Интересная пуля
Одно из моих увлечений – прогулки с металлодетектором по полям страны. Уточню: я говорю «по полям», имея в виду сельскохозяйственные угодья после сбора урожая или сразу же после весенней перепашки.
Охотники, с момента появления у них огнестрельного оружия, оставили в земле очень много следов. Больше них следов оставили только военные – ну это и понятно, кто только ни ходил с саблей и мушкетом, а потом с артиллерией и авиацией по белорусской земле!
Вернемся к охотникам. Порой на полях, примыкающих к популярным водно-болотным охотничьим угодьям, где в сезон идет массовая охота на утку, поиск с металлодетектором практически невозможен из-за сплошного «фона» от земли, в котором опытное ухо слышит звон цветного металла. Начинаешь внимательно осматривать почву, и твое предположение подтверждается: земля нашпигована дробью. Тут и современные круглые шарики, размером от «семерки» до «тройки», но попадаются и капли свинца неправильной формы, подернутые кремовой патиной. По цвету такой патины на свинце можно уверенно сказать, что дробинам этим по меньшей мере полторы-две сотни лет. Как видим, предки наши сыпали в качестве снарядов в стволы своих шомполок что придется – кто фабричную дробь, кто самокатаную, а кто и просто дробленые кусочки свинцовых труб, в XVIII-XIX веках широко применявшихся в хозяйстве. Говорят, что и простую гальку использовали на свой страх и риск.
Иногда в поле находятся собачьи жетоны – свидетельства об уплате ежегодного налога на охотничью собаку и своего рода «пропуск в поле». Если мы предъявляем контролирующему органу регистрационную карточку на собаку, то у собак наших предков на шее висел медальон – как правило, бронзовый или цинковый, который выдавался в уездной управе или администрации гмины. Лесная стража сразу видела, легально ли пес находится в угодьях.
О находках можно рассказывать долго, и я обязательно вернусь к этой теме, сегодня же хочу написать об интересной пуле, найденной мной в декабре прошедшего года под Минском. Предназначена она для гладкоствольной шомполки и являет собой весьма примечательный образчик народной смекалки и рационализаторства.
Итак, шомпольные охотничьи ружья заряжались со стороны дульного среза. Процесс зарядки мог отличаться деталями, но в основном выглядел следующим образом: сначала в ствол из специальной пороховницы-дозатора высыпалась навеска пороха. Впрочем, охотники «из простых» не заморачивались всеми этими дозами и навесками, а сыпали «на глазок». Затем в ствол вставлялся пыж и досылался до пороха при помощи шомпола. В качестве пыжа использовалось то, что еще недавно использовали и нынешние охотники: кусочек осаленного войлока, иногда лоскут сыромятной кожи – ну это если по правилам. Крестьяне же нередко брали пучок льняного волокна-сырца, а то и попросту кусок газеты.
Далее в ствол засыпался снаряд, как и сейчас, это могла быть дробь, картечь или пуля. Это, опять же, если по правилам. Крестьяне сыпали в стволы все что угодно – если шли охотить птицу. Это могла быть и рубленая медная проволока, и рубленная свинцовая труба, в лучшем случае самокатаная дробь. Если ружье заряжалось пулей, то ее заворачивали в кусочек замши и досылали при помощи того же шомпола до пыжа. Ну, как вы поняли – это если по правилам… Крестьянам замшу заменяло несколько слоев тряпицы.
Ну вот и все, наша шомполка готова к выстрелу, осталось только сыпануть толику пороха на полку – если у нас стоит кремневый замок – или же вставить пистон в затравочное отверстие капсюльного ружья, и можно стрелять.
Вернемся к пуле. Судя по патине, это предмет, изготовленный в начале XIX века. Итак, на фото вы видите модернизированную пулю для стрельбы из шомпольного ружья. Она представляет собой свинцовую головку, из которой торчит железный штырь. Головка и штырь «в комплекте» представляют собой нечто, напоминающее гриб со шляпкой. Говоря современным языком, это пуля стрелочного типа.
Почему я назвал ее модернизированной? А вон – взгляните, рядом на фото парочка обычных пуль разного калибра того же периода, причем найденные метрах в пятидесяти от той, о которой я рассказываю. Охотник поленился откусить от них свинцовые хвостики-литники, такие кругляши применялись повсеместно и в охотничьем, и в боевом оружии. Модернизация же нашей пули заключалась в следующем: на железный штырь-хвостовик наматывалась какая-то ветошь, возможно, бечева или льняное волокно. Скорее всего, осаленное. Наматывалось оно таким образом, чтобы пуля туго, под давлением, досылалась при помощи шомпола до пыжа.
Сама свинцовая пуля стенок стволов не касалась, будучи подкалиберной. Не напоминает ли вам эта конструкция какую-нибудь современную? Итак, смотрим: пуля стрелочного типа, изготовленная по принципу «тяжелый перед, легкий зад» с хвостовиком, сидящим в пыже-обтюраторе, изготовленном из иного материала, чем сама пуля. Вам не кажется, что я сейчас описал пулю Полева – одну из самых распространенных с 80-х годов прошлого века на территории постсоветского пространства? Только современная пуля Полева сидит в полиэтиленовом пыже, а для старинной подбирали что-то иное.
Выводов здесь можно сделать много, в том числе и непопулярных, но мы обойдемся простыми: «новое – это хорошо забытое старое».
Фото автора и с сайта http://popgun.ru/
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.