Венгерский вкус
Спасибо! – Köszönöm!
В числе первых слов, освоенных нами по-венгерски, было слово благодарности, «кёсёнём». И оно было одним из самых часто употребляемых!
Обед в чарде Tenkes, расположенной в деревеньке Чарота в окружении виноградников
Это место с историей, слоганом которого служат слова: «До крови венгерский вкус!» – красноречивая, но несколько двусмысленная фраза, отсылающая нас то ли к румынскому Дракуле, то ли к венгерской «кровавой графине» Эржбет Батори, принимавшей омолаживающие ванны из крови девушек.
«Мы стараемся возродить память об ушедших временах, ищем «вкус» прошлого, незаслуженно пропавший в тумане забвения», – так написано в буклете заведения.
Чарда – это придорожный ресторанчик, где в прежние времена можно было не только утолить голод, но и остановиться на ночлег. Само слово «чарда» переводится как «привал», «остановка». Здесь всегда находили приют уставшие путники и пастухи, и современная чарда, поддерживая давние традиции, старается сохранять свой внешний вид и внутренний облик. Сегодня это место для семейного отдыха, куда принято приезжать с детишками, которые могут вволю пообщаться с домашними животными, пока их родители наслаждаются неспешной беседой, отменной домашней кухней и дегустируют знаменитое вилланьское вино!
Крепкое спиртное палинка, богатейший выбор!
А уж какая здесь кухня! Чего только стоит замечательный суп-гуляш, или, как в нашем случае, наваристый фасолевый боб-гуляш, приготовленный с любовью, по-домашнему.
Кстати, настоящий рыбный суп – халасле – можно попробовать именно в таком месте.
Приготовление этого супа – многочасовой процесс, в него идет несколько сортов пресноводной рыбы: для бульона – сначала мелкой, а затем, достав и протерев мелкую рыбешку, в суп добавляют филе благородных рыб и все сдабривают томатами. Как правило, этот суп не суп без изобилия в нем острой паприки.
А уж «основное блюдо» в чарде Tenkes – это вообще нечто удивительное, феерия вкусов: ассорти-гриль из утки, цыпленка, свинины, всяческих ребрышек, рулетов, плюс фаршированная птица, сыр в панировке и множество разнообразных овощей, включая знаменитые венгерские соленья. Очень обильно, сытно и красиво. Словом, «картина маслом»! Не есть, а только фотографировать.
Если же после всего съеденного голову все еще посещают шальные мысли о десерте, вам предложат «сладкую парочку» штруделей: традиционный, с яблоком, и еще один, с маком и вишней...
В чарде Tenkes мы знакомимся не только с национальной кухней, но и воочию видим, что камин округлой формы – «бубош» – отличается от обычного, «кэмэнцэ».
Приятного аппетита! – Jó étvégyat!
New York Café поражает сразу и – наповал: роскошным интерьером, непередаваемой атмосферой гламура и великолепным обслуживанием: блюда на десять человек выставлялись несколькими официантами буквально в один миг, как в сказке про скатерть-самобранку.
В этом атмосферном кафе некогда «выпекались» свежие новости, подавались и «продавались» скандалы и свежие впечатления, формировалось общественное мнение; журналисты здесь собирались «на тусовку», как бы выразились теперь. Это место привлекало творческую элиту: писателей, художников, музыкантов со всей Европы. Само здание, построенное в конце XIX века в стиле артнуво (или сецессии, югендстиля), позиционировалось как самое роскошное кафе мира и пережило множество различных эпох, политических систем и исторических поворотных моментов. Сегодня оно принадлежит группе отелей Boscolo, и одним из условий передачи ей венгерскими властями New York Café было возрождение и сохранение его уникального интерьера.
Зеркала в тяжелых добротных рамах, венецианские люстры, витые колонны, лепнина, фрески, мрамор, бронза и золото, много-много золота...
Звучит живая музыка.
Согласитесь, десять евро за основное блюдо и десять долларов за десерт или бокал замечательного вина – вполне подъемно, особенно принимая во внимание ту роскошь, которая вас будет окружать.
...Гвоздь программы – десерт!
Ассорти из десертов: всего понемногу! Бисквит шомлои: бисквитные коржи, ванильный, шоколадный и ореховый – прослоены взбитыми сливками, шоколадным соусом и ромовой пропиткой. Миндально-шоколадный торт «Эстерхази», мороженое с ромово-ореховым ликером и яблочный пирог.
