«При любом строительстве мы обязаны отстаивать интересы краснокнижных видов!»

Александр Судник
заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси, кандидат биологических наук
14 3018 27 апр 2012

— День назад, 26 апреля, был получен беспрецедентный для нашей страны опыт — при расширении автомагистрали М5 «Минск-Гомель» удалось пересадить и частично переселить редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь. Данные работы проводились по требованию Всемирного банка и разрешению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В 2010 году государственное предприятие «Белгипродор», разрабатывая проект реконструкции отдельных участков автодороги М5 (между Пуховичами и Бобруйском), обратилось в Институт экспериментальной ботаники и Научно-практический центр по биоресурсам НАН Беларуси с предложением провести оценку воздействия на растительный и животный мир прилегающих природных комплексов. Мы с готовностью откликнулись. В ходе работ в Осиповичском районе на отдельных участках магистрали (их общая протяженность около 2,3 км из 60 км реконструируемых) мы обнаружили локальные популяции краснокнижных растений и животных. Все они частично или полностью попадали в полосу отвода при расширении дороги, а значит, неминуемо погибли бы. Из растений это зубянка клубненосная Dentaria bulbifera (IV категория охраны) и лук медвежий Allium ursinum, его еще называют черемшой (III категория охраны). В той же местности были выявлены популяции тритона гребенчатого Triturus cristatus (II категория охраны).

Так как белорусское законодательство запрещает уничтожать либо наносить вред краснокнижным видам, мы разработали рекомендации и комплекс природоохранных мероприятий по сохранению растений и животных, попадающих в полосу отвода. Следует отметить, что на их выполнении особенно настаивал Всемирный банк, который придерживается позиции строгого соблюдения национальных и международных экологических норм и правил.

Дорога М5 расширяется до 4 полос, и наиболее оптимальным нам показалось пересадить растения из зоны, которая попадает «под асфальт», в глубь лесного массива на расстоянии 200-300 м от будущей проезжей части.

С животными все обстояло сложнее. В первую очередь, из-за сроков проводимых работ. Для сохранения локальных популяций гребенчатого тритона ранней весной пришлось создать альтернативные водоемы, в которые должны переселиться все отловленные особи. При научном сопровождении Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси такие пруды были подготовлены. В дальнейшем мы засадили их растениями-субстратами для откладки икры. Ведь одной из особенностей биологии тритонов является то, что самки откладывают икринки по одной, закручивая их на нежные листочки определенных видов насаждений. Поэтому новые водоемы крайне нуждались еще и в подсадке таких растений. Это и было выполнено в довольно короткие сроки.

После того, как Минприроды дало разрешение на изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Беларуси, из среды их обитания и произрастания, мы пригласили поучаствовать в акции по спасению краснокнижников Осиповичскую среднюю школу №3 и экологическую ассоциацию «Ради жизни на Земле», которая существует при этом учебном заведении.

Дети помогали нам пересаживать растения, выпускать в альтернативные, уже готовые принять «гостей» водоемы выловленных тритонов. Не будем оригинальны, если скажем, что, как только ребенок приобщится к важному делу, подержит в руках редкое (к тому же, весьма красивое) животное, у него закладывается совершенно иное отношение к природе. Он начинает понимать, как хрупок окружающий мир и как важно бережно к нему относиться.

Ход выполнения акции контролировала Осиповичская райинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поэтому на будущее, думаем, шефства районной природоохранной службы вполне достаточно, чтобы в таких мероприятиях участвовали общественные организации, экологические кружки, школьники. Но привлекать местные инициативы надо обязательно! Тогда и результаты станут очевиднее.

Будем надеяться, что все пересаженные растения и переселенные тритоны приживутся на новых местах. По крайней мере, в течение текущего и следующего годов мы планируем проводить мониторинг, который покажет эффективность затраченных усилий. Параллельно сможем выяснить, насколько велико негативное влияние автотрассы на придорожные экосистемы, с учетом того, что она расширится и на ней увеличится интенсивность движения.

Вообще-то, это уникальный для Беларуси случай, когда в полосе отвода, где очень сильное техногенное воздействие, большая концентрация выбросов, солевых растворов, тяжелых металлов и прочих канцерогенов, сумели выжить уязвимые представители животного и растительного мира. Редко, где можно найти подобные популяции. И поэтому тем более необходимо бережное к ним отношение.

