необходимости Ласси предупреждает заранее), предприимчивый финн предлагает свою  за отдельную умеренную плату. К слову, сам Ласси пользуется шаровыми головками  старинной от Manfrotto и довольно современной, но непривычной от Gitzo. Съемочные амбразуры имеют прямоугольную форму (длинная сторона расположена горизонтально). В малых скрадках сделано 2 проема для размещения амбразур, в больших скрадках  3. В проемах натянута ткань, уже в которой вшиты традиционные «юбки» под объективы. Лишних вертикальных перемычек нет это очень удобно, так как не мешает объективу двигаться вправо-влево по горизонтали. Следует оговориться, что одна из основных ошибок начинающих строителей съемочных укрытий узкие проемы под съемочные амбразуры. У финнов этот недостаток отсутствует напрочь.

«Юбки» под объективы так же имеют свои особенности. Во-первых, они достаточно короткие, что удобно, так как движения объектива в этом случае не стесняются (длинные «хоботы» очень мешают). Во-вторых, они двойные: снаружи из непромокаемой материи типа нейлона, изнутри из утепленной ткани типа той, что пускают на демисезонные куртки 2 слоя тонкого нейлона, между ними синтепон. Это еще один способ улучшить звукоизоляцию скрадка, и он действует.  


«Юбка» съемочной амбразуры финского скрадка двухслойная. Наружный слой влагостойкая материя, внутренний многослойная звукопоглощающая ткань, а заодно и утеплитель

Очень понравилось соотношение между смотровым окном и съемочной амбразурой они расположены четко друг над другом. Не нужно отклонять голову, очень удобно наблюдать за происходящим снаружи.

Снаружи над всеми съемочными амбразурами предусмотрены козырьки, защищающие объективы от засветки лучами солнца, а также от дождя, что очень удобно. Убирать аппаратуру во время дождя не нужно, следует лишь опустить объектив, а можно и этого не делать. Козырьки также частично отвлекают зверей и птиц от блеска оптики. Изначально Ласси предусмотрел возможность подъема и опускания козырьков, вероятно, на случай транспортировки скрадков, чтобы превратить их в ставни. Летом козырьки зафиксированы «намертво».

Порадовало огромное количество полочек под всякую мелочевку, расположенных под подоконниками. Места в скрадках мало, так что и полочки здесь не лишние. В одноместных скрадках нашлись даже выдвижные ящики, ведущие в расположенные снаружи расширительные ящики,  довольно изысканное решение! В скрадках оставлены средства от комаров: фумигационные пластинки, спиральки, спрей, свечи. На мой вопрос относительно запаха всей этой химии (не отпугнет ли зверя, сам я ими не пользуюсь), Ласси только рассмеялся и сказал, что это из области охотничьих баек, в которые он не верит.  

Продолжение следует

Фото автора

Начало:

Финский «фотофастфуд». Часть 1

Комментарии пользователей (18)
Оставьте ваш комментарий первым
Владимир П-н    15 апреля 2015 в 21:03
0
0
Андрей Прутенский писал:
...Бенсе Матэ, выступая в Мск на очередной "Золотой Черепахе", вывалил на собравшихся такой ушат информации, что мало не показалось. На вопрос, не повредит ли ему такое "раскрытие тайны", парень ответил, что это - отработанные технологии...

Андрей, просветите плз, о чём идёт речь.
Андрей Прутенский    15 апреля 2015 в 21:48
1
0
Владимир П-н писал:

Андрей Прутенский писал:
...Бенсе Матэ, выступая в Мск на очередной "Золотой Черепахе", вывалил на собравшихся такой ушат информации, что мало не показалось. На вопрос, не повредит ли ему такое "раскрытие тайны", парень ответил, что это - отработанные технологии...

Андрей, просветите плз, о чём идёт речь.

 
Владимиру: у меня где-то была запись его выступления. Постараюсь найти - выложу на файлообменник. Это будет лучше, чем в испорченный телефон играть. Если нет, попробую в двух словах рассказать, но это будет на тему "знакомый напел Карузо" :-)
 
Андрей Прутенский    15 апреля 2015 в 11:48
0
0
Владимиру П-н: все в порядке, извиняться не за что, все корректно. Это - открытая полемика, все вопросы уместны. Финны не просили соблюдать "военную тайну", тем более что никакой тайны двно нет - границы Европейских стран открыты, народ свободно перемещается и может за неделю посетить нескольких таких туроператоров, как Ласси. Есть богатый материал для сравнения :-). Мало  того, когда после экскурсии на ястребиную сову я поинтересовался у Ласси, не расстроится ли он, если я опять туда приеду и уже без него, то получил совершенно справедливый ответ, что лес в Финляндии   открыт для свободного посещения. Найдешь - радуйся. 
 
