Финский «фотофастфуд», или Кратчайший путь к шедеврам в фотоанималистике. Часть 3
Как уже говорилось в предыдущих публикациях (часть 1 и часть 2), я отправился на север Финляндии в гости к самому известному организатору WildLife Safari (так фотографирование живой природы называется во всем мире) Ласси Раутиайнен (Lassi Rautiainen), хозяину фирмы Articmedia — Wildlife Safaris in Finland. Там я прожил 9 суток.
В первой части я рассказал, как зарождался бизнес Ласси и отметил некоторые особенности фотоохоты в Финляндии. Во второй — о плюсах и минусах этого семейного дела, а также об устройстве финских скрадков. Сегодня я завершу свое повествование.
Демонстрация дикой природы как бизнес
Мелкий бизнес, ориентированный на демонстрацию красот природы в целом и отдельных представителей флоры и фауны в частности, для финнов довольно обычен. Спрос довольно велик, поэтому есть и предложение. Приведу лишь несколько примеров.
В Похтиолампи (местечко неподалеку от Тампере) есть известный на всю Европу Pohtiolampi Osprey Center — центр, специализирующийся на демонстрации скопы. В позапрошлом году я пытался записаться на съемки и столкнулся с фактом, что сделать это почти невозможно. Скопа-центр занимает территорию форелевого хозяйства, которое, по всей вероятности, было не слишком прибыльным, к тому же скопы активно воровали рыбу.
Вместо того чтобы бороться с расхитителями, финны организовали там съемку этой довольно редкой и красивой птицы. Желающих оказалось очень много.
Действительно, встретить скопу как факт — не такая уж и редкость. Биологи правильно разграничивают редкие и редко встречающиеся виды (животных и птиц) — в этих понятиях есть разница. Скопа именно такова — не так редка, как попадается на глаза. В силу особенностей своей биологии — она питается рыбой, а следовательно, привязана к водоемам. Если фотограф ставит свой задачей сфотографировать охоту скопы, то он сталкивается с серьезной проблемой: необходимостью оказаться именно в том месте, где птица будет атаковать рыбу. Идеальное решение — использование рыбоводческих хозяйств. Водоемы невелики, а концентрация рыбы огромна.
Продажа съемочных мест в Похтиолампи начинается через несколько дней после Нового года. На сайте объявляется час «Ч», в который начинаются торги. Забронировать место на «народной башне» (дешево и очень высоко над водой) — не проблема, а вот попасть в профессиональный скрадок у самой воды очень сложно. Весь сезон продается за 20-30 минут. Я, естественно, не успел, так как находился на съемках в местности, где интернета не было. Чем занимается скопа-центр вне сезона активной жизни этой птицы, для меня тайна, покрытая мраком. Скорее всего финны принципиально не расширяют бизнес, чтобы не оказаться в патовой ситуации вне сезона. Опыт скопа-центра в Похтиолампи показателен. К примеру, как неприбыльное дело можно превратить в прибыльное, причем при небольших вложениях. К сожалению, я не знаю подобных примеров на территории своей страны, хотя скоп у нас достаточное количество, хватает также и рыбоводческих хозяйств.
О практике «приваживания» некоторых видов сов в зимнее время на территории Финляндии я уже писал — этим занимается несколько семей. Не сказать, чтобы предложений много, но они есть — при желании можно найти и воспользоваться.
Демонстрация различных видов сов на протяжении года — мелкий бизнес, распространенный не только среди узких специалистов, но и некоторых фермерских семей, не имеющих ничего общего с природной фотографией. В кадре — слеток ястребиной совы.
(Не) проблема браконьерства
Посещение лесов и водоемов на территории Финляндии бесплатно для всех желающих. Билетик в лес покупать не нужно, на речку и озеро тоже. Из разговора с Сами, сыном Ласси, я понял, что он даже не в курсе, что такое рыболовная лицензия. Финны охотятся, но строго по правилам. Основной объект зверовой охоты в местах, где я фотографировал, — лось. Его здесь много, и полувышек расположено большое количество.
Попытки браконьерства быстро и жестко пресекаются. Егерей в Финляндии много, дело они свое знают, а штрафы чрезвычайно высокие. К примеру, на момент лета 2014 года штраф за несанкционированный отстрел росомахи (а официально на нее, как оказалось, охотиться нельзя) — порядка 300 тысяч российских рублей. При старой цене, 36 рублей за доллар, получается, что даже палкой в росомаху кидать не стоит. Штрафы за отстрел рыси и медведя просто астрономические, поэтому местное население даже не пробует «бречить». При такой политике можно строить бизнес, ориентированный именно на демонстрацию дикой природы, а не на ее эксплуатацию.
