«Чужестранцы на нашей территории: благо или опасность?»

24 3273 8 мар 2010

— Проблема чужеродных растений и животных никогда не стояла так остро, как сейчас. Ежегодный ущерб, которые они причиняют, исчисляется не миллионами, а миллиардами долларов! Например, в США он оценивается в 100 млрд долларов, Индии – 80 млрд, Бразилии – около 60 млрд долларов. Таковы цифры международного банка. У нас специальных подсчетов никто не проводил. Но мне известно, что вред только от одного вида моллюсков – дрейсены на Лукомльской ГРЭС можно оценить в 250-300 тыс. долларов ежегодно. Про набившего всем оскомину колорадского жука вообще говорить не приходится. За весь период, пока он существует, вред, причиняемый им сельскому хозяйству, исчисляется сотнями миллионов долларов.

Цифры впечатляют. Но это экономический ущерб. А есть еще и социальный. Например, мы привыкли к одному виду растительности, и вдруг появились растения, способные серьезно влиять на наше здоровье. Это циклахена дурнишниколистная, вызывающая аллергию у людей, борщевик Сосновского, ядовитое и очень опасное растение. В свое время его завезли в Беларусь для кормежки крупного рогатого скота, но потом эту идею оставили, а борщевик пошел «гулять» по всей республике.

Национальная академия наук попыталась поднять эту проблему в Беларуси. Еще в 2006 году мною и коллегой из Института экспериментальной ботаники Александром Пугачевским был подготовлен и впоследствии направлен в Совмин доклад, где мы проанализировали инвазивные виды, зафиксированные в стране. На основании этого обзора был разработан 5-летний план действий по их ликвидации и минимизации ущерба.

Вы не задумывались, почему видов на земле много, а проникают к нам далеко не все? Просто чужеродные виды характеризуются двумя особенностями. Во-первых, они очень пластичные, т.е. способны приспосабливаться к различным условиям. Во-вторых, очень конкурентоспособные, т.е. могут запросто вытеснять аборигенные виды. К тому же, инвазивные растения и животные более плодовиты – дают больше потомства, более агрессивны – отбирают пищу у местных видов и т.д.

В основном «чужестранцы» попадают к нам с водным и наземным транспортом. Часть видов появляется в результате несанкционированного вселения, например, когда люди по незнанию выпускают животное на волю. Так, например, было с пираньями. Слава Богу, в наших условиях они не прижились. А вот в Европе выпустили на волю красноухую американскую черепаху – и она почти полностью вытеснила местную болотную черепаху.

В подготовленном Академией наук перечне инвазивных видов каких только нет животных и растений - из Новой Зеландии, Центральной и Северной Америки, Китая!

Cреди них такой почитаемый у рыболовов-любителей вид как ротан-головешка. Эту рыбу сегодня можно встретить в любом водоеме страны. Завезли ротана примерно 15 лет назад, выпустили под Минском, а сейчас где только он не обитает: распространен по всей Беларуси, от Браслава до Бреста. Его особенность – чрезвычайно прожорлив: поедает икру многих других рыб, а когда кормовая база заканчивается, начинает питаться головастиками лягушек. Но что самое интересное, мясо у ратана вкусное.

Или, например, енотовидная собака. Раньше в Беларуси основным переносчиком бешенства была лиса. А теперь с ней конкурирует енотовидная собака. Когда ее сюда заселяли, последствий не просчитали – и вот результат.

Или еще такой интродуцированный вид как ондатра. В Беларуси она не очень распространена и водится в естественной среде только на севере страны. В Англии же этот вид начал вытеснять аборигенную водяную полевку. Чтобы искоренить ондатру, было потрачено около 5 млн фунтов стерлингов. За поимку зверька местному населению выплачивали весьма внушительные премии. И представляете? – в дикой природе ондатру вывели начисто.

В прошлом году на территорию Йеллоустоунского национального парка в США проник один из китайских жуков-вредителей. Гусеница этого насекомого за непродолжительный срок уничтожила ¼ часть насаждений. Парк был на краю гибели из-за одного-единственного вида! Сумма, потраченная на ликвидацию вредного насекомого, исчислялась десятками миллионов долларов.

За примерами далеко ходить не надо: в той же Беловежской пуще примерно 20 видов деревьев – не наши. А ведь этот парк - национальная гордость Беларуси! Приезжает к нам американец, который хочет посмотреть на белорусские леса, и понимает, что глядеть-то и не на что! Те же дуб северный, клен ясенелистный растут и у него на родине. Кстати, в пуще некоторые чужеродные виды деревьев дали уже второе поколение. Попали сюда в виде семян, выросли и начали быстро размножаться, вытесняя местную флору. Сегодня следовало бы пройтись по пуще с бензопилой и спилить хотя бы те из деревьев, что дают семена.