Не сделай мы оценки воздействия на окружающую среду — никто бы и не заметил краснокнижников. А просто молча провели бы строительные работы, поглотив под грудой земли и щебня хрупкие популяции охраняемых видов. Поэтому мы считаем, что любое строительство или реконструкция обязаны сопровождаться предварительными исследованиями ботаников и зоологов. Самое главное, что эта норма прописана в нашем законодательстве, но, к сожалению, зачастую ОВОС готовят неспециалисты, не имеющие отношения к биоразнообразию или опыта работы в данной сфере. Мы за то, чтобы на проведение таких исследований приглашали профессионалов. А то вдруг в зоне предполагаемого строительства окажется краснокнижный вид, который мало того, что единичен в Беларуси, так и уникален для Европы?! В таком случае мы просто обязаны его сохранить! В конечном счете, Красная книга создавалась не просто так, и с ее требованиями необходимо считаться.

 

Материал подготовлен в соавторстве с Русланом НОВИЦКИМ, заведующим сектором заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам

Комментарии пользователей (14)
Оставьте ваш комментарий первым
Юрий Малец    28 апреля 2012 в 19:43
0
0
"Не сделай мы оценки воздействия на окружающую среду — никто бы и не заметил краснокнижников. А просто молча провели бы строительные работы, поглотив под грудой земли и щебня хрупкие популяции охраняемых видов. Поэтому мы считаем, что любое строительство или реконструкция обязаны сопровождаться предварительными исследованиями ботаников и зоологов. Самое главное, что эта норма прописана в нашем законодательстве, но, к сожалению, зачастую ОВОС готовят неспециалисты, не имеющие отношения к биоразнообразию или опыта работы в данной сфере. Мы за то, чтобы на проведение таких исследований приглашали профессионалов. А то вдруг в зоне предполагаемого строительства окажется краснокнижный вид, который мало того, что единичен в Беларуси, так и уникален для Европы?! В таком случае мы просто обязаны его сохранить! В конечном счете, Красная книга создавалась не просто так, и с ее требованиями необходимо считаться".
А как Вы относитесь к удалению придорожных полос? С Вами считаются? Вы знаете об этом?
Александр Судник    28 апреля 2012 в 20:08
0
0
Знаем, поскольку сотрудники сектора мониторинга растительного мира (который я возглавляю) Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси непосредственно занимаются оценкой состояния древесных насаждений (лесных, защитных, снегозадерживающих и пр.), произрастающих вдоль автомобильных дорог. И не всегда причиной вырубки придорожных полос является их состояние. Чаще всего это делается для увеличения посевных площадей. Иногда просто, чтобы с ними не возиться - удалив насаждения, забрасывают эти территории, которые впоследствии зарастают сорной и рудеральной растительностью. Кстати сотрудничаем по этим вопросам с БелдорНИИ. Да проблема важная и насколько я владею информацией, Минприроды и Совмин в последнее время занялись ею весьма пристально.  
Гость    28 апреля 2012 в 22:55
0
0
Молодцы!!! Не все настоящие ЧЕЛОВЕКИ вымерли!!!
Дмитрий Шамович    29 апреля 2012 в 12:24
0
0
Прочитал и улыбнулся С улыбкой И до нас докатилась эта волна. Мой хороший друг и партнер из Голландии имеет значительную часть заработка именно от такой активности - его как специалиста по рептилиям приглашают отлавливать и переселять ящериц при расширении дорог. Спросил - а почему не переселяют насекомых, груибы, бактерий и водоросли; сказал - ящерицы охраняются законом С улыбкой
А вообще у меня по поводу таких акций неоднозначное мнение. Школьники и шефство инспекции это безусловно хорошо и нужно. Но я вот боюсь чтобы такие акции не подменили бы истинного знания о экосистемах, видах и их роли. Чтобы у школьников не сложилось мнения о том, что переселили пару тройку тритонов и уже совершили грандиозную помощь природе. На самом деле ведь ровным счетом ничего не случилось бы если бы эту дорогу расширили как обычно. Такие акции полезны в том случае,если есть предварительная хотя бы минимальная теоретическая подготовка этих школьников, в том плане, что "да, сегодня мы пересадили пару растений и животных, но по сути это ничего не меняет в отношениях человек-природа, и дело не в том, что мы не любим природу, нет, даже наоборот, очень любим. Дело в том, что нас слишком много и у нас в мире есть экономика развития, которая не может не расти по определению. Отсюда и надо эту дорогу увеличивать, чтобы пропустить больше машин и грузов..."
Гость    29 апреля 2012 в 15:51
0
0
shamovich писал:

