Непревзойденные охотники
Мы немало писали о наших напарниках и помощниках на охоте – речь у нас шла о собаках, немного упоминали о ловчих птицах.
Однако в течение всей своей истории хитрейшее и самое наблюдательное среди всех земных существ – человек – научился использовать в своих целях навыки и умения не только собак и ястребов с соколами, но и многих других животных. Некоторые из этих охот живы до сих пор, некоторые исчезли, однако все они настолько интересны, что о них стоит вспомнить.
Кто такой пардус
«Пардус» – так наши предки называли гепарда – самое скоростное из всех четвероногих, обитающих ныне на земле. Учитывая скоростные способности гепарда, а также его мирный в отношении человека нрав и неплохую обучаемость, этих зверей до сих пор используют на охоте.
С их помощью добывают страусов, различных антилоп и газелей (если речь идет об Африке), а также зайцев, сайгаков, джейранов и иногда – косуль и благородных оленей с ланями (если мы говорим о стародавних временах Евразии).
Ранее ареал обитания гепарда доходил до нынешних южнорусских степей, поэтому охота с использованием этого величественного зверя была хорошо знакома и восточноевропейской знати, в том числе и представителям высшего света Великого княжества Литовского. Однако к европейским дворам в основном поставлялись гепарды, отловленные на территории нынешней Средней Азии и реже – Северной Африки. Пардус, преподнесенный правителю, был поистине бесценным подарком.
В настоящее время, несмотря на то, что все гепарды находятся под строжайшей охраной, охота с ними практикуется в полупустынных зонах арабских стран и доступна лишь очень богатым людям.
Первые сведения, касающиеся использования ручных гепардов на охоте, относятся примерно к XIV столетию до н.э. На территории Фив было найдено изображение человека, который держит на поводке гепарда.
Однако более всего такая охота была распространена в Индии в XVI-XVII веках. Согласно историческим источникам, хан Акбар одновременно содержал около 1000 охотничьих гепардов.
Первое упоминание об охоте с гепардами в Европе относится к 439 году н.э., когда константинопольскому императору Анастасию из Индии привезли двух пардусов, с которыми он охотился на ланей и оленей. А во Франции с гепардами стали охотиться в XI веке, основными объектами охоты были косули, лани, благородные олени и зайцы.
В Средние века охота с гепардами практиковалась в Киевской Руси и Московском княжестве, а на территории современных среднеазиатских и закавказских государств и в Казахстане существовала до XIX века включительно.
Охота с гепардом была очень красивой. Зверь усаживался на лошадь, на специальном приспособлении впереди всадника, после чего конные охотники с гепардами разыскивали дичь. Причем глаза у охотничьих гепардов были закрыты специальной маской, чтоб они не отвлекались и не «спешивались» с коней раньше времени. Увидев табунок копытных, охотники подбирались к нему на предельно короткое расстояние: метров на 100, максимум на 200. После чего маска с головы зверя срывалась, и ему показывали потенциальную добычу. После короткой погони пардус, как правило, настигал жертву.
С хорьком на кроликов
Ближайшее от Беларуси место, где можно поохотиться на дикого кролика, это Западная Европа и Южная Украина. Увы, у нас в Беларуси этот зверек по каким-то причинам не водится.
На кроликов в Западной Европе особенно активно стали охотиться в последнее время, эта охота не требует такой подготовки, да и денежных вложений, как охота на копытных. Причем вволю погонять кроликов можно даже в городской черте, например, на городских кладбищах, где они наносят значительный урон, подрывая надгробья.
Издревле самым главным помощником при охоте на кроликов в странах Запада был прирученный хорек (он же фуро, или фретка), у нас тоже держат этих забавных зверьков, но исключительно как домашних любимцев.
Охота с хорьком очень увлекательна и гораздо более производительна, чем охота простым ружейным способом.
Именно поэтому, скажем, во Франции все больше растет возмущение простых ружейных охотников в отношении своих коллег с хорьком-напарником.
