Белорусские «Моне-Шишкин-Малевич» выбирают пейзаж
Самая массовая художественная выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» открыта в НЦСИ. Организаторы действительно второй год подряд проводят отбор максимально демократичным образом, а коллеги не без иронии и отсылки к советской практике массовых акций (гуляний) называют выставку всебелорусской.
Поскольку работы для проекта принимались Все-и-Сколько-Поместится, говорить о нем можно с большой долей условности.
Достоверно известно, что во всех помещениях НЦСИ на пр-те Независимости представлено творчество 323 авторов. На 99% это живопись и графика. И точно, что потенциальный гость музея должен быть человеком не робкого десятка, так как зрелище, которое его ждет, совершенно непредсказуемо.
Собственно, каждый здесь волен видеть то, что резонирует его чувствам и пониманию искусства – в самом широком смысле слова, не ориентируясь на персоналии, жанры и стили, общественные задачи и философию. Даже со временем не очень понятно: мы уже в XXI веке или еще не вполне? Затерялись в некоем безвременье?
Не стоит искать в экспозиции концептуальное кураторское высказывание, скорее это социокультурный проект, собирающий материал для исследования. И уж точно перед нами не работа с пространством, которое говорило бы со зрителем на языке контекстов, взаимосвязей объектов и т.д.
Скажу сразу, что «Малевича», то есть идейного прорыва и радикального жеста, я на выставке не нашла. Впрочем, могу ошибаться, ведь работы расположены сплошными рядами, в 2-3 линии. Кстати, подписаны они номерами, а вот авторские названия бывают довольно вычурны. Или забавны. Например, «Девочка убила смерть».
Итак, в отсутствие Малевича остаются «Шишкины» и «Моне».
Даже не ангажированному «зеленому» зрителю очевидно, что условный художник-любитель в массе своей склонен к сюжетам салонным. Сложно сказать, чего тут больше – эмоций или коммерческого посыла. Ярмарочного. Цветы, морские дали, луга и рощи, лодки и рыбы – в изобилии. Питерские и итальянские дворики, дожди и туманы. Многие из них, что называется, атмосферные, а уж как это понимать – опять-таки вопрос вашего личного резонанса.
За пейзажами следуют портреты, от псевдоклассических до экспрессивных, от детских до намекающих на эротику. Или это поп-арт такой.
На третьем месте, пожалуй, сугубо декоративные скелеты, черепа и черепахи, орнаменты, слоны и собаки, котики и яркие фактуры. Спруты и магические глаза тоже присутствуют.
Несколько сюжетов наверняка предназначено для брутальных мужских интерьеров: например, крепкая черная кроссовка известной марки. Черная же, сердитая птица. Или танк, остановившийся в классическом шишкинском поле.
Как и в прошлом году, грамотно распорядилась возможностью показать работы детей студия «Каляки-маляки». Честное слово, они были самыми убедительными, если обобщения тут вообще возможны. И Алиса Будько со «Сладкими снами» хороша, и Николай Тихомиров с «Зоной отдыха». Легко было в этой избыточности проглядеть одаренных взрослых, но мой выбор – «Автопортрет». Леша Мазовка, 6 лет.
P.S. В 2017 году проект собрал 661 художника, за четыре недели его посетили более 5000 зрителей. Данные 2018 года будут известны чуть позже.

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.