Началась охота на вальдшнепа, или лесного слонку
Первая суббота апреля в этом году пришлась как раз на первое число. Для любителей весенней охотничьей романтики это долгожданный и очень важный день – открытие весенней охоты на самцов вальдшнепа.
Продлится эта охота по второе воскресенье мая. Стрелять птиц разрешается только на вечерней тяге с 18 до 22 часов. Стоит отметить, что в центральных районах Беларуси отдельные вальдшнепы продолжают тянуть аж до первой половины июня.
Тяга – это токовый (брачный) полет самца вальдшнепа. Иногда, но это случается редко, в вечерних сумерках летят и самки. Не редкость полет двойки, а то и тройки птиц.
Сломано множество копий в сражениях между экологами и охотниками. Первые выступают за полный запрет этой охоты, вторые же резонно замечают: к отстрелу разрешаются только самцы лесного кулика, а так как это птица полигамная и самец не участвует в воспитании потомства, то отстрел незначительной части самцов из популяции не нанесет никакого вреда вальдшнепу как виду.
Как отличить самца от самки? Да запросто! Если при вскрытии птицы вы обнаружите семенники – это парные органы размножения, расположенные по обе стороны от позвоночника (у весенней птицы они увеличены и хорошо заметны), то перед вами самец. Если же яичник – он расположен слева от позвоночника и представляет собой орган, формой слегка напоминающий виноградную гроздь, –то это самка. Смешно? Птицам не до смеха.
Как же определить пол не только живой, но еще и стремительно летящей птицы? В охотничьей литературе принято писать, что во время тяги первым обычно летит самец, кроме того, он издает токовые звуки – «цвиркает» и «хоркает». Но как быть, если летит несколько птиц? Среди «правильных» охотников почему-то укоренилось поверье, что на тяге первая летящая птица – это всегда самка, и поэтому ее следует пропускать. Я по-честному искал серьезную информацию о таком явлении, но не нашел. Похоже, что это байки.
Итак. Подводя черту под определением половой принадлежности летящего вальдшнепа, стоит признаться, что стреляют на тяге просто в летящую птицу. Просто в летящую, не спрашивая ее паспорта. Однако, справедливости ради, также стоит сказать, что одиночный вальдшнеп, тянущий вечером над лесной просекой и издающий при этом характерные для токования звуки, это в подавляющем большинстве случаев все-таки самец. Место самки во время тока – на земле.
Кроме того, в защиту этой охоты скажу, что охотиться весной на вальдшнепа – это удел избранных и особо упертых городских охотников. Приезжая в деревни, порой сталкиваешься с тем, что местные жители – да что там местные жители! – местные охотники с 40-летним стажем охоты просто не подозревают о существовании вальдшнепа в природе. Впрочем, не все. Некоторые его хорошо знают, кличут «слонкой» – из-за длинного клюва – и весной его не стреляют.
Разочарую «зеленых». Не стреляют слонку не из-за того, что жаль его или еще по каким-то другим гуманным причинам, а из-за вполне прозаических взглядов на жизнь. Во-первых, нужно покупать путевку, а она недешева. Во-вторых, нужно стоять вечером в холодном лесу. В-третьих, стрельба по вальдшнепу непроста (перевод патронов), и охота эта не добычлива. В-четвертых, гастрономическая ценность этой птицы, на взгляд простого охотника «из народа», весьма сомнительна.
К чему это я? Да к тому, что изъятие этой птицы во время весенней охоты в нашей стране минимально. Хорошей добычей во время тяги считается парочка птиц. Чаще же охотники на вальдшнепа и вовсе уезжают домой ни с чем.
Западный опыт
Весенняя охота на вальдшнепа в местах его гнездования – в Восточной Европе – и, в частности, у нас в Беларуси, не идет ни в какое сравнение с тем мощнейшим охотничьим прессом, которому он подвергается в местах зимовки. А зимуют наши вальдшнепы в разных местах, но по большей части в Южной Европе и немного – в Великобритании. Где охотятся на зимующего вальдшнепа? Практически везде, за исключением лишь некоторых стран, где охота на зимующих птиц запрещена, это Голландия, Бельгия и Словения.
Анализируя охотничью информацию из Франции и Великобритании и экстраполируя ее на остальные страны Европы, где на вальдшнепа охотятся, общее количество добываемых на зимовках лесных куликов, по разным оценкам, можно определить в 3-4 миллиона особей!
