О пользователе Игорь Пастухов

Игорь Пастухов аватар

Имя Фамилия
Игорь Пастухов

Место работы и должность
эксперт по экологическому туризму

АВТОРИЗАЦИЯ

Навигация

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сейчас на сайте 0 пользователей и 36 гостей.
 

«Почему Беларусь - страна чудес и контрастов?»

Игорь Пастухов
Privet zurnalu 2..JPG

«Унылая пора - очей очарованье». Это не об осени, а про нынешнюю зиму, аномально теплую. Наконец-то все складывается так, что можно поехать в очередную журналистско-экологическую экспедицию на самый край северной Беларуси, в Поозерье Полоцкого и Россонского районов.

Машинка заправлена горючим, загружена  палаткой, спальниками и остальными походными прибамбасами, полезными примочками и продуктами  с расчетом на неделю для пятерых человек. Выезжаем с Минска ночью. Перед этим встречаем из Москвы двух товарищей-экологов – Сергея, представителя WWF (Всемирный фонд  дикой природы), и его коллегу, обрусевшего немца  Генриха.

Дорога шикарная: ни снега, ни гололеда, а ведь на календаре середина зимы! Добираемся до Поозерья за три часа и начинаем наше путешествие с заказника «Красный Бор», а далее на озеро Нещердо. Но в Красном Бору исполняем мечту Генриха: привожу его на верховое болото. А там полно клюквы. Кислющая, как и положено этой ягоде.

Поднимаемся на горку и очаровываемся дикой красотой болота. Генрих беспокоится: «А правильно ли, что мы посещаем особо охраняемую природную территорию без уведомления администрации республиканского заказника?»

Не «парься», дорогой Генрих. По существующему законодательству посещение заказника разрешено абсолютно каждому, в любом количестве и качестве, в отличие от заповедника. Более того, на территориях заказников все природопользователи не обязаны спрашивать разрешения и согласовывать свои проекты-действия с администрациями ООПТ.

Нонсенс? Нет, это законно. «Но  тогда какой же смысл в названии «особо охраняемая территория» и какой смысл в охране этой территории, если ее все пользуют, как хотят!» - удивляется Генрих. Это еще не все чудеса нашей природоохранной системы и «рационального природопользования», успокаиваю немецкого коллегу. Познакомимся же с ними поближе и продолжим  путешествие.

Объезжаем по северному берегу озеро Нещердо и восточнее заезжаем  в деревню Мураги, родину белорусского писателя Яна Борщевского, написавшего замечательные рассказы о Беларуси в сказках и мифах, такие, как «Шляхтич Завальня».
На въезде в Мураги на холме из гранитной скалы стоит памятная стела Борщевскому. Деревенька почти умершая, многие «хаты» нежилые, а от иных только следы сгнивших бревен и стволы замшелых яблонь в одичавших садах. Окрестности Мурагов унылые и уже не впечатлят былых путешественников своими сосновыми борами. Все спилили и изничтожили.

Едем дальше и попадаем в самое высокое место района. Восхищаемся горами Россонщины. В районе деревни Локти ледник чудесным образом накрутил и налепил множество крутых и не очень холмов, сделав местный ландшафт необычайно живописным. Поднимаемся с экскурсией на холмы и восхищаемся панорамой. А внизу, в складках лесных холмов, разбросаны сельские «хаткі» с садами. На одном добротном домике, используемом, видимо, сезонно как дача, висит забавная табличка, предупреждающая вероятных грабителей. На табличке - прикольная  надпись: привет, мол, от немцев, «ахтунг, минен партизанен».

Кстати, эти места славится в округе необычайно вкусными яблоками, грушами и сливами. Что с удовольствием и подтверждаю.
В Заборье встречаем счастливую троицу белых гусей, пасущихся у стен экологического центра ООПТ «Синьша». Темная история с этим центром. Когда его строили, то возведение потянуло и обескровило весь бюджет природоохранного предприятия.