Прочитал и улыбнулся С улыбкой И до нас докатилась эта волна. Мой хороший друг и партнер из Голландии имеет значительную часть заработка именно от такой активности - его как специалиста по рептилиям приглашают отлавливать и переселять ящериц при расширении дорог. Спросил - а почему не переселяют насекомых, груибы, бактерий и водоросли; сказал - ящерицы охраняются законом С улыбкой
А вообще у меня по поводу таких акций неоднозначное мнение. Школьники и шефство инспекции это безусловно хорошо и нужно. Но я вот боюсь чтобы такие акции не подменили бы истинного знания о экосистемах, видах и их роли. Чтобы у школьников не сложилось мнения о том, что переселили пару тройку тритонов и уже совершили грандиозную помощь природе. На самом деле ведь ровным счетом ничего не случилось бы если бы эту дорогу расширили как обычно. Такие акции полезны в том случае,если есть предварительная хотя бы минимальная теоретическая подготовка этих школьников, в том плане, что "да, сегодня мы пересадили пару растений и животных, но по сути это ничего не меняет в отношениях человек-природа, и дело не в том, что мы не любим природу, нет, даже наоборот, очень любим. Дело в том, что нас слишком много и у нас в мире есть экономика развития, которая не может не расти по определению. Отсюда и надо эту дорогу увеличивать, чтобы пропустить больше машин и грузов..."

Я думаю,что спасенные тритоны и не только думают иначе.
Александр Судник    29 апреля 2012 в 18:25
0
0
Во-перввых, не согласен с выводом "На самом деле ведь ровным счетом ничего не случилось бы если бы эту дорогу расширили как обычно". В корне не правильно. За рубежом на природоохранные мероприятия тратится до 10% бюджета строительства дороги! И дело даже не в деньгах, сколько в подходе. Не так часто и требуются эти мероприятия. Не зря в законодательстве это учтено и ответ: "мы не знали" - не освобождает от ответственности. Во-вторых, школьники привлекались уже к с планированной (на научной основе) акции. В-третьих, можно сочетать любое строительствло с соблюдением природоохранного законодательства. И порой, как показывает наш опыт, некоторые мероприятия "копеечные". К примеру, мы (в частности, Руслан Новицкий) не рекомендуем строительство проходов для земноводных под дорогой, если есть возможность выкопки альтернативных водоемов (простые земляные работы) и привлечение туда земноводных! Альтернотива - размазанные по дороги на тропе миграции земноводные и брызги крови?!
Дмитрий Шамович    29 апреля 2012 в 22:49
0
0
Уважаемый Александр,
поймите меня правильно, я только за экологическое образование, но просто привык смотреть всегда чуть шире на проблему:
Александр Судник писал:

Во-перввых, не согласен с выводом "На самом деле ведь ровным счетом ничего не случилось бы если бы эту дорогу расширили как обычно". В корне не правильно.

Раз "в корне неправильно", значит, что-то бы случилось. Поясните ЧТО? Гибель части особей от популяции давайте не будем рассматривать как что-т о имеющее далекие или сколь нибудь серьезные последствия для экосистемы.
Александр Судник писал:

 За рубежом на природоохранные мероприятия тратится до 10% бюджета строительства дороги!