Если за одну охоту обычный человек редко добывает больше 3-4 ушастых, то для того, кто промышляет с фуро-помощником, не предел и 20 добытых кроликов. В некоторых департаментах Франции такая охота считается противозаконной, несмотря на ежегодное разрешение Министерства охоты.
Суть охоты с фуро достаточно проста. Хорек здесь используется как своего рода «фокстерьер»: его обязанность – выгнать кролика из норы, где последнего ждет сеть или дробь охотника.
Нередко в качестве напарника для хорька используется собака (чаще всего это один из ретриверов); раньше на такие охоты часто брали ястреба-тетеревятника.
Перед охотой необходимо отыскать кроличью нору, как правило, такая нора имеет множество запасных выходов, большинство из которых, кроме одного, самого «нахоженного», нужно заткнуть пучками травы или же закрыть крупноячеистой сетью. Затем в один из отнорков запускается хорь. Вот в принципе и все, остается только ждать выскочившего кролика, отпустить его немного – и выстрелить.
Однако бывают на такой охоте и неожиданности. Самая распространенная из них, это когда фуро загрызает кролика в глубинах норы, успевает хорошо пообедать и, утомленный, засыпает возле своей жертвы. Тут уж ничего не поделаешь, охотнику приходится отложить в сторону ружье и браться за лопату.
Именно поэтому шотландские охотники предпочитают запускать в кроличьи норы хорька, укомплектованного предохранительным намордником.
Содержать хорька в домашних условиях очень просто, однако сегодня это не тема нашей статьи.
Выдра – рыбак от бога
Рыболовам будет интересно знать, что на Западе, особенно в Средние века, был известен весьма оригинальный и очень добычливый способ рыбной ловли. Помощником рыбаку служила ручная и хорошо выдрессированная выдра.
Особенность рыбной ловли с выдрой в том, что этот представитель семейства куньих является, во-первых, высокопрофессиональным рыболовом, а во-вторых, стремится поймать крупную рыбу, полностью игнорируя мелочь (гоняясь за мелочью, больше калорий потратишь, чем приобретешь, перекусив пойманным). Ручные выдры, кроме рыбы, собирают со дна водоемов для своего хозяина и раков.
Вот как описывает рыболовные способности ручной выдры Альфред Брем: «Взятые из гнезда ручные выдры могут быть отлично приручены и тогда служат примером миловидных, добродушных животных… Очень часто ручную выдру дрессируют для рыбной ловли».
Далее А. Брем ссылается на рассказ польского дворянина маршала Златоуста Пасека:
«…мы подходили к пруду; остановившись на плоту, я крикнул: «Врум (кличка выдры. –А.О.), мне нужно рыбы для гостя, полезай-ка в воду!» Тотчас же выдра бросилась в пруд и вытащила оттуда плотицу. Когда я послал ее во второй раз, она принесла небольшую щуку, раненую ею в шею…
Мой зверек был также полезен в дороге. Стоило только, проезжая мимо реки или пруда, остановиться и крикнуть: «Врум, в воду!» – как выдра в несколько минут налавливала целые груды рыбы и доставляла продовольствие не только для моего личного стола, но и для прислуги. Особенно ценно в ней было это искусство во время поста. Единственная неприятность, которую доставляла мне выдра в дороге, заключалась в том, что она была виновницей целого сборища людей, стекавшихся посмотреть на нее…»
О рыбалке, и очень успешной рыбалке, с выдрой приходилось читать и в гораздо более современных западных источниках, однако для жителя Беларуси эта информация может носить исключительно познавательный характер, несмотря на то, что выдры в достаточно большом количестве водятся у нас в стране. Дело в том, что изъятие из природы детеныша выдры, даже в самых на первый взгляд благих целях, согласно нашему законодательству строго наказуемо.
