Всемирные рыболовные игры-2019 в Африке. Часть подготовительно-тренировочная

0 3662 6 мар 2019

Это было самое незабываемое приключение за всю мою рыболовную биографию.

Все началось еще в Англии, когда после подведения итогов чемпионата члены команды ЮАР представили всем присутствующим программу Всемирных рыболовных игр-2019, которые планировались буквально через несколько месяцев на одном из водохранилищ Африканского континента.

1.jpg

То ли рассказчики были выше всяких похвал, то ли подборка материала для презентации настолько яркая и красочная, но все это зажгло глаза у всех присутствующих там сумасшедших рыболовов. Наша команда не была исключением.

В очередной раз члены команды и тренерский штаб действовали единым фронтом. Все ключевые подготовительные моменты были решены максимально четко и конкретно, несмотря на сжатые сроки. Спортивно-техническая часть выглядела более темной, призрачной и туманной. Ладно, Англия, Франция, Ирландия. Но Африка?! Кого ловить? Где? Как? На что? Вопросы роились в наших возбужденных подготовкой головах…

Казалось бы, все просто, интернет нам в помощь. Гуглим информацию о месте предстоящих баталий, о самом водохранилище Loscop Dam, которое, мягко говоря, совсем не маленькое, почти 15 км в длину, с глубинами более 30 метров. Видовой состав рыб для большинства членов команды неведом. Лишь Володя Астапов и Леша Соглаев ловили однажды на Кипре одного из представителей ихтиофауны – басса. А кроме «большеротого», нам предстояло ловить еще шесть доселе не виданных видов рыб. А именно: Blue Kurper и Red Breast Tilapia, это два вида тиляпии, грубо говоря, два таких хищных заморских «карася», Paper Mouth, в дословном переводе «бумажный рот», что-то среднее между жерехом, язем и голавлем, с повадками, напоминающими повадки нашего белого хищника. Большеротый и малоротый Yellowfish, которого, если я не ошибаюсь, за время соревнований так никто и не поймал. А также Sharptooth Catfish, с виду наш обычный сомик, но кто знает, что там у него в африканской усатой башке творится…

Казалось бы, не так уж и мало, аж семь видов рыб, которые указаны на официальном сайте организаторов ЧМ 2019. Но… 

Кто-нибудь видит здесь рыбку под кодовым названием «макрель», нет? Это такой маленький сомик, на котором впоследствии и делались основные результаты лидеров, почему-то его не упомянули на основном информационном ресурсе. Об этом позже. Это все лирика. Точнее, Африка.

Вопрос ко всем: как бы вы начали собирать приманки под ловлю непонятно кого и непонятно где? Правильно, вот и мы с моим напарником Юрием Юрченко (впоследствии Евгеньич) так и подумали. Нужно брать с собой ВСЕ. Все, чем мы умеем ловить на наших водоемах, все типоразмеры, виды и цвета приманок. А этого «всего» у нас накопилось немало за долгие годы рыбалок и соревнований.

Хочется отметить один немаловажный момент, про который мы много говорили и думали. Глядя на процесс сбора информации уже после соревнований, я думаю, что здесь и кроется одна из ошибок подготовки именно нашей двойки. Мы, можно сказать, повелись на помощь гугла, в то время как надо было слушать «чуйку» и собираться так, как мы обычно собираемся на наши соревнования и не отвлекаться на красочный интернет-контент, который волей-неволей склонил нас к более «бассовой» направленности сборов.

Много видео мы посмотрели на Youtube про местные особенности. С одной стороны, основной рыбой в уловах был басс: его ловили практически на все виды и типы приманок, среди которых все же преобладали всевозможные черви, раки и прочая «экзотика», не свойственная для наших водоемов. С другой стороны, было крайне мало информации про остальные виды рыб, за исключением, пожалуй, сомика, которого ловили в основном вприглядку, подсовывая приманку прямо рыбе под нос.

Не один вечер мы провели в гараже, перебирая и обсуждая. Резина, воблеры, вертушки, колебалки, спиннербейты, раттлины, вибы, уолкеры, попперы. Я не говорю уже о свинце, крючках и прочих расходниках, которые могли бы пригодиться в тех или иных условиях. А ведь только ящиков с различной резиной у нас около двадцати… По палкам тоже было немало дискуссий, решили брать с собой максимально широкий спектр спиннингов, начиная с ультралайта и заканчивая хэвиджигом и джерковым комплектом. Это были самые долгие и тяжелые сборы за все время. В конце концов, мы выбрали тот необходимый «максимальный минимум» приманок, катушек и спиннингов, которые влезли в дозволенный весовой лимит, так как правила перевозки еще никто не отменял.