Это здорово конечно, особенно для специалистов, которые эти 10% осваивают С улыбкой Это нормально и понятно. Но давайте глянем чуть глубже в суть. Деньги это ни что иное как отражение имеющихся товаров и услуг в обществе, которые произведены с затратой энергии, которая берется из окружающей среды. Чем больше денег и путей их траты, тем больше энергии нужно взять из среды (деньги имеют размерность Дж = как и энергия, известная штука), т.е. тем больше нужно на эту среду повлиять, в сторону ее разрушения в большинстве случаев. Получается замкнутый круг. Если дорога стоит 10 рублей, то за 9 рублей ее никак не построят, чтобы отдать 1 рубль на охранные мероприятия. Т.е. в итоге она будет стоить 11 рублей. Этот рубль можно конечно напечатать, но по хорошему его надо материализовать из дополнительно поступившей энергии в систему, т.е. за счет разрушения среды в другом месте...
В Голландии есть такая штука - мост через большое количество дорог в одном месте, но он покрыт растительностью разных типов. Называется "экодукт", т.е. экологический коридор. Назначение якобы для связывания двух частей "природы". Видел на одном памятный знак высеченный в камне - стоимость в десятках млн евро, и дата когда его открывала королева. На выходах иногда стоят камеры наблюдения и волна счастья прокатывается по всей стране, когда, о чудо, по экодукту перешла лиса или косуля! С улыбкой На самом деле агония, конечно.
Спросите, а что ничего не надо тогда делать и сидеть сложа руки. Нет, активность она нужна, безусловно. Я просто за то, чтобы не терялась суть вопроса: сохранить природу нужно для того, чтобы была физическая возможность существания жизни на этой планете. Сохранить природу невозможно при нынешних темпах прироста населения на планете и экономике, основанной на %, которая умрет без роста ВВП, т.е. без увелечения энергопотребления... долгая история С улыбкой
Понимаю, что это розовые очки, но я бы сосредоточил все внимание минприроды и НАНБ не на таких акциях и работах, а на охране лесов. Вся жизнь на суше - это в основном лес. Все виды - изначально обслуживают лесной покров. Высшие позвоночные, и лягушки и тритоны в частности, это лишь микроскопическая часть всей системы, своеобразный "тюнинг" основной системы. Поэтому обращение внимания и минприроды, и общественности и школьников при расширении дороги на краснокнижные виды и вообще на отдельные виды - вот это в корне не верно. Я, например, не могу сформулировать цель такого внимания и переселения.
Татьяна Дерябина    30 апреля 2012 в 8:58
0
0
Дима, пожалуй, Ваш широкий взгляд на эту проблему в данном случае не совсем уместен. Для детей - это весьма разумный и правильный подход. Это первые ступеньки для дальнейшего познания всеобъемлющей экологии. Заморачивать их теоретически сложностью отношений окружающего природного мира - для них будет неинтересно.А вот с таких небольших практических дел, грамотно обставленных знающими специалистами, несомненно, будет толк.Вспомните себя в детстве!
Гость    30 апреля 2012 в 15:26
0
0
Спасибо за поддержку!
Дмитрий Шамович    1 мая 2012 в 10:22
0
0
Татьяна Дерябина писал:

Дима, пожалуй, Ваш широкий взгляд на эту проблему в данном случае не совсем уместен. Для детей - это весьма разумный и правильный подход. Это первые ступеньки для дальнейшего познания всеобъемлющей экологии. Заморачивать их теоретически сложностью отношений окружающего природного мира - для них будет неинтересно.А вот с таких небольших практических дел, грамотно обставленных знающими специалистами, несомненно, будет толк.Вспомните себя в детстве!

Про детей согласен.
Кмет    3 мая 2012 в 23:18
0
0
 Пан Шамович верно расставил акцент: то что хорошо для воспитания экологического восприятия у детей, глупо выглядит, когда вызывает поросячий восторг у взрослых, образованных в экологическом и биологическом плане людей.
 Реклама подобных акций, как пример серьезных мероприятий по охране природы - это наведение морока в глаза общества, для притупления тревоги за будущее. 
Гость    4 мая 2012 в 7:50
0
0
Уважаемый, неправильно расставляете приоритеты. Мы выполняем природоохранные мероприятия, которые заключаются не только в этом. Могли бы сделать тихо, молча и без детей и главное - "без поросячего восторга" и "без морока в глазах общества". Предлагаете следующий раз так поступить? Или все таки повышать экологическое восприятие у детей? И я считаю, что спасение вида также важно, как спасение экосистемы.
Кмет    4 мая 2012 в 11:28
0
0
 пане Гость, вчитайтесь внимательно в то, что я написал:
1. Как, экологическое воспитание детей - это хорошо и здорово.
2. Выставлять данное мероприятие и рекламировать его, серьезная акция, принесшая существенную пользу экологии и природе в глах взрослых специалистов - это смешно. 
К сему добавить нечего.
Гость    4 мая 2012 в 13:13
0
0
Кмет писал:

 пане Гость, вчитайтесь внимательно в то, что я написал:
1. Как, экологическое воспитание детей - это хорошо и здорово.
2. Выставлять данное мероприятие и рекламировать его, серьезная акция, принесшая существенную пользу экологии и природе в глах взрослых специалистов - это смешно. 
К сему добавить нечего.

Не нужно говорить за всех взрослых !По мере сокращения численности некоторых видов животных и их среды обитания все больше требуется спасение отдельных их особей.Кроме широких взглядов нужно обращать внимание что твориться у тебя под носом.
P.S. Большое спасибо таким специалистам и продолжайте вовлекать наших детей на хорошие и добрые поступки!!!
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.