Почему люди и птицы против водного пути Е-40?

Большинство белорусов даже не подозревает о том, что в ближайшие годы все Полесье может измениться до неузнаваемости, причем далеко не в лучшую сторону. Это произойдет в том случае, если начнутся работы по восстановлению (а по сути созданию) водного путь пути Е-40, известного также как канал Гданьск – Херсон. Он должен стать составной частью европейской системы внутренних водных путей, которые в будущем позволят беспрепятственно перевозить грузы морским путем из Северного и Балтийского морей в Черное и дальше, а по самым амбициозным замыслам даже совершать путешествия из Парижа в Москву.
Первая часть проекта под названием «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр–Висла: от стратегии к планированию», профинансированная Европейским союзом в рамках «Программы трансграничного сотрудничества Польша–Беларусь–Украина на 2007–2013 гг.», завершилась в 2015 году. Научное обоснование проекта выполнял Морской институт в Гданьске. Беларусь в этом проекте представлял РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».
По мнению разработчиков проекта, канал Е-40 позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе за счет снижения выбросов от автомобильных перевозок, создать новые рабочие места и так далее. Однако, как они сами признают, на данный момент действует лишь белорусско-украинская часть канала, да и то она нуждается в серьезном ремонте и модернизации, включая строительство шести или даже семи шлюзов на Припяти, что позволит поддерживать минимальную глубину на уровне 1,5–3 м.
Предполагаемые места, где будут построены шлюзы
Не нужно быть гидрологом, чтобы понять, насколько серьезное воздействие это окажет на водный режим по всей территории Полесья. Припять – последняя крупная река в Европе, которая сохранилась в близком к естественному состоянии. Мелиорация, обвалование и спрямление притоков, проводившиеся в 50–80-е годы прошлого века, значительно сократили площадь поймы, однако и сейчас в некоторых местах ширина реки во время весеннего паводка может составлять более 10 км.
Масштабные разливы Припяти и ее притоков, а точнее, сезонные циклы, связанные с перепадами уровней воды, имеют ключевое значение для экосистемы Полесья. Как правило, после таяния снега на Припяти и ее притоках наблюдается значительный разлив, летом — межень, при которой происходит подсыхание поймы. Таким образом, весной пойменные луга и леса получают обильное увлажнение и естественные удобрения в виде ила, а затем наступают оптимальные условия для вегетации растений, что и определяет высокий уровень биологического разнообразия.
Однако для разработчиков проекта нестабильность водного режима на Припяти скорее проблема, которую предлагается решить, спрямив реку на некоторых участках (при этом не указывается, на каких именно) и построив несколько шлюзов для поддержания оптимального уровня воды в сухой сезон.
Угрозу, которую этот проект представляет собой для Припяти, вынесли за скобки скорее всего сознательно, так как разработчики понимают необратимые последствия, к которым приведет реализация данного проекта. При этом в центре их внимания оказались Люблинское и Мазовецкое воеводства, которые по своей природной и ландшафтной составляющей считаются наиболее ценными в Польше. Они также являются частью общеевропейских зеленых коридоров, которым отводится важнейшая роль в сохранении биоразнообразия на континенте. Упоминаются в первую очередь реки Висла, Западный Буг, Пилица, Нарев и в особенности Нижний Вепрь: естественный характер их поймы создает благоприятные условия для мигрирующих птиц.
Однако все сказанное выше даже в большей степени относится к Припятскому Полесью. Более 18% его территории было взято под охрану за счет создания национального парка «Припятский», 10 заказников республиканского и 13 заказников местного значения, а также 30 памятников природы. Кроме того, значительные по площади участки были объявлены Рамсарскими угодьями или же претендуют на включение в Изумрудную сеть.
Заключение, которое оценивает экологическое воздействие Е-40 на экосистему Припяти, является достаточно противоречивым. С одной стороны, его авторы утверждают, что запланированные работы окажут лишь незначительное влияние на миграционные пути рыб и птиц. Появление песчаных насыпей при дноуглублении якобы создаст благоприятные условия для птиц, строящих гнезда на песке у береговой линии (крачек, куликов и др.). Избавление от весенних паводков также рассматривается как положительный момент. Однако орнитологи прекрасно знают, что как раз в «сухие» годы успех гнездования у куликов был близок к нулю, поскольку доступность поймы для людей и различных хищников приводила к массовой гибели кладок, а затем и птенцов.