Дорогу к месту предстоящих событий, хоть она и была «длиною в жизнь», долго описывать не буду. Бус до аэропорта, перелет до Лондона, оттуда в Йоханнесбург. И вот мы аэропорту Тамба садимся в арендованный для команды микроавтобус и держим путь в центр самого большого города ЮАР, где нам предстояло провести ночь, восстановить силы после перелета и на следующий день принять участие в торжественной церемонии открытия Всемирных рыболовных игр-2019.

2.jpg

Затем мы наконец-то вырвались из теплых объятий Иван-города и двинулись в направлении Loscop Dam. Три часа дороги пролетели незаметно под аккомпанемент колоритных пейзажей местных поселений, сменяющихся то саваннами, то горными пейзажами. То тут, то там прямо из окна машины можно было наблюдать всевозможных представителей местной фауны: зебр, антилоп, жирафов и прочую живность.

К месту нашего пребывания приехали уже в сумерках. Заселились в уютные домики, стоящие на сваях на крутых склонах среди пальм и экзотических деревьев. Первым делом нас предупредили, чтобы мы держали ухо востро и не оставляли без присмотра вещи на веранде, закрывали все окна-двери, так как возможно нашествие любопытных человекообразных соседей.

Поздним вечером команда приступила к обсуждению стратегии первой тренировки. Было принято решение, что завтра все двойки действуют каждый по своей схеме, играют в свою игру. Тут можно долго спорить, было ли это решение правильным. Опять коснусь вопроса о карте глубин, которая у нас появилась благодаря стараниям Паши Ворона и Леши Соглаева. В Минске я голосовал против покупки этой карты. Вроде как попахивало каким-то «разводом», да и тратить дополнительные триста баксов из командного бюджета было напряжно. По итогу в активе команды она имелась, но вот поможет она или нет, покажет только время. Мы с Евгеньичем отлично понимали одну простую истину: какое бы ни было принято решение тренерского штаба, завтра нужно было выходить на воду, включать чуйку и мозги – и ловить зачетную рыбу. Все остальное неважно.

3.jpg

Первый тренировочный день

Утро встретило нас штилем и полным отсутствием облаков. Познакомившись с драйвером (Йохан, тебе привет!), грузимся в лодку. Катера подготовлены для комфортной рыбалки. Современная техника, электромоторы на носу, а у нас еще и оказался полный холодильник разнообразных прохладительных напитков, которые на такой жаре улетучивались прямо на глазах. Посовещавшись с Юрой, решили плыть направо от старта, в самую дальнюю часть озера, к запретке, придерживаясь левого берега и облавливая приглянувшиеся места. Изначально взяли в лодку по 3-4 спиннинга, от лайта до хэвиджига и твича, и снарядили максимально широкий спектр силиконовых приманок. Естественно, все остальные «приблуды» были наготове.

В среднем темпе движемся вдоль крутых берегов, пока глаз не зацепился за полосу торчащих из воды затопленных деревьев с достаточно крутым береговым свалом, уходящим на глубину почти 15 метров. В одном месте эхолот показал первую стайку какой-то рыбы, причем немелкой. Якоримся, и с первого же заброса на 110-го акаровского Merman-а в «моторке» получаю первую внятную поклевку, где-то в полводы на падении, но мимо кассы. Пробуем менять резину, гоняем глубоководные крэнки и вибы, но доловить никого не получается. Лишь еще одна холостая пакля у Евгеньича.

Спрашиваю у гида, с которым довольно быстро нашли общий язык, что за рыба могла клевать. Он говорит, что это басс, но он неактивный и это не тот размер стаи, на который стоит обращать внимание. Движемся дальше; еще где-то с километр обрывистого берега эхолот молчит. И только когда начался пологий берег, с более широкими прибрежными меляками, начинает появляться какая-то рыбешка, как по прибору, так и визуально. Облавливаем прибрежный свал разными приманками. За вертушками и у меня, и у Юры выходит какая-то рыба, тычет, но не берет. Уменьшаемся в размере. Йохан подходит ближе к берегу и улыбается, говорит, мы тут, мол, любим ловить в основном береговую рыбу с меляков.

Пуляем вертушки прямо в самый берег, в редкие травяные пятна и сразу же получаем по поклевке, причем у меня сходит уже явно кто-то зачетный. Драйвер говорит, что это тиляпия. Что ж, уже со вторым видом местного населения познакомились, но чувствуем, что это все не то. Попутно общаясь, двигаемся дальше вдоль меляков. Йохан уже в который раз говорит фразу типа «включайте глаза». На тех видео, которые мы заранее смотрели в Минске, основную рыбу тамошние рыбаки ловили именно вприглядку вдоль берега. Но пока нормальной рыбы визуально не обнаружено. Лишь стайки некрупной тиляпии продолжают тыкать в вертушки. Йохан говорит, погнали пацаны, я вам покажу где я ловлю «барбела», то бишь нашего сомика. Мы не против.

