Подписан новый Указ «О развитии агроэкотуризма»
По официальной версии этот документ направлен на совершенствование регулирования деятельности в сфере агроэкотуризма.
Кроме того, среди целей документа: повышение качества оказываемых услуг, исключение возможности вести гостиничный или ресторанный бизнес под видом агроэкоусадеб, защиту прав проживающих по соседству с ними граждан. В Указе №351 содержатся такие требования к объектам агроэкотуризма: число жилых комнат должно быть не более десяти, не менее двух оказываемых в комплексе видов услуг, проведение мастер-классов, направленных на ознакомление посетителей с ремеслами и национальными традициями региона. Владельцы усадеб должны быть ответственны за нарушение (в том числе со стороны посетителей) общественного порядка или спокойствия граждан, несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранных, противопожарных требований. Введены ограничения по проведению презентаций, юбилеев, банкетов, иных мероприятий в непосредственной близости от соседних жилых домов. Установлена необходимость получения в райисполкомах разрешения на ведение деятельности в сфере агроэкотуризма. Действующие агроэкоусадьбы должны получить такое разрешение до 1 июля 2023 года. Кроме того, облисполкомы наделены правом определять перечни населенных пунктов, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается. Вместе с тем предусмотрена возможность продолжения работы существующих агроэкоусадеб на таких территориях при условии выполнения иных требований указа.
Мы попросили прокомментировать новый документ эксперта по сельскому туризму Валерию Клицунову.
– Обозначу несколько пунктов, вызывающих определенные тревоги и сомнения. Например, усиление полномочий местных властей. С одной стороны, здесь есть рациональное зерно: можно проверять и наказывать, чтобы требования соблюдались. Местные власти смогут, таким образом, держать рынок в порядке, и агроусадьбы будут соблюдать требования санитарных, пожарных и прочих служб. Нарушений станет меньше. С другой стороны – возникает опасность злоупотреблений, сведения личных счетов и пр. Кроме того, у органов власти свои понятия ведения этого направления, поэтому всякая необычная инициатива «сверх того» будет выхолащиваться. Но больше всего вопросов вызывает налогообложение – 10–20% с оборота. Агротуризм – затратный и тяжелый бизнес. А если государство заберет всю прибыль, то 80% усадеб просто закроется. Нельзя агротуризм загонять в список самозанятых и приравнивать к тем, кто в киоске продает товар.
Все согласования и оформления будут очень сложны для людей пожилых, которые живут в глухих местах и занимаются агротуризмом для своего удовольствия. Осваивать для всех согласований компьютер для них нереально и ни к чему. Тем самым небольшие усадьбы будут уничтожены. Несправедливо и то, что усадьбы работают максимум 4 месяца в год, а налоги должны платить ежемесячно. Некоторые сомнения вызывает и то, что облисполкомы будут определять перечень населенных пунктов, где можно создавать агроусадьбы. Каким образом это произойдет? Вот, к примеру, в Браславе много усадеб. А если власти откликнуться на лобби со стороны объектов размещения и питания? Агротуризм в нашей стране называют сегодня визитной карточкой, но это направление за последние 20 лет «рванул» именно потому, что развивался без вмешательства властей.
К сожалению, некоторые формулировки Указа размыты. К примеру, что означает «в непосредственной близости»? Это метр или два, или больше? Скорее всего, чтобы уточнить все неясности, потребуются еще и подзаконные акты. В общем, как сложится ситуация – покажет время.
Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.