В прицеле – вяхирь
Динамичное и популярное во всем мире действо – охота на диких голубей – в нашей стране практически не развито.
В последние пять лет во время открытого сезона на пернатую дичь я ежегодно пишу про охоту на голубей и ее огромный потенциал для нашей страны, но пока достучаться до душ чиновников от охоты не получается. Значит, буду продолжать.
Дикие голуби – в первую очередь вяхири – это огромный и совершенно не использованный охотничий ресурс нашей страны. Ну, а если учесть буквально «аховое» положение в части охотхозяйств, которые были ориентированы в основном на кабана, то полный «игнор» вяхиря как объекта охоты выглядит по меньшей мере странно.
Мне приходилось беседовать с представителями как БООРовских, так и лесхозовских охотничьих хозяйств, и ответ на мой вопрос: «Почему вы не приглашаете на голубя?» – предельно невнятен, типа наш охотник, дескать, не знает такой охоты, и нет резона на ней «заморачиваться».
Насчет «не знает» я сильно сомневаюсь. Молодой охотник прекрасно знает и более того – хочет охотиться на вяхирей. Ну, а тех, кто не знает, нужно учить такой охоте и показывать ее. Огромный плюс такой охоты заключается в минимуме финансовых и физических затрат на нее.
Вот что нужно для хорошей голубиной охоты:
- Разведка угодий – готовьтесь потратить на нее дня два. Голубь есть везде, но нам нужно определить места жировок, присад и основные пути пролета.
- Наличие манных чучел – чем больше, тем лучше, для хозяйства средней руки достаточно будет иметь их 3-4 дюжины. Если «жаба душит» купить – настругайте сами, это несложно. Если есть деньги, приобретайте механические приманки – махокрыла Mojo, «голубиную карусель» или что-нибудь подобное. Говорят о них разное, но в основном хвалят.
- Грамотное обустройство скрадка.
- И на этом все!
Итак, учитывая тот факт, что деньги сейчас нужны всем хозяйствам, учитывая простоту и дешевизну охоты на голубя, учитывая также тот факт, что вяхиря полно в нашей стране, можно сделать вывод, что руководителям хозяйств, которые не могут предложить охоту на вяхиря, просто лень этим заниматься.
Итак, чтобы не быть голословным, отправляемся «охотить» вяхиря.
Пострелять голубей меня пригласил опытный охотник из Молодечно. «Просто Владимир», – так он просил себя называть и упоминать в тексте статьи.
Охота обещала быть очень хорошей, так как вокруг Молодечно образовалась масса убранных полей, с большим количеством зерна на земле. Изнуряющая жара стояла уже неделю, практически полное отсутствие ветра также подкрепляло уверенность нашего устроителя охоты в том, что лёт вяхиря должен быть отменным.
Но, согласно всем правилам приключенческого жанра, в нашу охотничью вылазку вмешалась погода. Ни с того ни с сего подул настоящий ураганный ветер, что внесло особую нотку в процесс строительства скрадка – проще говоря, шалаша для стрельбы. Строили мы его из веток ольхи и еще какого-то кустарника, охапки которого нужно было переносить метров за 300. Охапка веток служила замечательным парусом, при помощи которого шквалы гоняли нас по полю, не давая пришвартоваться к мачте ЛЭП, у которой мы решили строить засидку.
Почему именно у мачты? Сейчас объясню. Во-первых, у основания этих мачт всегда находятся заросли бурьяна, до которого не в силах добраться сельскохозяйственная техника – к этому бурьяну, в два человеческих роста, птицы привыкли, и это хорошая основа для скрадка. Кроме того, провода ЛЭП – это отличная присада для голубей, которой они активно пользуются.
Поэтому если есть выбор, то вяхири всегда предпочтут поле, где есть присада – ЛЭП или одиноко стоящее дерево.
Теперь пару слов о кормовом поле. Наш устроитель охоты, проанализировав содержимое желудков и зобов ранее добытых вяхирей, обнаружил, что птицы охотнее всего кормятся на полях, где был убран рапс. Поэтому совершенно бесперспективное на человеческий взгляд «черное» поле с торчащими сухими стеблями убранного рапса для голубей является очень привлекательным кормовым объектом.
Скрадок – это тема особая. Голуби – птицы весьма глазастые, зрение для них – это основное чувство, при помощи которого они ориентируются в пространстве. То есть скрадок должен быть очень плотным – полностью скрывающим стрелка, – и в то же время сквозь него нужно наблюдать за полем и за воздухом. Часто эти два условия бывают несовместимыми.
Кроме того, устраивая стрелковый шалаш, обязательно нужно учитывать положение солнца, причем не только сейчас, но и через два, и через три часа. Дело в том, что стрельба по стремительно летящему голубю и так сложна. А против солнца она становится невозможной.