Валерию Мосейкину: согласен по всем позициям. Касательно терминологии - я  специально использовал провокационный и, на мой взгляд так же, чрезвычайно обидный термин  - "фастфуд" - сработало. Никогда не мог понять людей, которые категорично утверждают, что "не снимают   из  коммерческих засидок и только сами ищут зверя". Тут, конечно, дело личного выбора, но я никогда не упускаю возможность понаблюдать за животными и птицами, даже если речь идет просто о наблюдении, а не о съемке. У того же Ласси встретил семью швейцарского биолога с Женевского озера   - он занимется охраной природных ресурсов, к Ласси привез двух малолетних детей спеиально для того, чтобы показать диких волков в природе. На богатея похож не был  -  старинный "Паджерик", вагончик-трейлер 20-летней давности с отслаивающейся фанерой, ходил в резиновых сапогах. Видно, что  посещающий такие мероприятия народ придает больше значения внутреннему наполению, чем тряпкам. 
Александр Пекач    13 апреля 2015 в 22:43
0
0
Интересно и познавательно! Хорошо пишешь Андрей! Много узнал, того чего хотел. Семейству Ласси низкий поклон за труд.
Владимир П-н    13 апреля 2015 в 19:42
0
0
Андрей, Вы не думали о том, что это чужой бизнес?
Сергей Плыткевич    14 апреля 2015 в 22:18
0
0
Владимир П-н писал:

Андрей Прутенский писал:
 хотелось бы это услышать из первоисточника...
Андрей, я действительно не предполагал, что Ласси и сына устроит такое раскрытие их бизнеса. Поэтому забираю назад свои домыслы и приношу извинения.
Материал Ваш тоже прочитал от и до, спасибо.

На самом деле это шикарнейший рекламный материал, доведенный до целевой аудитории. Ссылки на материал размещены во всех тематических группах в соцсетях, его прочитали именно потенциальные клиенты. И самое главное -- материал такой, что он не воспринимается, как реклама, да он и не является по своей сути рекламой. Но функцию такую выполняет...
Валерий Мосейкин    15 апреля 2015 в 2:15
0
0
Трудно подобрать более необъективный и обидно-презрительный термин применительно к фотографии дикой природы, чем фастфуд., который очевидно ввели в обиход люди, весьма далекие от природной фотографии. ЛЮБАЯ съемка диких животных включает в себя неизменный элемент их приучения к фотосъемке! Хорошо если речь идет о синичках и фотограф в свободное время за купленный на свои кровные мешок семечек может получить достойные снимки. Но только представьте, во что вылилась бы себестоимость фотографирования тех же медведей тому же Ласси - очень известного в Финляндии билога и фотографа дикой природы, если бы все, что он делает, он делал для себя и для реализации собственного тщесловия, как фотографа!
Скажу больше - в современных условиых практически ЛЮБАЯ фотосъемка дикой природы это фкстфуд в котором высококвалифицированные биологи обеспечивают саму возможность наблюдения и фотографирования дикой природы. Даже если такая работа остается для неискушенных посетителей "за кадром" Далеко не все, даже очень квалифицированные фотографы умеют также легко и профессионально понимать "языки" зверей и птиц. И далеко не все люди имеют возможноать как Ласси ,тратить даже не месяцы, а ГОДЫ на приучение волков и медведей! Там же, где таких биологов нет, там нет не только фастфуда, но и вообще ничего! За примерами далеко ходить не надо.
Более того, знаменитые проекты N.G. или BBC с это в известной степени тоже фастфуды, поскольку во всех таких проектах фотографы работают в тесной компании с полевыми биологами, которые и приучают животных к съемке и неделями, месяцами, годами. Просто снимки этих фотографов- их называют природоохранными, зрители видят перыми. Зато после столь эффективной рекламы в нужное место начинается паломничество, что обеспечивает экономическую устойчивость природной территории и сохранение биоразнообразия. При этом массовые фотографы могут получать и часто получают даже лучшие снимки, но разумеются, уже не вызывают прежнего ажиотажа
Выскажу личную точку зрения, но по мне нет ничего хуже когда фотографы любители сами, без консультаций с опытными специалистами, ради реализации собственного тщеславия и амбиций демаскируют гнезда и приучают чаще всего редкого зверя или птицу к съемке. А после получения нужных кадров, оставляют их на произвол судьбы. Мы должны быть ответственны за тех, кого приручаем! А так, любой современный национальный парк или природный резерват это тоже фастфуд. И именно там сегодня получают более 90% всех снимков дикой природы.
Владимир П-н    14 апреля 2015 в 16:17
0
0
Андрей Прутенский писал:
 хотелось бы это услышать из первоисточника...
Андрей, я действительно не предполагал, что Ласси и сына устроит такое раскрытие их бизнеса. Поэтому забираю назад свои домыслы и приношу извинения.
Материал Ваш тоже прочитал от и до, спасибо.
Михаил Брагин    14 апреля 2015 в 9:43
0
0
Владимир намекал, что вы раскрываете тайны чужого бизнеса ))))
Андрей Прутенский    14 апреля 2015 в 9:57
0
0
To Nakoda: хотелось бы это услышать из первоисточника, а то испорченный телефон получается. Но если так, прокомментирую: Ласси не делает тайны из своих технологий. Все, что Вы видите в статье, я снимал при нем (я имею в виду тезническую съемку), заранее оговорив, что будет публикация в формате "как есть" (без рекламы, без восхвалений и пр.) - ему до этого нет дела. Эти технологии давно известны и, как правильно пишет Валерий Мосейкин - скорее дело прошлого. Несколько лет назад, Бенсе Матэ, выступая в Мск на очередной "Золотой Черепахе", вывалил на собравшихся такой ушат информации, что мало не показалось. На вопрос, не повредит ли ему такое "раскрытие тайны", парень ответил, что это - отработанные технологии, пользуйтесьна здоровье, для себя я уже новое придумал. Так же в позапрошлом году поступил Клаус Нигге. Так что все предельно корректно, тут мне не за что краснеть. Кстати, я в переписке и с Ласси и с его сыном - Сами - отправил им ссылки на публикацию. 
Андрей Прутенский    14 апреля 2015 в 10:57
0
0
 
