О сроке годности патронов
В охотничьей литературе нередко поднимается вопрос о сроке годности патронов. Этот срок обычно определяется необратимыми химическими процессами, происходящими в порохе и в ударном составе, которым наполнен капсюль. Но в основном речь идет о порохе.
В охотничьей литературе советуют осматривать крупинки бездымного пороха перед снаряжением патронов, если тот хранился более двух лет. Они должны быть не слипшиеся, без вкраплений, пятен и не рассыпавшиеся. От пороха не должно исходить посторонних запахов, ну и так далее.
Каков же срок годности патрона? Пишут, что боевые патроны (а они практически не отличаются от «гражданских») в заводских цинках могут храниться до 50 лет без потери качества. Вне цинков они хранятся гораздо меньше: 5–10 лет в зависимости от гарантий производителя.
Патроны для гладкоствольных ружей могут храниться до 5 лет, потом их качество значительно снижается – так пишут в литературе. Впрочем, в другой литературе пишут и о том, что в начале 2000-х годов некто использовал на охоте дедовы патроны, найденные в сундуке и снаряженные в 60-х годах минувшего века.
Поэтому, что касается срока давности и крайнего срока использования боеприпасов, есть чистое теоретизирование, на основе личных знаний человека, а есть практика. И эти две материи чаще всего настолько не пересекаются друг с другом, что остается только развести руками. Вспоминаются известные слова из популярного советского фильма: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно».
Что же меня побудило написать этот текст? Случайно обнаруженная на колхозном поле неподалеку от Радошковичей находка. Она представляет собой патрон калибра 7,92 мм к знаменитой немецкой винтовке Маузер 98. Судя по клейму на донце гильзы, патрон был изготовлен в 1939 году на патронной фабрике города Метгетен в Восточной Пруссии. Патрон этот попал в белорусскую землю в период с лета 1941 по лето 1944 года. Надеюсь, никому не нужно объяснять, почему я сделал именно такие выводы? То есть в земле, подвергаясь разрушительным воздействиям влаги и температуры, он пролежал от 74 до 77 лет. Прямо скажем – немало. И столь тонкая химическая субстанция, как нитропорох, несомненно, должна была пострадать.
Патрон снаряжен пулей с сердечником из инструментальной стали, это так называемый «бронебойный» патрон, способный пробивать легкую защиту бронированных автомобилей, разбивать автомобильные двигатели, от такой пули не укрыться и за кирпичной кладкой.
Конечно, хотелось бы попытаться выстрелить этим патроном, тем более что маузеров предостаточно на руках у охотников, но, как несложно заметить даже неэксперту, наш патрон для стрельбы не пригоден. Даже если бы гильза не была деформирована, то он все равно не влез бы в патронник винтовки из-за окислов, которые деформировали пулю. Но проверить «работоспособность» пороха можно попытаться. Поэтому нас интересуют «внутренности». При помощи двух плоскогубцев дезактивируем патрон. Это совершенно безопасно, тут уж стоит довериться моему большому охотничьему опыту и военному образованию. Готово. Пуля извлечена с весьма приличным напряжением. Я понюхал открывшееся дульце гильзы и не почуял никакого запаха. Высыпаем порох. С тихим шелестом, как и положено сухому «работоспособному» пороху, он высыпается на подставленную плитку. Что же мы видим? А видим мы горку пороха с совершенно ровными и чистыми квадратными зернами антрацитового цвета. Зерна пороха внешне выглядят просто идеально. Он похож на самый распространенный бездымный охотничий порох «Сокол».
Ну, а дальше попытаемся его поджечь. И тут я, признаться, облажался! Если на предыдущие фото у меня было множество дублей, то на это был отведен только один. Яркая, оранжевого цвета вспышка, секундное равномерное горение – и все. Сфотографировать ее я не успел. Как воспоминание о порохе остался только характерный кисловатый запах – обычный запах сгоревшего пороха – и немножко продуктов горения на плитке.
Как видите: относительно годности всего патрона, долгие годы пролежавшего в земле, мы так ничего не скажем. Если бы он был снаряжен обычной пулей, можно было бы попытаться выстрелить, но сталь истлела. То есть к стрельбе он не пригоден, но порох за эти годы, на обывательский взгляд, вроде бы своих качеств не утратил.
Фото автораДля того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.