Однако наряду с негативными существуют примеры успешной интродукции одного вида для борьбы с другим, нежелательным видом. Наиболее показательна в этом отношении Австралия. Когда-то на континент завезли кактусы, которые быстро распространились по всей стране. Остановила их рост специально интродуцированная из Центральной Америки бабочка, гусеница которой питается исключительно этим видом кактусов.

Проблемы чужеродных видов не существовало, пока не было хозяйственной деятельности человека. Природа сама все регулировала. Но сегодня свернуть хоздеятельность мы не сможем, поэтому и процесс инвазии остановить нельзя. Остается только бороться с ее проявлениями, если мы хотим сохранить своеобразие нашей флоры и фауны. Конечно, устранять все чужеродные виды чревато слишком большими затратами. В первую очередь, меры должны быть направлены на искоренение тех растений и животных, которые являются наиболее агрессивными по отношению к местным представителям растительного и животного мира и причиняют стране максимальный ущерб.

Комментарии пользователей (24)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    25 марта 2010 в 13:47
0
0
Дорогие ученые!
Правда ли, что баклан, который в настоящее время настоящее бедствие для белорусских рек и озер, взрасчен Вами -- как объект Красной книги.
кто же виноват вы в своей безграмотности или мы в своей слепоте, т.е. люди доверившие Вам и Вашей компетенции нашу природу
Надежда Суслова    25 марта 2010 в 15:39
0
0
Недавно узнала, что неподалеку от Минска в древности водились некие страшные рептилии, похожие не то на огромных ящеров, не то на современных крокодилов. Значит, инвазивные виды существовали уже тогда? Либо это были наши, белорусские крокодилы? Тогда они для нас не инвазивы, а совершенно родные. Представляю такую картинку -- в Свислочи плавают крокодилы, а в Беловежской пуще ходят жирафы...
Гость    25 марта 2010 в 22:49
0
0
Баклан бедствие для рыбхозов, которые сами по себе бедствие для водоемов в которые у них слив.
ohota.by
Гость    26 марта 2010 в 8:53
0
0
Действительно, в меловом периоде на территории Беларуси обитали различные виды древних рептилий. Однако, это не связано с инвазией видов, а было обусловлено теплым климатом.
К стати, реки Свислочь в этот период небыло.
По мере похолодания они вымерли, также как и не смогли выжить различного рода экзотические виды (пираньи, панцырные щуки), которые горе-любители в настоящее время выпускают в нашие реки и озера.
Виталий Семенченко
Надежда Суслова    26 марта 2010 в 11:23
0
0
Да, пожалуй, крокодилов и пираний нам не нужно -- хищников (в прямом и переносном смыслах) и так хватает. Но вот прижились же у нас страусы -- яйца несут и все такое прочее. Это хорошо или плохо для нашей природы?
Гость    27 марта 2010 в 2:47
0
0
вялікі Баклан жыў тут задоўга да з'яўленьня на сьвятло божае пріродолюбовС улыбкой
Гость    27 марта 2010 в 16:38
0
0
"Чужестранцы" скорее подходит к тем, кто такие наивные статейки предлагает. Про ротана мы слышим уже 25 лет, из хороших статей Пескова и наконец вспомнили у нас. Чужестранцы -- это скорее ученые из столицы, навязывающие свое мнение и постоянно требующие бюджетных денег на исследования.
Как вяжется деятельность "Межинституток" с конвенцией "О биологическом разннобразии" "Правилами охоты" и с нашим национальным законодательством -- ранее уже обсуждавшаяся на дореформенном сайте WL и вложенной там статьи, ведь по сути по рекомендациям ученых и осуществляется интродукция чуждых фауне Беларуси видов. Вспомним повсеместно насаждаемое разведение пятнистого оленя для современных условий Беларуси -- Например по рекомендациям псевдо ученых (лучше бы бакланов изучали)в "Стратегии развития охотничьего хозяйства" уже принятой к действию Минлесхозом.
Классика жанра или когда левая рука, не знает что творит правая...
Отслеживаете ли вы с своем очередном "центре" ущербные "рекомендации" ученых-новоделов, по вселению чуждых для Беларуси видов, дабы в будущем больше не было проблем аналогичных уже созданным, но с помощью некомпетентных ученых.
Игорь Пастухов    29 марта 2010 в 15:38
0
0
Безусловно, борьба с некоторыми интродуцированными видами необходима, несмотря на то, что это многозатратное мероприятие. Однако, судя по всему, в ближайшее время необходимых материальных средств государством выделено не будет, как они не выделяются в полном объеме даже на банальное содержание 7,6% особо охраняемых природных территорий.