Охота была обещана знатная. Накануне на этом поле заметили несколько сотен птиц, следовательно, сегодня можно было ожидать того же.
Но в наши планы вмешался ветер – вчера был штиль, сегодня – шквал: неизвестно, как поведет себя птица. Впрочем, вскоре выяснилось: птица повела себя предсказуемо. Замеченная стая не желала вылезать из лесополосы, предпочтя поголодать, нежели кувыркаться на ветру.
Нужно ли говорить, что на голубиной охоте лучше всего использовать многозарядный полуавтоматический дробовик? Желательно с чоковой насадкой. Особо хочу сказать о выборе дроби. Вяхирь – это весьма крепкая на рану птица, мы стреляли голубей дробью № 7, и создалось впечатление, что это чуть меньше, чем нужно, потому что некоторые птицы после явного в них попадания, крутанувшись в воздухе и потеряв пару перьев, благополучно улетали. Метрах в трехстах от нас также шла охота на голубей, там использовались патроны, снаряженные «пятеркой», – подранков у них не было. Если голубь и падал, то чисто битый. У нас упавшие голуби иногда были еще живыми.
Выходить из скрадка, чтобы подобрать битых птиц, нужно с заряженным ружьем – вполне возможно, что упавшая птица немного отсидевшись, снова пытается взлететь. Подранков упускать недопустимо.
По условиям сотрудничества с сайтом «Дикая природа Беларуси» я не стану выставлять фотографий с трофеями, скажу только, что они были.
Трофеи были, даже несмотря на очень слабый лёт и, что уж кокетничать, – довольно слабую стрелковую подготовку участников охоты. Что касается меня, то стрелять по «боковому» голубю – то есть тому, который летит слева направо или наоборот, у меня вовсе не получалось. Удалось взять только угонных птиц, или тех, которые летели, как говорят в охотничьей среде, «на штык».
Недаром современная спортивная стрельба начиналась именно с голубиной охоты. Голубей тогда выпускали из специальных ящиков под выстрелы стрелков. Это называлось «садочной стрельбой». Потом голубей заменили керамическими тарелочками и метательной машинкой.
Теперь о чучелах. Как я понял, главное требование к чучелам – чем их больше, тем лучше. У нас были фирменные «спортпластовские» скорлупки, у другой компании – примитивные краснодарские с окраской, весьма отдаленно напоминающей природную. Лёт голубя был и там, и там. Я не заметил большой разницы.
Пользовались мы и механическими манными приспособлениями. У нас был американский махокрыл Mojo (чучело голубя с моторчиком внутри и с крутящимися пластинками-крыльями), а у конкурентов – так называемая «голубиная карусель» также краснодарского производства. Я не заметил большой разницы в количестве подлетов.
Маскировка на голубиной охоте – это одно из самых важных условий, даже весьма осторожные гуси не идут ни в какое сравнение с очень пугливыми вяхирями. Меня перед поездкой на охоту особо предупредили, чтобы обязательно были темные перчатки и маска на лицо. Часто именно светлое лицо и кисти рук становятся очень ярким демаскирующим фактором, на которые охотники обращают внимание в последнюю очередь.
Нередко к вяхирям подсаживаются и сизари. В смысле – «обычные» сизые голуби. Они также становятся охотничьими трофеями. Не стоит брезговать этой птицей: полевые «сизари», отъевшиеся на полях добротным зерном, – это совсем не те «крысы с крылышками», что суетятся под нашими ногами в городах. Однако следует помнить, что горлицы всех видов не относятся в Беларуси к охотничьим видам фауны, поэтому стрелять в них нельзя – они тоже иногда встречаются в стаях вяхирей.
Что же представляет собой голубь-вяхирь как трофей? На мой взгляд, он даст сто очков форы столь распространенным уткам. Во-первых, минимумом паразитов, как внутренних, так и перьевых. Во-вторых, на мой предвзятый взгляд, голуби вкуснее и куда проще в обработке.
Что еще можно сказать про вяхиря и охоту на него? Возможно, то, что для более полного использования ресурса этой птицы охоту на него стоило бы открывать несколько раньше – например, вместе с охотой на бекаса. К этому времени голубиная молодежь уже окрепла и поднялась на крыло. То, что мы имеем сейчас, – это всего пара недель продуктивной охоты (если повезет с погодой): в начале сентября стаи голубя уже начинают откочевывать в сторону зимовок.
Нам осталось только дождаться, пока этот ресурс белорусской природы станет востребован и будет оценен по достоинству белорусскими охотниками, арендаторами охотничьих угодий и организаторами охот.Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.