Впечатления как трофей, или Итоги семейного охотничьего тура

В первые выходные марта в «Красном бору» состоялся семейный охотничий тур.
Для кого-то он начался с осмотра угодий природного комплекса.
Во время джип-сафари по «Красному бору» гости могли увидеть истинное украшение комплекса: грациозных оленей, изящных ланей, быстроногих косуль, мощных зубров, брутальных лосей. Это, несомненно, является главной фишкой «Красного бора» и неизменно вызывает восторг у всех без исключения его посетителей, особенно у тех, кто впервые видит диких зверей в живой природе. Даже весенняя «раскисшая» дорога не смогла испугать желающих увидеть зверя.
Кино, баня, экскурсия на пасеку с дегустацией меда, прогулки по весеннему лесу – скучать в эти первые весенние выходные было просто некогда!
В воскресенье прошла охота на фазанов, охотники остались довольны.
Знаковым мероприятием поездки, собравшим немало заинтересованных лиц, явился круглый стол на тему «Трофейная охота в Беларуси. Опыт ведения охотничьего хозяйства в «Красном бору».
Мы уже освещали тему развития трофейного дела в Беларуси и создание информационного портала «Трофейная книга Беларуси».
Охотничий трофей, как мы писали ранее, является настоящим достоянием государства – весомым дополнением к туристическому имиджу страны. К великому сожалению, в Беларуси нередки случаи, когда трофеи иностранных охотников покидают пределы нашей страны, даже не пройдя обмеров. Хотя в некоторых странах добытые на их территории «золотые» трофеи не выпускаются за пределы государства. Белорусы же, увы, не ценят то, что имеют.
Дмитрий Богуш, член белорусского «Сафари-клуба», клуба с трофейной специализацией, соучредитель аутфитерской компании «Артхант», рассказал, что долгое время и сам находился в плену превратного мнения, что в плане трофеев Беларусь ничего интересного не представляет:
«Но в нашем клубе была создана инициативная группа, которая зарегистрировалась в SCI (Safari Club International), ведущем мировом объединении охотников (в него входит около миллиона человек), оценивающем трофеи, и внесла в общую систему ряд своих трофеев. И те лучшие, что нам удалось собрать (подчеркну, не самые лучшие в стране!), получили множество наград. Лось из Городокского района является абсолютным чемпионом мира. Более трети топ-15 трофеев европейского лося принадлежит белорусам, европейский волк, добытый в Беларуси, с приличным отрывом занимает первое место в мире, «четвертая» косуля в мире – также добыча белоруса.
Козырь нашей страны – это огромные возможности для трофейной охоты. Иностранного охотника-трофейщика прежде всего интересует возможность добычи качественного трофея, все остальное для него отходит на второй план. Настоящий охотник согласен жить в палатке и есть из котелка, имея шанс уникальной добычи. В нашей стране трофейную охоту организовать не могут или не хотят, за исключением охотхозяйства «Красный бор» и еще одного-двух хозяйств. Только в «Красном бору» можно получить уникальные бытовые условия и добыть уникальные трофеи.
Продвигая свои услуги на Запад, мы, например, заметили, что практически все клиенты требуют исключительно трофей на «золотую медаль», несмотря на существенную разницу в цене! Есть категория людей, «охотников за рекордами», для которых смысл жизни состоит в постоянном улучшении своих же показателей.
Всегда рассказываю историю своей охоты на оленя в Словакии. Прошло 3-4 дня активных поисков, а я так ничего не добыл. За это время мне было предложено несколько раз стрелять в очевидно селекционных бычков – без «короны», а потом мы встретили оленя, довольно приличного, но не более того. Егерь посмотрел: «190-195 баллов. 9 лет – стрелять нельзя! Минимум, животному должно быть 12 лет». Я спросил: «А как ты определяешь в баллах?» И услышал в ответ: «Я же егерь, иначе нельзя». Если бы добыли этого оленя, то он бы лишился работы.
И в Литве существует практика проверки правомерности добычи зверя. Здесь самое минимальное наказание – лишение права охоты по этому виду на сезон.
Мировая практика руководствуется двумя критериями: либо зверь подлежит селекции, либо он по возрасту достиг того периода, когда может добываться.
У нас все совсем не так!
Проанализировав эти и многие другие факты, мы пришли к решению о необходимости создания единой базы трофеев, и она была нами создана. Огромная благодарность за помощь специалисту по трофеям Владимиру Георгиевичу Зубко, которому удалось сохранить данные измерений за многие годы. Помимо всего прочего, эти данные позволяют видеть изменения в популяции, отслеживать влияние на размер трофеев климатических особенностей каждого сезона и т.д.
В прошлом году нам удалось измерить три уникальных трофея оленя из «Красного бора», и они по праву заняли в этом рейтинге первое, второе и четвертое места.