Наслаждаясь вкусом белого горячего шоколада, загадываю желание, как это принято делать, впервые пробуя какое-то блюдо...
Etterem – Ресторан
«Etterem» звучит, как «терем». Войдя в знаменитейший будапештский ресторан «Гундель» – гастрономический символ венгерской столицы, – ощущаем себя не просто в тереме, а как минимум в королевском дворце. Недаром еще в 1995 году «Гундель» был удостоен звания лучшего ресторана Восточной Европы. Здесь бывали короли и королевы, президенты и премьер-министры, именитые актеры и актрисы, что в полной мере отображено на доске почетных гостей.
Популярность ресторана, открытого в 1894 году, а в 1910-м попавшего во владение семейства Гундель, росла бешеными темпами, особенно в период затишья между двумя мировыми войнами. Его посещала вся будапештская богема. Сегодняшний интерьер красноречиво напоминает нам о тех «золотых» временах.
Кроме общего зала, где проходил воскресный бранч и куда мы были приглашены, в «Гунделе» имеется также несколько частных залов и зальчиков. Интерьер их очень элегантен: старинная мебель, эксклюзивная посуда Herendi и вызывающая бесконечные восторги коллекция прекрасных картин.
Управляющий рестораном
А это зал, имени... фарфора Herendi
Семейный зал пользуется популярностью для небольших семейных торжеств. А еще в нем часто делают предложение руки и сердца...
Поддерживая давние традиции, сегодня в ресторане звучит живая музыка. Ведь когда-то, чтобы развлечь гостей, владелец ресторана нанимал музыкантов и певцов, а бывало, и целый симфонический оркестр.
Имя Карой (Карл) Гундель прочно вписано в историю мадьярской кулинарии. Блинчики Гунделя – налистники с начинкой из орехов и ромово-шоколадным соусом – знамениты на весь мир.

Янош, отец Кароя, именитый ресторатор
Гундель, помимо блинчиков имени себя, был автором множества изысканных блюд, которые по сей день готовятся посетителям ресторана по его рецептам.
Он экспериментировал в своем стремлении сохранить национальную венгерскую кухню, облагородив ее «высокой» западноевропейской. В своих кулинарных книгах Карой писал: «Готовить нужно смело и легко (конечно, придерживаясь поваренных книг) и уметь быстро и ловко, иногда на ходу импровизируя, исправлять какой-нибудь недостаток. И тогда любое приготовленное вами блюдо будет очень вкусным! Второй совет: не забывайте, что вкус блюда всегда можно исправить и после того, как оно уже готово! Кушанья, содержащие соль, сахар или уксус, в процессе приготовления я обычно пробую 6−8 раз, добавляя после каждого кипячения ту или иную приправу, и смею утверждать, что идеальная вкусовая гармония нередко зависит от нескольких граммов приправы».
В семье Гундель было тринадцать (!) детей, а число внуков перевалило за четыре десятка!
Накрахмаленные салфетки (никаких вам бумажных!), белоснежные скатерти, фарфор, сверкающие люстры, вышколенные официанты в строгих костюмах. Конечно, такая атмосфера предполагает и от посетителей особого отношения. Мимоходом, с улицы, в джинсах, сюда не заскочишь...
Если «переодевание» вас напрягает, а попробовать «от Гунделя» что-то хочется, могу порекомендовать кондитерскую «Гундель» в сотне метров от ресторана, у входа в зоопарк. Ее специализация – торты, штрудели, блинчики, галушки шомлои – знаменитые мадьярские десерты.
И ресторан для посетителей зоопарка «Багойвар» (Совиная крепость), в прошлом еще одно детище Кароя Гунделя, сегодня популярное место семейных обедов и ужинов. Он знаменит тем, что в нем работают только женщины.
И еще расскажу по большому секрету, что ресторанчик самообслуживания в самом зоопарке, который арендует ресторан «Гундель», хотя и не афиширует это, предлагает практически ту же кухню, только за меньшие деньги. Это оценили и посетители: за выходной здесь проходит до 600−700 человек.
И коль начали раскрывать секреты, расскажу, что и сеть отелей Danubius принадлежит тем же владельцам! Нет, вернее будет сказать, что реализацией всех продуктов, носящих марку «Гундель», с 1994 г. занимаются фирмы «ЗАО Данубиус Отельс» и «ЛЛ Партнер».
Фото автора