Фонд «Красный Бор» принял участие в контрольных учетах глухаря на территории охотхозяйства «Выгоновское»

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
10 3672 23 апр 2018

В одном из материалов, опубликованных недавно на нашем портале, мы рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются белорусские глухари. Все же одно дело – рассуждения специалистов (пусть даже хорошо знающих ситуацию) и совсем другое – возможность реально оценить положение дел на местах.

На территории Беларуси глухарь распространен неравномерно. Одной из своеобразных «горячих точек» является заказник «Выгонощанское». На его территории обитает западноевропейский подвид глухаря, чья численность в Беларуси составляет порядка 500 особей, или менее 6% от всей популяции. Между тем за последние десятилетия многие тока здесь перестали существовать.

Именно поэтому так важно было понять, насколько соответствует действительности численность, заявленная охотничьим хозяйством «Выгоновское» (оно является филиалом национального парка «Беловежская пуща» и осуществляет свою деятельность в том числе на территории заказника) по итогам 2017 года, – 138 самцов. Для этого Телеханским лесхозом с 13 по 14 апреля было инициировано проведение контрольных учетов, в которых, кроме его сотрудников, приняли участие Березовская межрайонная инспекция по охране животного и растительного мира при Президенте РБ и Международный фонд поддержки дикой природы «Красный Бор». В учетах участвовали и сотрудники заказника «Выгонощанское».

3-A29V1288.jpg 4-A29V1294.jpg 5-A29V1274.jpg

Инструктаж перед контрольными учетами проводит инженер по охотничьему хозяйству Телеханского лесхоза Ростислав Малайчук.

Сотрудники лесной охраны, егеря, охотоведы и наблюдатели, среди которых были орнитологи, профессиональные фотографы и бёрдвотчеры, разделились на группы по 3-4 человека. Перед закатом они одновременно находились на разных токах, чтобы оценить количество самцов, которые посещают них, а на следующее утро наблюдали за токованием. Такой подход позволяет получить более объективную картину и заодно уточнить границы тока (это важно в связи  с тем, что на его территории, а также в радиусе 300 м запрещено проведение рубок).

6-A29V1332.jpg 7-A29V1341-2.jpg

Два тока в охотхозяйстве «Выгоновское» находится за озером Выгонощанским. Туда можно добраться только на лодке.

8-A29V1368.jpg

Директор охотхозяйства «Выгоновское» Владимир Загоровский показывает, где должны токовать глухари.

9-A29V1372.jpg

В этой палатке на предполагаемом току провел ночь директор Международного фонда дикой природы «Красный Бор» Сергей Плыткевич. Ни одного глухаря рядом с ним не оказалось.

10-A29V1401.jpg

Не прилетели птицы и к представителям лесхоза Ростиславу Малайчуку и Березовской межрайонной инспекции Александру Качурко.

11-A29V1434.jpg

Ростислав Малайчук уточняет, какая ситуация на других токах. Где-то ноль, где-то две-три токующие птицы.

13-A29V1471.jpg

С дальнего тока возвращается группа, в которой был фотокорреспондент агентства «Рейтер» Василий Федосенко. У них тоже ничего хорошего.

Позже выясняется, что цифры, представленные охотхозяйством «Выгоновское», завышены в три раза. По результатам контрольных учетов, расчетная численность составила 46 самцов. Реально удалось увидеть 23 самца, однако, согласно действующим ТКП, эту цифру следует умножать на два. Поскольку учеты проводились в разгар токования со строгим соблюдением всех требований, они с высокой степенью вероятности отражают реальную численность глухаря на данной территории.

Однако главный и, скажем прямо, довольно печальный итог заключается в том, что на территории охотхозяйства не оказалось ни одного тока, который посещало бы одновременно восемь или более самцов. Это в свою очередь означает, что проводить на территории хозяйства охоту нельзя. Между тем, согласно документам, два таких тока располагалось на северном берегу озера Выгонощанского, среди труднопроходимой болотистой местности. Однако после проведения там контрольных учетов стало понятно, что они существуют только на бумаге: ни вечером, ни на следующее утро ни один глухарь на этих токах так и не появился.

