Такие разные орлы
Наверняка многие читатели удивятся, узнав, что на территории нашей страны можно встретить целых восемь видов, которых с той или иной степенью условности можно назвать орлами (среди систематиков до сих пор не утихают споры, какие из них относятся к одноименному роду). Хотя эти птицы ассоциируются у большинства белорусов с далекими странами, на самом деле некоторые из них комфортно чувствуют себя среди наших лесов и болот.
Орлан-белохвост, чей размах крыльев достигает 2,5 м, делит с лебедем-шипуном первое место по этому показателю среди всех белорусских птиц. Представители данного вида обитают поблизости от крупных водоемов, где есть деревья, достаточно старые, чтобы выдержать вес огромных гнезд. Поскольку они становятся все более редкими, орнитологам приходится строить платформы для орланов-белохвостов и некоторых других видов со схожими предпочтениями.
Узнать взрослую птицу не составляет никакого труда: у нее белый хвост и массивный клюв желтого цвета. Молодые орланы напоминают беркута. Однако у них нет золотисто-рыжего пятна на задней части головы и шеи, а хвост имеет клиновидную форму. Молодых беркутов несложно отличить по крупным белым пятнам на нижней стороне крыла, которые с возрастом становятся все меньше, пока не исчезают полностью. На данный момент в Беларуси гнездится всего одна пара беркутов. Однако во время миграций и зимовки встретить этот вид удается не так уж редко. В целом он выглядит более подтянутым, чем орлан-белохвост, и несколько уступает ему по размерам. К тому же беркут в полете держит концы крыльев поднятыми кверху.
Змееяд предпочитает верховые болота, а также участки, где лес чередуется с открытыми пространствами, позволяющими эффективно охотиться. Как несложно догадаться по названию, добычей этому виду служат различные рептилии. В гнездовой период можно увидеть, как у взрослой птицы, возвращающейся к птенцам, из клюва свисает хвост полупроглоченного ужа или гадюки. Характерной отличительной чертой змееяда также является темная окраска горла, которое контрастирует с белой грудью и брюхом, покрытым мелкими коричневыми пятнами. Интересно отметить, что змееяд всегда строит гнездо на толстой боковой ветке, а не на вершине, и в кладке у него только одно яйцо.
Пожалуй, чаще других видов можно встретить малого подорлика, который предпочитает обитать на границе между сельскохозяйственными ландшафтами и лесом. Для взрослых особей характерна пятнистая окраска, которая у молодых птиц выражена еще сильнее. Взрослые большие подорлики, наоборот, имеют однотонную темно-коричневую окраску, на крыльях молодых птиц выделяется два ряда светлых пятен. У этого вида в отличие от близкого родственника можно рассмотреть восемь первостепенных маховых перьев (так называемых «пальцев») вместо семи. Все же отличать подорликов друг от друга довольно сложно, особенно учитывая большой процент гибридов между ними. Разница в размерах также может быть неочевидной, особенно когда птица парит высоко в небе. Отметим также, что большие подорлики обитают среди болот и речных пойм, в труднодоступных местах, редко посещаемых человеком.
Дальше начинаются виды, которые следует отнести скорее к экзотике. Так, орел-карлик некогда обитал на территории Беловежской пущи, однако в последнее время этот вид регистрируют лишь изредка, и нельзя с уверенностью сказать, идет ли речь о гнездящихся особях. У этого вида есть две морфы: темная и светлая. Первая очень напоминает канюка (в том числе размером), однако отличается от него длинным прямым хвостом, который в развернутом виде образует острые углы, а также широкими крыльями с шестью «пальцами» и наличием на первостепенных маховых участка, который выглядит более светлым. У второй морфы дополнительно бросается в глаза контраст между светлой окраской нижней стороны тела и черными маховыми перьями. Этому виду нужны старые смешанные или лиственные леса, поблизости от которых имеются открытые участки. Он также может преследовать добычу среди деревьев.
Могильника удалось отметить менее 10 раз за всю историю белорусской орнитологии, однако ближайшее место обитания этого вида расположено всего в нескольких сотнях километров от белорусской границы, так что встречи с ним вполне возможны (за последнее время их количество заметно возросло). Для взрослых птиц характерны желтоватые перья на затылке, которые покрывают всю заднюю поверхность шеи. В отличие от беркута такой «капюшон» выглядит светлее и занимает большую площадь, а хвост, наоборот, короче. К тому же у основания крыла имеются белые пятна. Молодые птицы выглядят куда менее выразительно. Стоит обратить внимание на контраст между более темными маховыми перьями и более светлой окраской нижней части тела, покрытой густыми пестринами.
Степной орел является настоящей редкостью для нашей страны. Его регистрировали всего один раз: в июне 2004 года одна особь кружила над Чернобыльской зоной в Хойникском районе. Если кому-то все же посчастливится увидеть данную птицу, то без снимка доказать это будет очень трудно. В любом случае следует обращать внимание на темные пятна, расположенные у основания первостепенных маховых перьев, и темную кайму, идущую по краю крыла. У молодых птиц между маховыми и кроющими перьями имеется светлая полоса, которая становится с возрастом более тонкой, пока не исчезает полностью.
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА, Павла ЛЫЧКОВСКОГО, Валерия ДОМБРОВСКОГО, Ильи УКОЛОВА (www.birds-online.ru)
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.