Огибаем мыс и заплываем в достаточно широкий залив. Там действительно видим достаточно крупных рыб на дне. Там же крутится еще несколько лодок. Первыми заметили сомиков, не сказать, чтобы гиганты, но сантиметров по 50–70. Стоят или поодиночке, или парами. Глубина метра два, вода прозрачная, все, как на ладони. 

5.jpg

Иногда, казалось бы, попадали приманкой прямо рыбе под нос. Никакой реакции. Либо стоит, как стояла, либо медленно отплывает чуть глубже. Что за ерунда? Вроде бы делаем все, как видели на видеороликах, но явно чего-то не хватает. Ну откуда мы могли знать, что нужно не просто подбросить приманку под морду, а медленно ее опустить и аккуратно коснуться сомьих усиков? Тогда у него просто срабатывает рефлекс, и он хватает приманку. Про этот нюанс мы узнали только на следующий день от нашего другого драйвера…

Ладно, черт с ними, с сомиками, надо дальше плыть, басса искать. Чуть дальше, на выходе из залива, видим его, пробуем разные приманки, но только холостые поклевки, причем такие же, как у нашей коматозной щуки. Или тыкнет носом, или чуть проводит приманку – и все. Понимаем, что рыба реально вареная, еще бы, ведь вода 30 градусов, и на басса особо рассчитывать не приходится, что и подтверждается словами драйвера.

Между делом добрались до конца акватории, обозначенного большим красным буем с надписью NO ENTRY. Тут и без объяснений понятно, что под «кирпич» нечего ехать.
Перед знаком замечаем большую активность рыбы на поверхности, да и эхолот рисует кучу рыбы и вполводы, и у дна. Здесь же трется еще с пяток лодок, но поимок рыбы не видно и у них.

Замечаем знакомый экипаж латышей, обмениваемся несколькими фразами – у них тоже тухло. На береговом свале видим россыпь камней и засветки. На вертушку хорошая пакля, но опять басс только издевается над нами. Тем временем солнце в зените, на воде находиться нереально жарко. Спасаемся холодной газировкой и нещадно мажемся кремами. Чуть дальше видим симпатичный заливчик со впадающей в него речушкой. Место просто шикарное, рыба выпрыгивает из воды повсеместно, а клевать отказывается. 

6.jpg

Где-то за час-полтора до конца тренировки снимаемся и летим на противоположный край озера, где, по словам Йохана, есть еще несколько перспективных мест как по бассу, так и по «бумажногубой» рыбе. Paper Mouth там и вправду скачет по поверхности, аки наши маленькие жерешки.

Пускаем в ход самые мелкие вертушки, турбинки и крэнки, но имеем лишь с пяток поклевок. Все-таки снасти оказались для него немного грубоваты, а самые деликатные палки сегодня остались в номере. Остается полчаса до конца тренировки, возвращаемся к «забору». Ряд торчащих деревянных столбов, уходящих с каждого берега воду. А под водой они удаляются от берега каменной грядой с разбросанными корягами и ветками. Рыбы рисует прилично, причем крупной. Останавливаемся возле левого края забора, и под занавес зачетного времени я ловлю одного незачетного, а Евгеньич «уговаривает» басса на 38 см.

По дороге к финишу драйвер говорит, мол, ничего удивительного. По такой погоде, как сегодня, большеротый клюет только рано утром и где-то начиная с двух часов. Остается завтра убедиться в присутствии утренней активности на последней точке.

Прощаемся с Йоханом, грузимся в бус и едем домой обедать и обмениваться информацией. Парни рассказывают, как отловились, делятся своими мыслями. Мыслей у всех нас много, но результат не ахти. Однозначно все пришли к выводу, что рыба не активная и нужно что-то менять: и в снастях, и в приманках, и в их размере, а самое главное, в способах их подачи. Обсудив все доводы, приходим к тому, что и завтра все двойки работают по своей схеме.

Вторая тренировка

С драйвером сегодня нам повезло еще больше. Пускай, у него и не было полного холодильника напитков, но зато нам попался такой же сумасшедший рыбак, как и мы сами, причем прямой и открытый к общению. Стивен (Steven Naude), дружище, тебе огромный привет от нас с Юрой и спасибо за приятно проведенное, а главное с пользой, время в лодке.