Причин такой ситуации может быть несколько. Егерь охотхозяйства «Выгоновское» Михаил Ярута отмечает, что заготовка смолы (так называемая подсочка), которая осуществляется частной компанией на одном из токов, негативно сказывается на его посещении глухарями: в первые дни после установки емкостей для сбора живицы они вообще перестают прилетать на ток. Пока ситуация нормализуется, сезон размножения может быть сорван. Однако гораздо большую угрозу представляет собой заготовка древесины. По словам все того же Михаила Яруты, на одном из известных ему токов выборочная рубка привела к тому, что он фактически перестал существовать.

13--A29V1000.jpg 14-A29V1071.jpg

Вот так выглядит один из токов на территории охотхозяйства «Выгоновское».

Сотруднику заказника «Выгонощанское» Александру Иванову в свое время удалось выяснить, что заготовка смолы на глухарином току стала возможной из-за того, что охотхозяйство «Выгоновское» своевременно не передало в Телеханский лесхоз данные о расположении этого и других токов. В результате из тех 14, которые были известны ранее, на настоящий момент сохранилось лишь 10. Максимальная численность посещающих их самцов составила четыре особи.

Однако даже те волонтеры, которым не довелось увидеть глухаря, не уехали расстроенными. Участие в этой природоохранной акции позволило им прогуляться по затопленным ольшаникам, постоять на дупелиной тяге, услышать крики серой неясыти и воробьиного сыча, а также познакомиться с выдрой, лосями, удодом и другими обитателями этого уникального места.

Возвращаясь к контрольным учетам, отметим, что их результаты еще будут тщательно проанализированы. Однако уже сейчас следует признать, что реальная ситуация на местах может существенно отличаться от той, как ее себе представляют в профильных ведомствах. Поэтому очевидна необходимость провести подобные контрольные учеты по всей территории Беларуси и только исходя из полученных результатов выдавать лицензии на отстрел глухаря.
В то же время следует понимать, что одними лишь запретами проблему не решить. Ведь остаются браконьеры и другие негативные факторы, влияющие на численность глухаря. Вид нуждается в активной охране и действиях, которые позволили бы создать благоприятную для его обитания окружающую среду, включая восстановление гидрологического режима, нарушенного мелиорацией, оптимизацию лесного хозяйства с учетом последних научных данных и целый ряд других мер.

Но это станет возможным лишь в том случае, если организация, отвечающая за управление той или иной территорией, будет видеть в глухаре реальный источник дохода. До сих пор почему-то именно охота рассматривалась как единственный способ его получить. На самом деле это не так. Если отстрел трофейного оленя приносит тысячи евро, то добытый глухарь – всего 500 евро. В масштабах охотничьего хозяйства хоть это и небольшая сумма, есть способ ее не терять.

Съемка на глухарином току пользуется огромной популярностью среди иностранных фотографов. Между тем в Центральной и Западной Европе численность этого вида является очень низкой, на многих территориях, где он обитает, действует заповедный режим, что существенно затрудняет доступ к ним. На этом фоне Беларусь может предложить прекрасные условия. Между тем день фотосъемки (без учета проживания и питания) стоит не менее 50 евро. Это означает, что достаточно одной группы фотографов, которая приедет на несколько дней, чтобы пользователь территории получил такой же доход, как от проведения охоты. При этом и глухари не пострадают, и улучшится имидж нашей страны как экотуристического направления.
Но организация фотосъемки на токах принципиально отличается от традиционной охоты. Международный фонд поддержки дикой природы «Красный Бор» предлагает сотрудничество всем охотпользователям, которые заинтересованы в развитии экологического туризма. Сотрудники фонда и опытные фотоохотники готовы подсказать охотоведам и егерям, как надо проводить фотоохоту, могут помочь построить засидки на токах и провести рекламную кампанию по привлечению фотографов и просто любителей природы. Давайте пользоваться белорусской природой, не принося ей вреда!