На каждое действие в природе есть свое противодействие. Бумеранг возвращается обратно!!! И ловить его уже приходится и тем, кто его запустил, и тем, кто "рядом". ВСЕ ПОД РАЗДАЧУ! СПАСАЙСЯ КТО МОЖЕТ!
Предлагаю организовать республиканский субботник для чиновников по уничтожению ими же взращенных интродуцированных "крокодилов" в джунглях научных учреждений. А потом уже и в дебрях борщевика Сосновского. И приурочить эту акцию к 1 апреля. С праздничком!
Экс-директор заказника "Сорочанские озера", эксперт по экотуризму Игорь Пастухов.
Гость    30 марта 2010 в 0:28
0
0
Псеўданавукоўцы бываюць і выкрытыя. Цікава, а ці бываюць псеўдапаляўнічыя? Якія ходзяць на паляваньне, але не забіваюць?С улыбкой
Гость    30 марта 2010 в 11:29
0
0
Уважаемый охотпользователь.
Первое - проблема чужеродных видов - это мирования проблема, и хорошо, что ее начали обсуждать в Беларуси, тем более что экономические ущербы от этих видов в Беларуси исчисляются десятками миллионов долларов в год. Поэтому, закрывать глаза, или уподобляться страусу, прячущему голову в песок, ученые не намерены.
Второе, разведение пятнистого оленя в Беларуси будет происходить только в вольерах (в основном для добычи пантов), поэтому никакого ущерба для исконных видов не будет.
В третьих - если Вы полагаете, что на такого рода исследования не стоит тратить государственные деньги, тогда и не предъявляейте претензий к ученым, которые всегда являются "крайними", когда какяя-либо проблема достигает катастрофических масштабов (по принципу: что же вы нас не предупредили, или где вы были раньше). А таких примеров в республике предостаточно.
Виталий Семенченко
Гость    30 марта 2010 в 16:05
0
0
Вновь напомню про "руки" все творящие отдельно или хватит выворачиваться: очевидно с крупными млекопитающими и знанием законодательства,в вашем "центре" совсем худо, а может за интернет платить нечем? Ваша жестокость даже по отношению к пятнистому оленю позорит нашу многострадальную страну, наверное пора уже и с людей скальпы снимать, ирокезы Вы наши.
1.Что делать если пятнистый олень оказался на свободе, ведь он дичает стремительно, а его плодовитость необратима?
2.Про срезание неокостеневших рогов (напомню панты) -- изучите международное законодательство, ведь в Европе живем, почему более прагматичные европейцы неокостеневшие рога с живых животных не срезают?
3. Каким образом он оказался в списке охотничьих видов новых "Правил охоты" или может "ученые" его уже завезли и где то втихаря держат?
Гость    21 мая 2010 в 12:20
0
0
Алюминий, из которого в первую очередь состоит корпус вертолета, поражает жабры, и рыба начинает испытывать острое кислородное голодание. Как известно, растворимость алюминия в значительной степени ccie определяется уровнем рН, поэтому даже при незначительных колебаниях этого показателя растворимость алюминия может многократно возрастать.
Гость    25 марта 2010 в 13:47
0
0
Дорогие ученые!
Правда ли, что баклан, который в настоящее время настоящее бедствие для белорусских рек и озер, взрасчен Вами -- как объект Красной книги.
кто же виноват вы в своей безграмотности или мы в своей слепоте, т.е. люди доверившие Вам и Вашей компетенции нашу природу
Надежда Суслова    25 марта 2010 в 15:39
0
0
Недавно узнала, что неподалеку от Минска в древности водились некие страшные рептилии, похожие не то на огромных ящеров, не то на современных крокодилов. Значит, инвазивные виды существовали уже тогда? Либо это были наши, белорусские крокодилы? Тогда они для нас не инвазивы, а совершенно родные. Представляю такую картинку -- в Свислочи плавают крокодилы, а в Беловежской пуще ходят жирафы...
Гость    25 марта 2010 в 22:49
0
0
Баклан бедствие для рыбхозов, которые сами по себе бедствие для водоемов в которые у них слив.
ohota.by
Гость    26 марта 2010 в 8:53
0
0
Действительно, в меловом периоде на территории Беларуси обитали различные виды древних рептилий. Однако, это не связано с инвазией видов, а было обусловлено теплым климатом.
К стати, реки Свислочь в этот период небыло.
По мере похолодания они вымерли, также как и не смогли выжить различного рода экзотические виды (пираньи, панцырные щуки), которые горе-любители в настоящее время выпускают в нашие реки и озера.
Виталий Семенченко
Надежда Суслова    26 марта 2010 в 11:23
0
0
Да, пожалуй, крокодилов и пираний нам не нужно -- хищников (в прямом и переносном смыслах) и так хватает. Но вот прижились же у нас страусы -- яйца несут и все такое прочее. Это хорошо или плохо для нашей природы?
Гость    27 марта 2010 в 2:47
0
0
вялікі Баклан жыў тут задоўга да з'яўленьня на сьвятло божае пріродолюбовС улыбкой
