В орлином полете

0 798 4 Фев 2020

Научные сотрудники НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам заглянули в генетическую историю птицы года 2019 – большого подорлика.

Им открылись совершенно неожиданные данные. О результатах работы рассказал В. Домбровский.

домбровский (1).jpg

– Чем подорлик привлек ваше внимание?

– Он включен в Красный список Международного союза охраны природы, является угрожаемым в Европе, охраняется во многих странах и Беларуси. Во второй половине XX столетия его численность резко снизилась на территории Европейского союза, из многих стран и регионов он и вовсе исчез. В Беларуси этот вид был слабо изучен, в прошлом отмечались только единичные случаи гнездования. Но потенциальные местообитания сохранились. Первый проект в 1999-м году помог выяснить: птица продолжает гнездиться в нашей стране.

Позже выполнялись проекты, направленные на изу­чение численности и распространения большого подорлика в Беларуси. Определили, что он встречается в основном в Припятском Полесье, а за пределами этого региона крайне редок. У нас находится его самая крупная популяция – 120–160 пар, в то время как в странах ЕС – не более 20.

image

– Генетику большого подорлика вы изучаете с 2000-х годов. Что удалось выяснить за это время?

– Совместно с эстонскими коллегами мы собрали и проанализировали большое количество генетического материала птицы: для этого брались кровь и растущие перья. Первичные результаты опубликовали в биологическом журнале Линнеевского общества: приведен генетический анализ проб, собранных до 2009 года. Мы выяснили, что в западной части ареала большого подорлика отмечается гибридизация с малым подорликом. Выяснили и то, что на крупных болотных массивах – самый малый процент гибридов. Высокая частота образования гибридов происходит при нарушении мест обитания, после чего туда вселяется малый подорлик. И если это явление не остановить, разница между двумя видами просто исчезнет.

Исследование, результаты которого вошли в топ 10, началось в 2010 году. Проводилось три типа анализа генматериала: митохондриальной ДНК, ядерных участков ДНК – интронов и микросателлитов. Поскольку митохондриальная ДНК передается только по материнской линии, гибридизация на нее не влияет, мы могли проследить генетическую историю всех особей.

Ядерную ДНК мы брали у пар больших подорликов без признаков гибридизации из российской, белорусской, эстонской и польской гнездовых группировок. Анализ показал, что они являются частями одной популяции.

По итогам мы представили совершенно неожиданный результат: несмотря на фрагментирование ареала большого подорлика, в отдельных локалитетах не отмечается инбридинга, а даже наоборот, его генетическое разнообразие выше, чем у малого подорлика, который в нашей стране встречается чаще (около 3,5 тыс. пар). Молекулярно-генетические методы позволили заглянуть в далекое прошлое и восстановить картину распространения этих птиц. Мы пришли к выводу, что большой подорлик расширяет свой ареал с позднего плейстоцена из нескольких рефугиумов (укрытий), где вид переживал неблагоприятные периоды похолодания.

Наши исследования позволили определить, что критическое падение численности вида в послеледниковый период на территории Европы – следствие ухудшения среды обитания и не связано с сокращением генофонда.

– Что могут привнести в природоохранную практику полученные вами данные в генетической части проекта?

– Белорусская популяция может использоваться для реинтродукции, поскольку она не обеднена. Также подтвердилась необходимость охраны даже небольших по численности группировок большого подорлика. Остальное – фундаментальные знания: не всегда уменьшение численности приводит к снижению генетического разнообразия.

– Как продолжите развивать эту тему в будущем?

– В 2019 году завершился эстонско-белорусский проект «Научно обоснованная охрана большого подорлика в Беларуси», одной из целей которого было выяснение динамики гибридизации подорликов. В планах – изучение вида в пределах всего его обширного ареала, который простирается до Тихого океана.

Кроме этого, с 2017 года началось мечение белорусских больших подорликов GPS трекерами. Это позволяет отслеживать пути миграции, места зимовок, размеры охотничьих участков, предпочтение птицами различных местообитаний. В двух проектах – эстонско-белорусском и «Полесье – дикая природа без границ» – пометили такими передатчиками 15 птиц. За ними сейчас можно следить онлайн на сайте ptushki.org. Кроме того, установлены фотоловушки на гнезда помеченных птиц.

Выяснилось, что связанные с полом различия миграционной стратегии вида таковы: самки мигрируют намного ближе, чем самцы. Первые, в основном, остаются зимовать на Балканах, а вторые улетают в Африку. Разница значительная – путь в три раза дальше. Зачем самцам тратить столько усилий – для нас пока загадка.

Беседовала Валентина ЛЕСНОВА, «Навука»