[/quote]
Андрей, я хочу сказать огромное спасибо за материал. Именно таких материалов катастрофически не хватает на нашем сайте. И дело здесь не только в хороших фотографиях и подробном описаниии увиденного. Самое главное -- материал подталкивает развитие в наших странах экологического туризма, показывает молодым людям, что они могут найти себе интересное и относительно прибыльное занятие в самых разных точках страны. Если после такого материала появится хотя бы пару новых организаторов фототуров, будет просто прекрасно. Как минимум, наш Клуб фотографов дикой природы этим делом займется...
[/quote]
Сергею: спасибо за отзыв, по всей видимости, наше видение мира в этом направлении - схожее. Очень приятно... 
Андрей Прутенский    14 апреля 2015 в 8:02
0
0
Всем спасибо!
Владимиру П-н: Владимир, я не понял Ваш вопрос, пожалуйста, уточните. Что Вы имели в виду под "чужим бизнесом"  - конечно, он "чужой" - я бизнесом не занимаюсь. Или Вы имели в виду "чужДый" - в смысле "нежелательный"? Можно в личку - моя почта aprut@fly-fishing.ru
Сергей Плыткевич    14 апреля 2015 в 10:51
0
0
Андрей Прутенский писал:

To Nakoda: хотелось бы это услышать из первоисточника, а то испорченный телефон получается. Но если так, прокомментирую: Ласси не делает тайны из своих технологий. Все, что Вы видите в статье, я снимал при нем (я имею в виду тезническую съемку), заранее оговорив, что будет публикация в формате "как есть" (без рекламы, без восхвалений и пр.) - ему до этого нет дела. Эти технологии давно известны и, как правильно пишет Валерий Мосейкин - скорее дело прошлого. Несколько лет назад, Бенсе Матэ, выступая в Мск на очередной "Золотой Черепахе", вывалил на собравшихся такой ушат информации, что мало не показалось. На вопрос, не повредит ли ему такое "раскрытие тайны", парень ответил, что это - отработанные технологии, пользуйтесьна здоровье, для себя я уже новое придумал. Так же в позапрошлом году поступил Клаус Нигге. Так что все предельно корректно, тут мне не за что краснеть. Кстати, я в переписке и с Ласси и с его сыном - Сами - отправил им ссылки на публикацию. 