Честно говоря, обилие зверя и птицы приятно радовало глаз. Вспоминались многочисленные походы и сплавы по Карелии и Кольскому полуострову, также славящимся обилием живности. К сожалению, сравнение было явно не в пользу Родины.
Посещение лесов и водоемов в Финляндии бесплатно и доступно каждому. А вот браконьерством заниматься не рекомендуется: штраф конкретно ударит по кошельку, да еще и визу в следующий раз не дадут
Extra — за дополнительную плату
Финны зарабатывают на всем. Поначалу это даже удивляет, потом начинаешь понимать, что это вариант работы. Если вы забыли или по какой-то причине не взяли с собой штативную головку, бинокль, камеру или объектив, то Ласси может предложить это в аренду посуточно. Стоит недешево, но это рельный выход из ситуации, если у вас вышла из строя камера или просто нет в наличии 500-мм объектива (Nikon), а поснимать хочется. Все, что не входит в условия тура, финны называют термином «extra», то есть за дополнительную плату. Сюда же входят экскурсии в город или на природу, катание на лодке, аренда рыболовных снастей (очень примитивных). Extra — эдакий «запланированный внеплановый» заработок. Видно, не так уж и хорошо идут у ребят дела. С другой стороны — почему бы и нет?
В кадре — черный коршун (лат. Milvus migrans), хищная птица семейства ястребиных. Этот коршун попался в кадр случайно, во время скрадывания росомахи. Но мог бы быть и отдельным объектом фотоохоты — уже за дополнительную плату
Бесстрашные финны
Финны не считают фотографирование диких животных опасных занятием. Ласси утверждает, что за все время существования его компании не было ни одного случая нападения дикого зверя на человека.
В скрадках (фанерных!) нет ни фальшфееров, ни хлопушек, ни сирен, даже свистков нет! Про Bear Spray (вариант перцового баллончика, рассчитанный на медведя) никто и не слыхивал. Финны полностью расслаблены и даже не подразумевают возможности нападения зверя на туриста или фотографа.
Когда речь зашла о мерах безопасности, Ласси упомянул лишь, что в период медвежьих свадеб они не допускают в скрадки дам. И это все! Насчет волков и росомах я с ними согласен — первые чересчур осторожны, вторые, хоть и имеют репутацию бесстрашных зверей, на самом деле смертельно боятся человека. А вот насчет медведей, да еще с медвежатами, такой уверенности нет. Я знаю множество реальных фактов нападения медведей на человека. Зверь этот, обычно мирный, имеет одну неприятную отличительную черту — непредсказуемость характера. Медведь вполне может напасть, и это нужно иметь в виду. Впрочем, в моем случае все обошлось. Отправляющимся на фотосафари в Финляндию могу лишь посоветовать брать с собой разрешенные отпугивающие зверей средства, хотя бы шумовые.
Фото снято с очень близкого расстояния из фанерного скрадка, не являющегося для медведя серьезным препятствием. Я до сих пор помню эту слюнявую морду в видоискателе своего фотоаппарата
В заключение
Мне кажется, что обсуждение темы «Хорошо или плохо фотографировать животных и птиц на коммерческих условиях» абсолютно бессмысленно. Любой спрос рождает предложение. Актуально решение вопроса, как именно организовывать этот бизнес так, чтобы он не наносил вреда природе и выглядел цивилизованно.
Существует дурной пример в лице ряда африканских фермеров, специализирующихся на содержании в неволе зверей, предназначенных для коммерческой фото- и видеосъемки. Звери содержатся в неподходящих условиях, подвергаются дрессировке, а сами съемки нередко выдаются за съемку дикой природы. Такой пример, безусловно, не повод для подражания.
С другой стороны, интересен опыт скопа-центра в Похтиолампи или бизнеса того же Ласси Рауитайнена. Развитие туризма, нацеленного на экскурсии в лоне природы, само по себе должно уменьшить потребительский настрой населения, ориентированного в настоящее время в основном на охоту и рыбалку, а это уже хорошо. Безусловно, что все сказанное выше, — мое личное мнение. Интересно было бы услышать мнение читателя или увидеть что-либо подобное в действии в других точках мира.
Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Финский «фотофастфуд», или Кратчайший путь к шедеврам в фотоанималистике. Часть 1
Финский «фотофастфуд», или Кратчайший путь к шедеврам в фотоанималистике. Часть 2
Пример с организацией съемок скопы поразителен. Какое удачное решение! Пожалуй, у нас выход был бы только такой - отстрелять вредную для рыбохозяйства птицу (как с обезглавленными бакланами).Спасибо, Андрей, за хорошие статьи.
Уважаемая Татьяна, большое спасибо за теплый отзыв, очень приятно. Касательно скопы, с Вами полностью согласен - пример очень показательный, ввиду чего и привел. На меня тоже "подействовало" :-)
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.