Вальдшнеп – это один из самых популярных видов пернатой дичи в Западной Европе после уток (кряквы) и голубей. Вместе с тем эти страны имеют очень строгие охотничьи законы, поэтому можно быть уверенными, что столь массовая охота (но строго ограниченная во времени) не наносит большого урона популяции. А теперь сравните почти 300 000 тысяч французских охотников, подавляющее большинство которых охотится на зимующего вальдшнепа и лупит всех птиц подряд, и около 95 000 белорусских охотников, исключительное меньшинство которых охотится весной на тяге, добывая преимущественно самцов, и сделайте честные выводы, дорогие «зеленые».
Немного истории
Весной на вальдшнепа стали охотиться примерно с XVIII века, но вначале это были охоты «на высыпках» с легавыми собаками. Высыпками называют массовые скопления птиц на кормовых стациях. Стрельба на высыпках была весьма увлекательным и добычливым занятием, но в начале прошлого века она была запрещена, как «весьма истребительная». Осталась лишь охота на тяге.
Вот что писал русский писатель Сергей Аксаков про эту охоту:
«Если общество велико и вальдшнепов много, то выстрелы раздаются беспрестанно, как беглый ружейный огонь; иногда лесное эхо звучно повторяет их в тонком прохладном весеннем воздухе, раскатывая отголоски по лесным оврагам; с изумлением останавливается проезжий или прохожий, удивляясь такой частой и горячей стрельбе, похожей на перестрелку с неприятелем в передовой цепи. Ночная темнота прекращает стрельбу. Сходятся охотники; с напряженным вниманием устремляются глаза каждого на ягдташи своих товарищей, стараясь разглядеть в темноте: много ли добычи у других? Громко и весело рассказывает про свою удачу один, с досадою – про свои неудачи другой. Впрочем, эта охота никогда не бывает очень добычлива относительно к числу охотников и нейдет в сравнение со стрельбою на высыпках».
Технология
Охота на вальдшнепа сама по себе несложна, но открывается она вместе со всеми своими тайнами и нюансами далеко не каждому. Смысл ее в том, чтобы, приехав к 18.00 в лес, занять позицию где-нибудь у опушки или просеки и застыть. Следует знать, что не любой лес подходит для этой птицы. Слонки предпочитают смешанные леса с небольшим процентом хвойных деревьев. Отличным местом для тяги являются места у рек и лесных озер. Если их нет, то ищите большие лужи или же залежи грязи, чаще всего она бывает вдоль лесных дорог. Очень хорошие места для тяги – это поросли молодого леса на гарях и на заброшенных полях.
Ну, а проще всего, чтобы нормально поохотиться, познакомиться с егерем из хозяйства, где проводятся охоты на тяге и который знает эту охоту. В его интересах выставить вас на такое место, чтобы вы обрадовались. Помните как в фильме «Мимино»: «Если он обрадуется, то и я обрадуюсь, а если я обрадуюсь, то я тебя так довезу, что и ты обрадуешься».
Никогда не становитесь под высокими деревьями – у вас будет закрыт обзор, и из такого положения неудобно стрелять. Лучше всего стать у куста – если будете стоять без движения, то токующая птица вас не заметит.
Токующего вальдшнепа сначала проще услышать, чем увидеть. Он летит с характерными звуками на высоте метров 15–12. Несмотря на то, что цель он собой представляет не слишком тяжелую, весенние охотники очень часто мажут. Видимо, из-за стрельбы в сумерках.
Упавшую птицу с пестрой окраской очень сложно отыскать как на лесной подстилке, так и на рыжей, пожухлой прошлогодней траве. Для отыскания битых птиц и подранков на весенней охоте можно использовать охотничьих собак, только это должна быть не борзая и не гончая.
Помимо хорошего нюха, пес должен обладать еще и крепкой психикой – не каждая собака в состоянии пролежать несколько часов у ног хозяина, когда вокруг весна и лес. Именно по этой причине собаку иногда оставляют в машине или на базе и прибегают к ее помощи только при необходимости.
И в заключение хочу сказать, что многие охотники, которые раньше и не помышляли охотиться на вальдшнепа, за последние пару лет все-таки ездили по 1–3 раза на тягу – как правило, без особых результатов. Основная причина того, что они изменили свои привычки, – сильное ощущение и ожидание, что «зеленое» лобби все-таки «додавит» кого надо – и весеннюю охоту у нас прикроют полностью.
Фото Виктора КОЗЛОВСКОГО и Виктора ЯРОШУКА

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.