Козодой и воробьиный сыч
У меня очень часто спрашивают: как удалось сделать ту или иную фотографию? Решил на конкретных примерах показать особенности работы природного фотографа.
Беларусь, охотничье хозяйство «Красный Бор». Мы приехали, чтобы сделать репортаж о новых туристских маршрутах по рекам Свольне и Нище. Разумеется, попутно общаемся с коллегами из Научно-практического центра по охотоведению и управлению ресурсами диких животных. Выясняется, что вчера орнитолог Денис Китель нашел гнездо козодоя. А у меня хорошего снимка этой птицы фактически нет! Почему бы не воспользоваться случаем, если есть пару свободных часов?
Но у Дениса сегодняшний день уже расписан. Звоним егерю Игорю Башкирову – в его обходе как раз находится гнездо – просим помочь. Денис заносит координаты гнезда в jps-навигатор, и мы едем к Игорю Башкирову…
Конечно, можно идти напрямую по болоту, но мы предпочитаем дорогу в обход. Подъезжаем насколько возможно ближе и отправляемся к зафиксированной на навигаторе точке.
И – вот чудо! – практически сразу же находим птицу, которую в обычной ситуации мы не увидели бы никогда.
Рядом с мамой видна голова птенца. Я знаю, козодой уверен в том, что практически незаметен для окружающих, поэтому подпускает очень близко. Я делаю несколько кадров, и птица вдруг взлетает.
Разбрасывает крылья по земле и прикидывается раненой…
Мне мешают снимать ветки, делаю шаг вперед, козодой взлетает на дерево.
При этом он снова растопыривает крылья, трепещет ими, привлекая мое внимание.
Птица перелетает с ветки на ветку, всячески пытаясь отвести непрошеных гостей подальше от гнезда.
У меня появляется возможность сделать несколько разных сюжетов.
Козодой отводит метров на семьдесят и скрывается.
Возвращаемся к гнезду. Игорь уже оборудовал площадку для съемки, надеемся сделать несколько кадров взрослой птицы с птенцами. Но смущает прохладная температура. Минут двадцать я сижу без движения, слушаю тревожные крики козодоя, затем они затихают, но птица возле гнезда не появляется.
На чашу весов кладу потенциальный кадр – и жизнь птенцов. Принимаю решению уйти от гнезда: все-таки птенцы очень маленькие, есть опасность переохлаждения, поэтому лучше не рисковать…
Мы еще не выехали из леса, как уже звонит из Литвы Ричардас Анускаускас:
– Где ты пропал? Я нашел и фотографирую воробьиного сыча!
Надо же! Собрались на выходные в Вильнюс, а тут можно попутно еще и сыча сфотографировать! Разумеется, сразу же ускоряем движение!
Правда, наши устремления слегка не совпадают с должностными интересами лавийских пограничников, которые очень досконально проверяют документы, машину, багаж. По пути я не могу проехать мимо костела Святой Троицы в Друе, который неплохо смотрится из-за границы.
Двина на снимке кажется огромной, на самом деле она здесь гораздо скромнее, но я с помощью широкоугольника решил показать масштаб: крохотный костельчик и огромный-огромный природный мир… На правом берегу жизнь течет по белорусским законам, на левом – по европейским.
А птицы живут по своим законам. И если есть желание к ним приблизиться, надо использовать их особенности. Мой друг Ричардас открыл интересное дикое место совсем рядом с Вильнюсом, подумал, что здесь должны быть совы, включил телефон с записью их песен… И отозвался воробьиный сыч!
…В первый день в кадр к Ричардасу прилетали самец и самка, с ними дралась иволга, неистовствовала пара снегирей и большая группа самых разных синичек.
Когда приехали мы, не было ни иволг, ни снегирей. Но на звуки из колонки очень активно реагировала обыкновенная синица.
И снова отозвались сычи! С двух сторон они подпевали телефонной песне, но приближаться не хотели.
Наконец один воробьиный сыч сел на веточку сосны метрах в пятнадцати от нашей накрытой маскировочной сетью машины.
Ричардас предлагал не шевелиться, но я таки сделал пару кадров. И они оказались последними в этой фотосессии…
Птица не подлетела к колонке. Не сделала она этого и назавтра утром и вечером. Брачный сезон закончился. И так удивительно, что в середине июля Ричардасу удалось привлечь воробьиных сычей.
В воскресенье мы весь день колесили по Литве, Ричардаса и Руту «покусали» пчелы, но мы не нашли ничего хорошего. Только вот эти цветочки…
В принципе, неплохой разворотный кадр для книги о дикой природе. Значит, день не потерян...
А чтобы результаты у природного фотографа были еще лучше, надо иметь много друзей-профессионалов. Или самому учиться находить и подманивать диких животных…Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.