Комментарии пользователей (10)
Оставьте ваш комментарий первым
Арсений Луговец    23 апреля 2018 в 12:10
1
1
вот и ответ тем, кто предлагает сделать рысь, медведя, а также целый ряд других видов охотничьими: будут приписки для получения лицензии и отстрел тех немногих животных, которые имеются на территории охотхозяйства (до их полного уничтожения).
Комментарий был изменен 23 апреля 2018 в 12:11
Сергей Плыткевич    23 апреля 2018 в 18:32
0
0
Арсений Луговец, сказал(а): вот и ответ тем, кто предлагает сделать рысь, медведя, а также целый ряд других видов охотничьими: будут приписки для получения лицензии и отстрел тех немногих животных, которые имеются на территории охотхозяйства (до их полного уничтожения).
 Когда охотпользователи будут знать, что в любой момент возможны контрольные учеты, никаких приписок не будет. Главное, чтобы работала система контроля. Но еще главнее, чтобы была альтернативная возможность для хозяйства получения прибыли. Организация фотоохоты и экологических туров на глухариных токах вполне конкурентоспособна с проведением там охот. А с точки зрения продвижения наших регионов она гораздо предпочтительнее. В "Красном Бору" на одном току в этом году стояли пять засидок. То есть одновременно могли наблюдать за токованием пять человек. И многие из тех, кто приехал, сделали хорошие снимки...
Svetlana Koshkina    24 апреля 2018 в 0:25
1
0
У автора этого материала (спасибо, Андрей) был в прошлом и другой – с попыткой поиска альтернатив и мотиваций сменить традиционную бездушную охоту – на созидательную. Присутствие на току – это один из самых ярких вариантов такой смены. Как "переобувшая" бухающих (выставьте ударение по вкусу) стрельцов в азартных фотоохотников констатирую. Остаётся разобраться с вырубкой и подсочкой.
Александр Гуринович    24 апреля 2018 в 11:24
0
0
Я не отрицаю возможность того, что некоторые охотхозяйства приписывают численность токующих глухарей.  Но только тем, что кто-то называет учет страшным и сакральным словом "КОНТРОЛЬНЫЙ"  нельзя доказать, что существуют приписки.  Токовая активность при одной  и той же численности зависит от многих факторов: длины светового дня, температуры воздуха, скорости ветра, давления, активности хищников в день учета и т.п. Поэтому чтобы что-то доказать, нужно на всех этих токах провести учеты многократно в течение хотя бы апреля месяца, с записями всех параметров внешнй среды и погоды, сделать грамотный анализ со статстическими выкладками, и только потом можно делать многозначительные выводы.  Я в этом году сопровождал своих друзей из Германии на охоте в одном из хозяйств. Один из охотников делал попытку добыть глухаря  пять дней, погода каждый день была разная и каждый раз токовало разное количество глухарей, от  двух до более чем восьми.  Иностранец не знает наших тебований к количеству петухов на току и врать ему не было никакого смысла.  Тоже самое может происходить при любых других учетах, особенно ЗМУ. Только то, что какой-то госорган прводит учет под названием "КОНТРОЛЬНЫЙ" не отменяет всех неразрешимых проблем с этими учетами, и в превую очередь с длиной суточного хода, которую никто не меряет, а она назначается приказом сверху, что само по себе является преступлением. Следовая активность разная в разные периоды и длина суточного хода, высчитываемая непременно в день учетов,  должна по идее корректировать этот показатель. Но чтобы ее высчитать нужно сделать статистиччески значимое  количество замеров  суточной длины следов зверей разных возрастно -  половых групп и в разных типах местообитаний, чтобы высчитать средне взвешенное  значение. А это технически сделать почти невозможно.  При учетах глухарей на току таких корректировочных коэфициентов даже методдика не предполагает, поэтому только многократное проведение учетов может дать хоть какой-то результат. Причем здесь уже будет иметь значение не среднее число, а максимально зафиксированное. Но этого ведь никто не делал и не собитается делать, не так ли?
Комментарий был изменен 24 апреля 2018 в 11:28
Сергей Плыткевич    24 апреля 2018 в 11:58
0
0
Александр, во многом  с вами согласен, но есть несколько но... Если охотпользователь заявляет, что у него есть два тока, на которых токует больше восьми глухарей, то на этом основании он получает право проведения охоты. А контрольный учет на току, в котором участвуют пять(!) человек, показывает, что нет там ни одного токующего глухаря. И это в идеальную для токования погоду и в пик токования. Вот в этом случае можно говорить о приписках, которые могут привести к незаконному отстрелу глухаря.
 