На сайте также есть общий рейтинг охотников и охотхозяйств по трофеям, добытым на территории Беларуси».
Дмитрий пригласил белорусские охотхозяйства к участию в составлении этого рейтинга, а также рассказал о планах проведения на постоянной основе централизованной республиканской выставки трофеев. На текущий год уже объявлен конкурс на лучший трофей по всем основным охотничьим видам. Почетная награда будет вручаться как лучшему охотнику, так и охотхозяйству.
Владимир Зубко заметил, что реально оценкой трофеев, к сожалению, сегодня занимаются единичные хозяйства. Обидно, что трофеи даже из нацпарков остаются без оценки специалистами.
«Понимаю: человек заплатил и увез свою добычу – да, он имеет на это право, но почему бы нам не оставить в стране хотя бы данные! Хозяйства как будто не понимают, что эти данные – самая главная реклама, причем очень действенная. Мы, увы, не знаем, сколько рекордов уже уехало и сколько еще покинет Беларусь. Трофей – это самое дорогое. Ну, сколько может стоить мясо? Копейки по сравнению с тем, что можно получить от того же оленя. Основной оборот выручки по оказанию услуг именно от трофейной охоты».
Тему продолжил Василий Гурков, директор заказника «Налибокский»:
«Задача сегодня мне видится в том, чтобы выборка данных о трофеях была как можно более полной. Чтобы это осуществить, надо устранить существующие на сегодняшний день межведомственные противоречия. И ввести обязательность оценки добываемых в охотхозяйствах трофеев. И желательно, чтобы это было прописано где-то на уровне правил. Если трофей претендует на что-то выдающееся, то и оцениваться он должен не одним специалистом, а комиссией.
Задача собравшихся здесь – начать в первую очередь с себя, со своих хозяйств. Производить обязательную оценку всех трофеев, чтобы нашему примеру последовали другие».
Директор охотхозяйства «Красный бор» Владимир Юдин констатировал, что «сегодня в Беларуси никто не готовит специалистов по оценке трофеев – вот в чем самая огромная проблема!»
Главный охотовед охотхозяйства «Красный бор» Игорь Лутковский признал:
«Я очень впечатлен! Многие присутствующие здесь знают, что егерская служба у нас прекрасно развита, и мы можем организовать любую охоту на должном уровне. Но что касается оценки трофеев, то до сих пор мы не акцентировали внимание на этом вопросе. Как только я познакомился с информацией, то сразу же стал записывать, что нам предстоит сделать. Это и трофейная книга «Красного бора», и обучение трофейному делу. Подготовка егерей у нас уже ведется – научно-практический центр в основном уделяет внимание изучению оленя, а надо обратить внимание и на косулю, и на лося. Скажу, что работа нам предстоит огромная, но она нас не пугает. Обязательно будем двигаться в этом направлении. Если мы позиционируем себя как лучшее охотхозяйство, то и все у нас должно быть самое лучшее. Трофейная охота в том числе».
«У вас уникальнейшая возможность в стране! – поддержал коллегу Василий Гурков. – Ваше хозяйство – настоящий флагман! – достойно того, чтобы на его базе проводить обучающие курсы для егерей всей страны, тем более, что такая площадка пока единственная».
Андрей Шимчук, сотрудник научно-практического центра по охотоведению и управлению ресурсами диких животных «Красный бор» подытожил:
«В стране существует проблема погони за сиюминутной прибылью в ущерб популяциям животных. Случается, что перспективное животное стреляют на мясо. Мы же обучаем егерей пониманию, что такое трофейный зверь, какова его роль и влияние. Ведь какое животное может считаться трофейным? То, которое уже не участвует в воспроизводстве и достигло максимальных размеров с точки зрения продажи.
Трофейная – это специфическая охота на взрослых животных, которые достигли стадии между продуктивным и постпродуктивным возрастом, оставили свои гены во многих поколениях, и поэтому могут быть изъяты без всякого вреда, и даже с пользой для популяции данного вида в данной местности, поскольку изъятые животные освобождают жизненное пространство для последующих поколений производителей. Только таких животных можно считать трофейными, а охоту на них – трофейной.
Главное, чтобы все наши начинания: от «Трофейной книги» до обучения – не остались «местечковыми» и нашли достойное продолжение»!
Заканчивая обсуждение, Дмитрий Богуш искренне поблагодарил принимающую сторону: «Очень отрадно, что средства здесь вкладываются в то, что останется не только детям и внукам»!
Участники круглого стола приняли совместное решение объединить усилия по популяризации правильной охоты в Беларуси, договорились о взаимопомощи и о совместных действиях по выработке необходимой правовой и нормативной базы.
Владимир.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.