Апрель. Третья ночь на глухарином току
Нормальный человек не поедет за триста километров фотографировать цветочки сон-травы. И ради одного утра на глухарином току с абсолютно непредсказуемым результатом вряд ли согласится тратить время. Но если совместить приятное с полезным – отвезти отпечатанную продукцию в Верхнедвинск, запланировать переговоры с заинтересованными людьми об организации экспедиции по Припяти и фотосъемку, то получается вполне оправданная поездка.
Но никакая дополнительная работа не отменяет главное – соблюдение неписанных фотоохотничьих законов. А они гласят, что ты должен занять свое место в засидке не позднее 19.30. И Дима Шамович, который занимается организацией фототуров с фотосъемкой глухарей, мне это неоднократно подчеркивает.
Поэтому в 18.45 я оставляю Наталью в гостинице «Изубрица», а сам мчусь на болото.
Даже на основных дорогах Красноборской пущи всегда можно встретить диких животных. На этот раз мне попадаются лосиха с лосенком.

Они кормились на обочине и сразу же рванули вглубь леса.

Но отбежав метров двадцать, лосиха остановилась и начала всматриваться в мою сторону, принюхиваться.
Совсем рядом с ней была очень колоритная поваленная сосна, я подумал, что неплохо было бы сфотографировать лосиху с лосенком на ее фоне. Но для этого надо как-то уговорить их попозировать. Или подождать.
Понятно, что никаких особых аргументов для убеждения фотомоделей у меня не было, оставалось только надеяться на терпение и удачу.

Минут через десять лосиха пошла в нужном для меня направлении. Но не перед поваленной сосной, а за ней. Запланированный кадр, увы, не получился.

Не доезжая километра три до глухариного тока, увидел журавля на болоте. Не мог не потратить на него минутку. Поэтому к засидке бежал бегом, прекрасно понимая, что от моей проворности во многом зависит завтрашний результат.
Дело в том, что глухари прилетают на ток вечером, когда начинает садиться солнце. Самцы занимают свои токовые деревья и на них ночуют. Задача фотографа – оказаться на току раньше птиц, чтобы занять свое место в фотопалатке и не сорвать утреннюю съемку.
Я успел. На этот раз выбрал самую дальнюю засидку. Она находится в очень хорошем месте – справа и слева открытые возвышенности. Если будут самки или драки между самцами, то можно снимать с нижней точки, и птицы будут полностью видны.
Ночь на току – это отдельная песня. Весь лес гудит от птичьего пения. Ты слушаешь подлеты глухарей, их вечернее креканье и предвкушаешь утренние кадры. А потом ожидание рассвета.
Птицы начинают токовать в полной темноте. Сначала на деревьях, потом спускаются на землю. И вот здесь уже как тебе повезет.
Обычно глухарь придерживается своего токового участка. Если самцов на току много, то между ними возможны стычки и драки. Особенно глухари активизируются, когда прилетают самки.

Мое утро было многообещающим. Один самец токовал на гребне холма – то, что нужно для кадра. Два глухаря были видны на другом краю крохотного болотца. Еще один самец был слышен сзади за горкой. Теперь все зависело от самок: где они приземлятся – туда и устремятся самцы.



Глухарь токует, перемещается по гребню холма, время от времени делает свечи. Вскоре совсем недалеко на деревья садятся две глухарки.

Я начинаю их мысленно уговаривать приземлиться вот в это место. Мне оно кажется наиболее колоритным. Но… птицы не садятся, а вдруг взлетают!

Через несколько секунд я понимаю – почему: по току идут два оленя.

Что здесь можно сказать? Только то, что я совсем неудачный волшебник. Вчера, планируя фотоохоту, решил загадать, чтобы на ток пришел медведь, ну, в крайнем случае, рысь. И вот тебе результат – привалила совсем не та парочка. Где меня учили волшебству? Кому предъявить претензии? Увы, ни-ко-му не предъявишь.

Смотрю время на телефоне – 7.02. Ток возле засидки закончился. Где-то за горой что-то продолжается, но для моей фотоохоты это уже не имеет никакого значения…
Сижу, как и положено, в засидке до девяти часов утра и покидаю ток, когда уже все птицы разлетаются.

На обратном пути Красноборская пуща делает небольшой подарок – посылает на дорогу самку глухаря. Я сначала проскакиваю мимо, затем разворачиваюсь, готовлю фотоаппаратуру и потихонечку подъезжаю. Удается сделать один кадр. Спасибо и на этом.
Забираю Наташу, едем на завтрак в туристический комплекс «Красный Бор», и вдруг она восклицает:
– Стоп! Справа что-то черное и большое – возможно, зубр!
Снова разворачиваюсь, тихонько подъезжаю – за горкой ничего не видно. Выхожу из машины и начинаю подкрадываться: лосиха с лосенком расположились на дневной отдых!

При моем появлении животные встают. Я делаю несколько кадров, и они убегают.

После завтрака и обсуждения деталей экспедиции по Припяти – фотосъемка сон-травы на берегу реки Свольна. Но это уже другая история…
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.