Лошади ставят детей на ноги
Иппотерапию - лечение с помощью лошадей – можно отнести к одному из нетрадиционных, но эффективных методов восстановления, помогающему при таких тяжелых заболеваниях, как аутизм, детский церебральный паралич, синдром Дауна.
Популярная во многих странах Европы, в Беларуси иппотерапия зародилась четверть века назад благодаря энтузиазму коневода Валентины Виноградовой, которая является председателем Белорусского общественного объединения верховой езды и иппотерапии. Женщина, которая знает о врачевательных способностях лошадей не понаслышке, подробно рассказала нам об их нюансах и тонкостях.
- Валентина, в каких случаях помогает лошадь-врач? - К нам приводят ребят с остеохондрозом, сколиозом. Помогает иппотерапия при умственной отсталости и многих других физических и душевных страданиях. Конечно, главный "поставщик" больных ребят – это детский церебральный паралич (ДЦП). Перечислять болезни можно долго. Полезен конный спорт также и здоровым ребятам.
- А как появилась идея заниматься иппотерапией? - В 1994 году я работала в парке Горького, там была школа верховой езды. Однажды пришла мама ребенка, больного ДЦП, и рассказала, мол, по телевизору показывали, как за границей больных деток катают на лошадях и это помогает. У нас же об этом методе никто не слышал. Недели две она за мной ходила, уговаривала, пока я не сдалась. Так что иппотерапия появилась в Беларуси благодаря упорству той мамы. (Смеется.) Мы стали заниматься, экспериментировали: меняли положение ребенка на лошади, темп… Через несколько недель у него заработали руки и ноги. Я сама тогда такого результата не ожидала, начала интересоваться, почему это работает.
- И в чем же секрет иппотерапии? - В первую очередь здесь дело в биомеханических факторах: темп спокойно идущей лошади практически идентичен человеческому. Мускулатура животного массирует и заставляет работать мышцы больного: движения лошади переносятся на седока, а это порядка 110 импульсов, имитирующих и стимулирующих ходьбу человека. Получается, больной "идет", сидя на четвероногом друге. У мышц человека есть свой режим запоминания: когда работаешь, постепенно они расслабляются, и если в этот момент им дать правильный импульс, они его запомнят. Поэтому и занятия проходят обязательно без седла.
- И через какое время наступает этот нужный момент? - В каждом случае эффект проявляется через разное время: от пяти занятий до нескольких месяцев. Немаловажна и регулярность тренировок. Например, ДЦП можно вылечить, только правильно подобрав нагрузку. Но у болезни есть одна нехорошая черта: пока ты занимаешься, видны сдвиги, стоит сделать небольшой перерыв, как начинается откат назад. Еще важно начать заниматься как можно раньше: чем больше больному лет, тем сложнее что-то менять. - Любая ли лошадь подойдет для иппотерапии? - В первую очередь, важен ее характер, а вот порода совершенно не имеет значения. Спокойный норов лошади - залог того, что она будет адекватно воспринимать на себе кого-то плачущего или кричащего. Ведь мы работаем с детьми, поэтому их поведение сложно предсказать. Идеальным считается характер белорусских скакунов: они, как говорится, "памяркоўныя": спокойно ходят под всадником. С хорошо развитой мускулатурой, поэтому специальная гимнастическая подготовка не нужна. Самой лошади должно быть не меньше шести лет: к этому возрасту у них уже сформировывается психика, мускулатура.
- А на пони заниматься иппотерапией можно? - Если у ребенка есть поведенческие проблемы, например, та же гиперактивность, подойдет и пони – тут важно само общение с животным. При лечении ДЦП нужна взрослая лошадь. Пони слишком маленькие, а при их коротких шагах происходят недостаточные колебания спины. Эффективность от таких занятий низкая.
- Родители должны быть на занятии? - Я предпочитаю, когда они присутствуют. Обычно сажаю мам (как правило, больным ребенком занимаются они, увидеть папу на тренировке шансы невелики) на лошадь вместе с ребенком. Они и упражнения помогают делать, и чадо свое одновременно страхуют. Польза, кстати, еще и в том, что родитель может запомнить упражнения и повторять их дома.
- А упражнения зависят от диагноза? - С каждым малышом мы работаем индивидуально. Перед тем как приступить к занятиям, отправляем родителей за справкой к врачу. Родители же обычно знают диагноз только в общих чертах. Когда я составляю план занятий, нужно знать всю картину болезни в подробностях. Например, какие препараты дают ребенку, ведь одни замедляют реакцию, другие – наоборот, ускоряют. От этого и отталкиваемся, разрабатывая программу занятий.
- Имеет ли значение манеж, на котором все проходит? - Он не должен быть круглым, потому что из-за неравномерной нагрузки на спину у лошади начинаются проблемы с половиной туловища, которая находится внутри. Эффект примерно такой же, если на одну ногу вы наденете кроссовок, на другую – туфлю на каблуке и будете так постоянно ходить. - Сегодня в разных местах предлагают лечебную езду, утверждая, что это то же самое, что и иппотерапия… - Полное заблуждение, на которое "ведутся" многие люди. Иппотерапия - это серьезная наука, и человек, ей занимающийся, должен знать и патологию заболевания, и биомеханику движений лошади, и поведение лошади и ребенка в разных условиях. А покатушечники - они и есть покатушечники (так Валентина называет тех, кто выдает себя за профессиональных инструкторов по иппотерапии – прим. автора). Есть такое понятие, как просто оздоровительная езда: поездить верхом, поделать какие-то несложные упражнения. Это будет полезно тем же программистам, которые целый день сидят за компьютером.
Автор - Елена Васильева, www.open.by
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.