Баклан – не только вредитель
Большой баклан в белорусских рыбных хозяйствах недаром объявлен «нежелательным видом» – одна птица истребляет до 700 граммов рыбы в день. Именно поэтому всячески поощряется его отстрел охотниками. Однако не все знают, что эта птица, если приручена и хорошо натаскана, может стать незаменимым помощником на промысле. Правда, не на охотничьем, а на рыболовном.
В настоящее время рыбная ловля с бакланами довольно широко распространена в странах Дальнего Востока, но не стоит считать эту забаву исключительно японо-китайской прерогативой. Много и успешно охотились с бакланами и в Европе.
Рыбная ловля с помощью птиц была известна в Англии еще с давних пор. При дворе Карла I (1625–1649) существовала даже должность «магистра королевских бакланов», который управлял стаей ловчих бакланов при соколиной охоте. В начале правления Людовика XIII ко двору был призван фламандец, который, судя по записям того времени, ловил рыбу в водоемах дворца Фонтенбло, используя бакланов.
В Европе бакланов натаскивали как хищных птиц и охотились с ними «с руки» – напуская их на рыбу во время прогулки по берегу или плавая на лодке.
На Дальнем Востоке охотятся иначе – один или несколько бакланов сидят в лодке на специальной присаде (или на борту) и поочередно ныряют в реку за рыбой. В отличие от европейцев, китайцы и японцы привязывают бакланов длинным шнуром за ногу.
Общим азиатско-европейским нюансом такой охоты является довольно тугой кожаный ошейник, который стягивает шею птицы, мешающий ей проглотить пойманную рыбу, но позволяющий съесть мелкие кусочки рыбешки, выдаваемые птице в качестве поощрительного приза.
В Европе в XIX веке интерес к рыбной охоте с бакланами заметно вырос. В это время Голландия становится центром по подготовке ловчих бакланов. Здесь в течение 12 лет, начиная с 1841 года, существовало сокольничье общество Loo Hawking Club, при котором содержались и дрессированные бакланы. Отсюда их нередко поставляли некоторым любителям в отдельные графства Англии и провинции Франции.
Есть опыт подготовки ловчих бакланов и в России. Пионером этого дела стал известный российский сокольник Николай Санин. В российской охотничьей периодике он делится своим опытом с теми, кто хочет попробовать себя в ловле рыбы с помощью баклана. Желающим попробовать обучить бакланов и порыбачить с ними он рекомендует следующее:
- Бакланов нужно брать птенцами, еще пуховиками.
- Основной корм – дешевая рыба, неплохо добавлять суточных цыплят и тертую морковь. Витамины – ундевит, глюконат кальция или глицерофосфат.
- Еще пуховиками нужно учить птенцов плавать и подходить на подзыв.
- Подзывать свистком или хлопаньем по воде.
- Учить ловить рыбу нужно, сначала гоняя на вабиле, а затем живую в тазике с водой.
- Подрезать перья на крыльях не нужно, бакланы хорошо приручаются, и попыток улететь не было.
- Птицы должны привыкнуть к лицу и рукам хозяина. Клюв очень сильный и острый, клюются довольно больно.
- Должны знать свое место, желательно вечером предоставить возможность возвращаться в вольер на ночевку.
- Приучать к людям, собаке, машинам, переездам, смотря по ситуации.
- Научить запрыгивать в лодку и спрыгивать с нее.
- Беречь хвост, это влияет на уловистость, но вырванные перья отрастают.
- При рыбалке, наверное, лучше пускать сразу двух, будут дружнее работать.
Схема тренировки: перед кормежкой в вольере сажаешь птицу в транспортный ящик, несешь к месту тренировки, достаешь и занимаешься, затем сажаешь в ящик и уносишь в вольер. Тем, кто всерьез хотел бы позаниматься с бакланами, не составит труда найти в интернете подробное описание их натаски, описанное Николаем Саниным.
Общение с этими умными птицами доставляет массу удовольствия.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.