Андрей, я хочу сказать огромное спасибо за материал. Именно таких материалов катастрофически не хватает на нашем сайте. И дело здесь не только в хороших фотографиях и подробном описаниии увиденного. Самое главное -- материал подталкивает развитие в наших странах экологического туризма, показывает молодым людям, что они могут найти себе интересное и относительно прибыльное занятие в самых разных точках страны. Если после такого материала появится хотя бы пару новых организаторов фототуров, будет просто прекрасно. Как минимум, наш Клуб фотографов дикой природы этим делом займется...
Андрей Шимчук    14 апреля 2015 в 10:19
0
0
Андрей спасибо. Знали об этом многие фотографы,но ты "пробил брешь" и интересно рассказал, и показал на фотографиях.
Будем "матать на ус",
Шамович Дима тоже многое сделал у нас в Беларуси,как пишет Сергей Плыткевич.
Приходит другой взгляд на Дикую природу. Не материальный(пожрать), а духовный...
Хватит смотреть на окружающий Мир только через прицел,давайте смотреть через обьектив природных фотографов,одним из которых является Андрей Прутенский.
Татьяна Дерябина    18 апреля 2015 в 21:55
0
0
Ну вот, пока я была на вахте, Андрей уже два замечательных рассказа поместил. Фото медведей очень-очень нравятся. И росомаха здорово получилась - хорошо видна характерная для ее окраса более светлая полоса по бокам. А ведь росомаха раньше и у нас в Беларуси обитала!
Андрей Прутенский    19 апреля 2015 в 8:44
0
0
Татьяна Дерябина писал:

Ну вот, пока я была на вахте, Андрей уже два замечательных рассказа поместил. Фото медведей очень-очень нравятся. И росомаха здорово получилась - хорошо видна характерная для ее окраса более светлая полоса по бокам. А ведь росомаха раньше и у нас в Беларуси обитала!

Спасибо, Татьяна!
Как прошла вахта? Хотелось бы когда-нибудь поработать на Вашем рабочем месте, в своей ипостаси, конечно, биолог из меня слабенький :-) Росомаха была и на территории Беларуси? У нас явно угадывается расширение ареала этого зверя - в этом году ее видели в Краснохолмском и Нелидовском районах (последний- как раз по дороге от нас в Беларусь). Было бы здорово, если бы действительно расселилась...
Андрей Шимчук    20 апреля 2015 в 19:12
0
0
Андрей Прутенский писал:
Татьяна Дерябина писал:

Ну вот, пока я была на вахте, Андрей уже два замечательных рассказа поместил. Фото медведей очень-очень нравятся. И росомаха здорово получилась - хорошо видна характерная для ее окраса более светлая полоса по бокам. А ведь росомаха раньше и у нас в Беларуси обитала!

Спасибо, Татьяна!
Как прошла вахта? Хотелось бы когда-нибудь поработать на Вашем рабочем месте, в своей ипостаси, конечно, биолог из меня слабенький :-) Росомаха была и на территории Беларуси? У нас явно угадывается расширение ареала этого зверя - в этом году ее видели в Краснохолмском и Нелидовском районах (последний- как раз по дороге от нас в Беларусь). Было бы здорово, если бы действительно расселилась...

Андрей,у тебя получится поработать биологом,и я, думаю, со временем,попробуем и эти варианты. Нужно только время,которое мы потеряли.Говорю мы,подразумеваю фотографов анималистов -любителей. Я надеюсь, что мы незря встретились в этой жизни. Я знаю что у тебя очень много задумок планов, на будущее,так вот,пусть все сбывается! Удачных тебе ракурсов.Работы поменьше(основной,ну чтобы все были зддоровы),денег побольше. Пиши,у тебя получается. С уважением,Андрей Шимчук.
Андрей Прутенский    20 апреля 2015 в 19:21
0
0
shimtchuk писал:
Андрей Прутенский писал:

Андрей,у тебя получится поработать биологом,и я, думаю, со временем,попробуем и эти варианты. Нужно только время,которое мы потеряли.Говорю мы,подразумеваю фотографов анималистов -любителей. Я надеюсь, что мы незря встретились в этой жизни. Я знаю что у тебя очень много задумок планов, на будущее,так вот,пусть все сбывается!
Удачных тебе ракурсов.Пиши,у тебя получается. С уважением,Андрей Шимчук.

 
Спасибо, Андрей!
Непременно :-)!
 
 
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.