Александр Гуринович    25 апреля 2018 в 11:53
0
0
Сергей Плыткевич, сказал(а): Александр, во многом  с вами согласен, но есть несколько но... Если охотпользователь заявляет, что у него есть два тока, на которых токует больше восьми глухарей, то на этом основании он получает право проведения охоты. А контрольный учет на току, в котором участвуют пять(!) человек, показывает, что нет там ни одного токующего глухаря. И это в идеальную для токования погоду и в пик токования. Вот в этом случае можно говорить о приписках, которые могут привести к незаконному отстрелу глухаря.
 
 И я с Вами, Сергей, согласен, что если нет ни одного то это приписка явная. Но когда есть хотя бы один глухарь, это значит, что ток есть, и не значит что всегда он там один, нужны многократные наблюдения.
Александр Карнеенко    24 апреля 2018 в 21:27
0
0
Большое спасибо фонду "Красный Бор" за проведение акции "контрольный учет". Хорошо бы такое мероприятие провести и в Городокском районе Витебской области, для сравнения. Думаю, что результат будет аналогичный. К сожалению, ради выживания, некоторые хозяйства готовы продать последних петухов. Это реальность наших дней.
Сергей Плыткевич    25 апреля 2018 в 21:43
1
0
Александр Карнеенко, сказал(а): Большое спасибо фонду "Красный Бор" за проведение акции "контрольный учет". Хорошо бы такое мероприятие провести и в Городокском районе Витебской области, для сравнения. Думаю, что результат будет аналогичный. К сожалению, ради выживания, некоторые хозяйства готовы продать последних петухов. Это реальность наших дней.
 Мы будем инициировать проведение таких учетов и готовы поддержать инициативы других. Более того, мы уверены, что организация фототуров на глухариные тока может быть гораздо прибыльнее охоты. А там, где глухарей мало -- это может быть единственный источник дохода. 
Владимир Волчков     25 апреля 2018 в 21:40
0
0
Это только одно хозяйство ,а то как проводят учёты главный охотпользователь,тоесть БООР,это вообще полный хаус. 
Александр Гуринович    26 апреля 2018 в 12:44
0
0
При чем здесь БООР, когда даже государственное учреждение Управделами Президента подозревается в приписках?  Нужно искать причину. А она, на мой взгляд, в том, что в стране  не существует, от слова вообще, органа, который бы занимался мониторингом и управлением ресурсами диких животных, независимого от охотпользователей. Минлесхоз сидит на двух стульях, являясь и органом госуправления, и вторым по величине охотпользователем страны. И при этом у него нет сотрудников, которые бы были независимыми от охотпользователей и контролировали пользование животным миром. У инспекции, как они сами говорят, другие задачи - контролировать пользователей. Но на мониторинг ресурсов у них нет ни штатов ни подготовленных специалистов. Минприроды вообще отстранено от охотничьих видов. А зря.  Я уже давно говорил, что лучше бы на деньги, которые охотпользователи платят за аренду и тратят на охотустройство, которе является ненаучным шарлатанством,  плюс гопошлина за право охоты, организовали какой-нибудь департамент или агентство  из грамотных специалистов (которых конечно нужно будет еще подготовить, ибо их тоже нет).
Комментарий был изменен 26 апреля 2018 в 12:45
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.