Спрямление русла Припяти и углубление дна неизбежно приведет к сокращению площади заливных пойменных лугов. Во время весеннего паводка вода будет уходить по глубоководному руслу, не заполняя их. Таким образом, исчезнут растения и животные, связанные с данной экосистемой. Создание водного пути Е-40 неизбежно приведет к тому, что изменится водный режим не только в пойме Припяти, но и на прилегающих к ней территориях, включая одни из последних в Европе крупные низинные болота. Они служат основным местом обитания таких глобально угрожаемых видов, как вертлявая камышевка, большой подорлик и дупель (в результате может исчезнуть 70%, 50% и 30% их белорусской популяции соответственно).
Данные, полученные с помощью кольцевания, показали, что и для более обычных видов, которые гнездятся от Скандинавии до Якутии, а зимуют от Европы до Западной Африки, пойма Припяти служит важнейшим перевалочным пунктом во время их сезонных миграций. Однако такая ситуация будет сохраняться лишь до тех пор, пока река остается в близком к естественному состоянии (включая весенние паводки как один из важнейших факторов, влияющих на продуктивность данной территории).
Более 1 млн водоплавающих и околоводных птиц используют пойменные луга, для того чтобы восстановить силы и продолжить свой путь. Так, турухтаны, например, удваивают массу своего тела – понятно, что без этих энергетических запасов они просто погибнут по дороге к местам гнездования, расположенным на севере Евразии. Кстати, скопления этого вида в пойме Припяти являются на сегодняшний день крупнейшими в Европе. Это также касается большого веретенника, который имеет статус «близкого к уязвимому положению».
Тем не менее авторы документа утверждают, что при условии разработки и выполнения требований ОВОС строительных проектов не ожидается необратимых воздействий на чувствительные земли. Они надеются даже на решение актуальных проблем, существующих в пойме Припяти и на Днепровско-Бугском канале, включая пересыхание проток, экспансию малоценных кустарников, заморы и другие. При этом возможность переселения чужеродных видов из бассейна Балтийского моря в бассейн Черного моря даже не рассматривается. Упоминается лишь водный гиацинт, который в любом случае не способен освоить территорию Беларуси из-за слишком низких зимних температур.
Что касается неизбежного повышения уровня шума, загрязнения поверхностных вод и других физических последствий, то авторы заключения надеются избежать их при соблюдении специально разработанных рекомендаций. Однако в одном месте они все же признают, что возрастание антропогенной нагрузки, создаваемой водным транспортом и портами, станет проблемой не только регионального, но и глобального уровня. В целом планируется увеличить количество грузов, перевозимых по белорусскому участку Е-40, с 2 млн тонн (до 1990 года) до 3-4 млн тонн.
Беларуси, к сожалению, не впервой жертвовать дикой природой ради реальной или кажущейся экономической выгоды. Однако на самом деле строительство водного пути Е-40 может обернуться скорее потерями. Так, пойма Припяти уже сегодня популярна среди иностранцев, которые увлекаются экологическим туризмом, включая наблюдение за птицами. В ближайшем будущем их число может многократно возрасти. Однако этого не произойдет, если исчезнет сам объект наблюдения. При этом нет гарантий того, что водный путь Е-40 будет востребован со стороны грузоперевозчиков. Не стоит забывать и о том, что спрямление русла вкупе с изменением водного режима неизбежно скажется на рыбных запасах, которые для многих жителей Полесья имеют в буквальном смысле жизненно важное значение. В конечном счете нам придется расстаться не только с самой ценной частью национального природного наследия, но и с уникальным образом жизни, который складывался веками.
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
«Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла: от
стратегии к планированию» реализуется в рамках программы трансграничного
сотрудничества Польша-Беларусь-Украина на 2007-2013 гг. Программа финансируется
Европейским Союзом в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства.
Партнеры проекта: РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» (Ведущий партнер,
Беларусь), Брестский областной исполнительный комитет (Беларусь), Местный фонд
содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция»
(Беларусь), Волынское областное управление водных ресурсов (Украина), ОО
«Волынская ассоциация ученых-инноваторов» (Украина), Администрация маршалка
Люблинского воеводства (Польша), Общество регионального и местного развития
«Прогресс» (Польша).
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.