Итак, согласно нашему плану, стартуем к «забору», где вчера вечером закончили рыбалку поимкой зачетного басса. Мы там не одни, и это неудивительно – место знаковое. Рядом братья-украинцы. Они первыми ловят зачетного басса из-под берега, недалеко от деревянных свай. Снимаются и уходят дальше вверх чесать берег. Буквально через каких-нибудь пять минут, когда украинцы отошли, ловим «зачета» и мы, но не из-под берега, а уже поглубже на свале с закоряженной гряды. Затем еще пару незачетов. Отлично, предположение подтвердилось. Не будем дальше колоть рыбу. Некоторое время просто планомерно исследуем этот участок, пристально наблюдая в эхолот. Он показывает хорошую рыбу как в самих ветках, наверху бугра, так и вокруг них, на разбросанных камнях. В обе стороны от гряды идут свалы до 4–6 метров. Затем гряда плавно переходила в 5-метровое плато ближе к середине этой полосы. Подходя к правому краю забора, шло понижение до 7 метров, так называемое русло, которое потом резко поднималось к берегу и снова переходило в гряду с торчащими деревянными сваями. Недалеко от правого края забора тоже кое-где замечены большие затопленные ветки с висящей в них рыбой.

Изучив гряду, поплыли снова в верховья к речке, проверить активность Papermouth-а. И снова он, гад, тычет в вертушки, сходит, прыгает повсеместно, но зачета поймать не можем, даже с соответствующими снастями. А дело оказалось вот в чем. Мы ловили на входе в речку и уже на самом расширении, где течение практически замедлялось, и активных рыб было намного меньше. Вход в речку, как и вчера, был перекрыт лодкой соперников, которые плотно стояли в самом узком месте, и пройти мимо них не представлялось возможным. Как потом оказалось, на самом течении некоторые команды неплохо отловились…

Решаем вернуться обратно к забору. И вот тут у нас, наконец, состоялось первое свидание с сомиком-макрелью (дальше буду его называть просто макрель). На свале в русло и на самой 7-метровой яме видим в эхолот хорошую засветку. Первые забросы дают серию злых и уверенных поклевок. Пробуем ловить с разных постановок и направлений. Больше всего поклевок с самого русла. По снастям и приманкам какой-то особой хитрости тоже не наблюдалось. Эти «пучеглазы» клевали практически на все, что им предлагали, на разные оснастки и монтажи. Это походило на нашу летнюю окуневую рыбалку: когда находишь стаю активного окуня, и он активно долбит, сходит, опять заедает резину, и так по пять раз за одну проводку. 

7.jpg

Еще мы заметили одну особенность. Макрель постоянно меняла горизонты. То она стояла прямо у дна, то начинала плавиться и прыгать на поверхности. Пытались ее ловить на мелкие вертушки и на маленькие твистерки на легких джиг-головках и мормышках. Поимки были, но со дна клевало значительно активней. Пока немного набили руку, как лучше подсекать, пока поиграли с размерами и цветами приманок, пролетело несколько часов. Смущало одно, зачетный попался только один. А остальной размер чуть-чуть не дотягивал до желанных 25 сантиметров. С другой стороны, стая была настолько плотная и клевала настолько активно, что, набив руку, можно было сортировать зачетов в хорошем темпе.

Так мы думали, даже не догадываясь, что где-то неподалеку плавала огромная стая зачетной макрели, на которой впоследствии и сделало результат множество команд. А нам опять с напарником не хватило самую малость, буквально каких-то полчаса времени. Уже двигаясь по направлению к финишу, напротив огромной отвесной скалы цепляем в эхолот очень интересный рельеф, похожий на предыдущую гряду, с камнями наверху. Боковые лучи рисуют еще и перепады в стороны, но засветок рыбы особо не было. Были мысли крутануться по-быстрому, посмотреть, что да как, но времени до конца тренировки оставалось считанные минуты. Вот так, по злому року судьбы, мы с Евгеньичем проплыли в каких-либо 200–300-х метрах от заветной стаи зачетной макрели…

Возвращаемся на базу. Обмениваемся информацией с ребятами. У них тоже ничего особо интересного и выдающегося нет. У Паши со Стасом тоже куча поклевок и сходов, но зачетная рыба в подсаке так и не захотела появиться. Леша Соглаев на своем вчерашнем месте смог-таки уговорить задвушную красавицу-тиляпию, но с бассом и другой рыбой договориться не удалось. Тренерский штаб, посовещавшись с другими членами команды, ставит на первый тур нас с Евгеньичем и двойку Соглаев–Астапов. Возражений нет.  

8.jpg

Мы с Юрой стартуем в группе А, и нам попадается самый быстрый катер. Мы с напарником довольны легкой рукой главного тренера. Лишь бы повезло завтра с драйвером и первыми удалось выйти из зоны старта-финиша.

10.jpg

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.