Гость    27 марта 2010 в 16:38
0
0
"Чужестранцы" скорее подходит к тем, кто такие наивные статейки предлагает. Про ротана мы слышим уже 25 лет, из хороших статей Пескова и наконец вспомнили у нас. Чужестранцы -- это скорее ученые из столицы, навязывающие свое мнение и постоянно требующие бюджетных денег на исследования.
Как вяжется деятельность "Межинституток" с конвенцией "О биологическом разннобразии" "Правилами охоты" и с нашим национальным законодательством -- ранее уже обсуждавшаяся на дореформенном сайте WL и вложенной там статьи, ведь по сути по рекомендациям ученых и осуществляется интродукция чуждых фауне Беларуси видов. Вспомним повсеместно насаждаемое разведение пятнистого оленя для современных условий Беларуси -- Например по рекомендациям псевдо ученых (лучше бы бакланов изучали)в "Стратегии развития охотничьего хозяйства" уже принятой к действию Минлесхозом.
Классика жанра или когда левая рука, не знает что творит правая...
Отслеживаете ли вы с своем очередном "центре" ущербные "рекомендации" ученых-новоделов, по вселению чуждых для Беларуси видов, дабы в будущем больше не было проблем аналогичных уже созданным, но с помощью некомпетентных ученых.
Игорь Пастухов    29 марта 2010 в 15:38
0
0
Безусловно, борьба с некоторыми интродуцированными видами необходима, несмотря на то, что это многозатратное мероприятие. Однако, судя по всему, в ближайшее время необходимых материальных средств государством выделено не будет, как они не выделяются в полном объеме даже на банальное содержание 7,6% особо охраняемых природных территорий.
На каждое действие в природе есть свое противодействие. Бумеранг возвращается обратно!!! И ловить его уже приходится и тем, кто его запустил, и тем, кто "рядом". ВСЕ ПОД РАЗДАЧУ! СПАСАЙСЯ КТО МОЖЕТ!
Предлагаю организовать республиканский субботник для чиновников по уничтожению ими же взращенных интродуцированных "крокодилов" в джунглях научных учреждений. А потом уже и в дебрях борщевика Сосновского. И приурочить эту акцию к 1 апреля. С праздничком!
Экс-директор заказника "Сорочанские озера", эксперт по экотуризму Игорь Пастухов.
Гость    30 марта 2010 в 0:28
0
0
Псеўданавукоўцы бываюць і выкрытыя. Цікава, а ці бываюць псеўдапаляўнічыя? Якія ходзяць на паляваньне, але не забіваюць?С улыбкой
Гость    30 марта 2010 в 11:29
0
0
Уважаемый охотпользователь.
Первое - проблема чужеродных видов - это мирования проблема, и хорошо, что ее начали обсуждать в Беларуси, тем более что экономические ущербы от этих видов в Беларуси исчисляются десятками миллионов долларов в год. Поэтому, закрывать глаза, или уподобляться страусу, прячущему голову в песок, ученые не намерены.
Второе, разведение пятнистого оленя в Беларуси будет происходить только в вольерах (в основном для добычи пантов), поэтому никакого ущерба для исконных видов не будет.
В третьих - если Вы полагаете, что на такого рода исследования не стоит тратить государственные деньги, тогда и не предъявляейте претензий к ученым, которые всегда являются "крайними", когда какяя-либо проблема достигает катастрофических масштабов (по принципу: что же вы нас не предупредили, или где вы были раньше). А таких примеров в республике предостаточно.
Виталий Семенченко
Гость    30 марта 2010 в 16:05
0
0
Вновь напомню про "руки" все творящие отдельно или хватит выворачиваться: очевидно с крупными млекопитающими и знанием законодательства,в вашем "центре" совсем худо, а может за интернет платить нечем? Ваша жестокость даже по отношению к пятнистому оленю позорит нашу многострадальную страну, наверное пора уже и с людей скальпы снимать, ирокезы Вы наши.
1.Что делать если пятнистый олень оказался на свободе, ведь он дичает стремительно, а его плодовитость необратима?
2.Про срезание неокостеневших рогов (напомню панты) -- изучите международное законодательство, ведь в Европе живем, почему более прагматичные европейцы неокостеневшие рога с живых животных не срезают?
3. Каким образом он оказался в списке охотничьих видов новых "Правил охоты" или может "ученые" его уже завезли и где то втихаря держат?
Гость    21 мая 2010 в 12:20
0
0
Алюминий, из которого в первую очередь состоит корпус вертолета, поражает жабры, и рыба начинает испытывать острое кислородное голодание. Как известно, растворимость алюминия в значительной степени ccie определяется уровнем рН, поэтому даже при незначительных колебаниях этого показателя растворимость алюминия может многократно возрастать.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.