Трифон – святой покровитель охотного люда

Александр Очеретний
журналист WildLife.by
1 4779 14 Фев 2018

14 февраля, в день, когда романтически настроенная часть человечества празднует день сердечек, букетиков и прочих розовых слюней, незаметно проходит и другой праздник, который пока довольно келейно отмечается Православной церковью и частью охотников.

Речь идет о дне чествования святого Трифона, почитаемого как католической, так и православной церковью. Впрочем, в православной традиции он известен куда лучше. Трифон знаменит тем, что люди, близкие к лесу и охоте, «монополизировали» его – и он стал покровителем охотников и лесников.

Причин этого неофициального «назначения» аж две. Во-первых, свой покровитель есть у охотников-католиков, это святой Губерт с его знаменитым оленем, в голове которого возник вдруг крест, ну, а раз есть у католиков, то будет и у православных. Во-вторых, в русской иконописной традиции (и только в ней) святого Трифона изображают с охотничьим соколом в руке. Эта икона оказалась наиболее близка к охотничьей тематике, потому святой и стал охотничьим покровителем.

А вообще с эти святым все довольно запутанно, но мы сейчас все быстро распутаем.

Итак, отрок по имени Трифон родом был из селения Компсада, что  возле города Апамея-Кибот во Фригии. Это был обычный набожный христианский юноша со способностями к экзорцизму – проще говоря, он изгонял бесов. Причем не только бесов, но еще и всяких насекомых вместе с гадами, так он прославился тем, что силою молитвы «шуганул» из нескольких греческих селений змей и всякую летающую нечисть. Однако в конце концов его схватили враги-идолопоклонники и стали пытками принуждать парня отречься от веры Христовой. Пытали юношу сильно, но он не дрогнул, поэтому, устав пытать праведника, враги приговорили его к смерти посредстом усекновения главы. Однако, как пишут жития, он обратился с молитвой к Господу о даровании ему легкой смерти – и испустил дух еще до того, как к нему подошел палач с мечом.

Это короткий пересказ жития святого мученика Трифона Апамейского. 

Московская легенда рассказывает о царском сокольничем, от которого улетел любимый сокол царя. Государь был взбешен и отправил непутевого слугу на поиски птицы с угрозой, что ежели не найдет тот сокола – не сносить ему головы. Пару дней ходил сокольничий по лесам Напрудного, пока не утомился и не лег спать под деревом. И тут ему снится сон, а во сне является святой Трифон с его соколом на руке и указывает ему дерево, где тот сидит. Сокольничий проснулся, поспешил к указанному месту и действительно нашел там сокола. Царский слуга был не из бедных, поэтому на том месте, где нашлась птица, была воздвигнута церковь, посвященная св. мученику Трифону Апамейскому. А в русской иконописной традиции с тех пор Трифона стали изображать таким, каким увидел его сокольничий в своем сне – с соколом на руке.

Нужно сказать, что в болгарской православной традиции мученика Трифона величают «безносым» и изображают с виноградной лозой в одной руке и с серпом в другой. Этим-то серпом, кстати, он себе нос и срезал, но это уже далекая от нашей темы история.

Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Александр Гуринович    15 Февраля 2018 в 10:18
0
0
Во-первых, Св. Хуберта почитает не только католическая но и православная церковь. Его деяния были в 7 веке, когда еще не было деления на  католиков и православных. Только почему-то празднуют в разные дни и даже месяцы, но это уже на их совести. Во-вторых, в деяних Св. Трифона как-то не видно ничего связанного с охотой. Св. Хуберт хоть был заядлым охотником пока не встретил оленя с крестом на голове. В-третьих, есть еще один святой, который был охотником и которого считают покровителем охотников  и католики и православные - Св. Евстафий. Ну и в-четвертых, и это самое главное, православная церковь вообще против охоты.
Комментарий был изменен 15 Февраля 2018 в 10:41
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.