Занимались строительством в ущерб прямым обязанностям по охране природы заказника. Да и как охранять, когда районное начальство приняло решение и требовало в первую очередь исполнения в части строительства? Подумать только, но старенький уазик государственного природоохранного учреждения, разваливающийся на ходу и потерявший как-то бензобак по дороге из Клястиц в лес Красного Бора, бессменно доканался в 2009 г. Но до сих пор ООПТ без техники и даже без средств на содержание. Как впрочем и подавляющее большинство республиканских ООПТ, кинутых, как  котята в помойное ведро, исполнять свои обязанности, а часто и бесправные-безрассудные решения исполкомов. И так будет до тех пор,  пока ООПТ, как дитя без  надлежащего присмотра, будут подчинены трем нянькам одновременно: Минприроды, исполкомам и УП, которые, как лебедь, рак и щука, тянут ООПТ каждый в свою сторону. Чаще всего они заинтересованы в природопользовании «рациональным», бывает, и в решении личных интересов, а не в сохранении природного достояния, между прочим, принадлежащего всем гражданам Беларуси, а не избранным, что и гарантировано конституцией!

Ранее считал, что по логике вещей ООПТ должны быть в подчинении только у Минприроды. Однако все более убеждаюсь, что это ведомство, к сожалению, оказалось поставленным в неприемлемые условия и все более становится не способным принимать самостоятельные решения без оглядки на «одобрямсы» Совмина, министерств промышленности, лесного хозяйства и остальных «природососов».

Так, например, неуклюжая и виноватая позиция Минприроды по навязанной Совмином программе «Торф», покушающейся на уничтожение белорусских болот,  даже на территориях ООПТ. Из ответа министра природных ресурсов В.Г. Цалко в газете «Рэспублiка» (http://www.respublika.info/5378/line/article50939/) следует, что в министерстве даже не всегда знают точные границы подотчетных заказников, как, например, заказника «Швакшты», при том, что карта-схема ООПТ висит в министерских кабинетах. А строительство начальствующими князьями Островетчины усадьбы на берегу озера в заказнике «Сорочанские озера» приостановлено не потому, что это запрещено законом, а потому что, цитирую: «Отсутствует проектно-сметная документация» (см. там же). И как факт, Минприроды своими действиями-бездействиями само же провоцирует богатых господ и местных князей на эконарушения даже в рамках существующего природоохранного законодательства. Страна чудес и только.

Вот потому я за то, чтобы республиканские ООПТ подчинялись совершенно новому подразделению, с особым уставом, где ведущую роль в решениях будут играть рекомендации ученых и независимой экологической общественности, как известно, материально не заинтересованной в  уничтожении природного достояния.

Моча для озера
На краю деревни Озерная, в прибрежной зоне (примерно в полутора сотнях метров) озера Островцы ландшафтного заказника «Синьша» бывшее зернохранилище превратили в телятник. И атмосферные осадки понемногу помогают удобриться заповедному озеру сиропом из телячьей мочи и навоза.

Примерно такой же комплекс по выращиванию сельхозживотных мы видим в конце этого же дня в соседнем Полоцком районе рядом с берегом другого озера. И наплевать на грубейшее нарушение водоохранного кодекса. Ведь выше охраны Природы стоит план по мясу. И что поразительно, этот комплекс в Озерном надо было узаконить, как-то минуя природоохранное законодательство. По-видимому, руководители-работники администрации и других органов, контролирующих соблюдение природоохранного законодательства, находятся на своем месте, достойно исполняя обязанности, раз и по ныне их исполняют. Однако!?

«Усё будзе добра»
Осторожно интересуюсь у местных, почему так. Да, соглашаются, что плохо, но начальству и власти виднее, а они - люди мааааленькие и неразумненькие. Потому и готовы к тому, что скажут, то и сделают и вытерпят. Воистину, пардон, «у жопу пячэ, а можа так i трэба»? Увы, но это про современного и «непуганого» белоруса. А еще про такой контингент людей пару тысяч лет назад сказал Моисей: «Рожденный в неволе свободным не станет». Как уместно здесь вспомнить зомбирующую белорусов рекламу 2002-2005 гг.: «Была бы чарка, была бы шкварка. І ўсё будзе добра». Вот и старается местный народ жить сегодняшним днем, от чарки к шкварке и «кабы» не было войны. Солидарен с последним утверждением.

Но ведь из такого народного пластилина кое-кому и лепить всегда будет приятно. Вот и лепят, что так удобно для обеспечения своей значимости и сиюминутных экономических показателей, не заглядывая за завтрашний день. А «пластилин», выживая, режет Природное достояние, обеспечивая району показатели, а начальничкам - медали на грудь и прочие барские подати. Но чтобы купить заказнику уазик, привлечь на работу специалистов и обеспечить людям достойные заработки и быт на фоне колоссальной прибыли от  лесодобычи - этого, увы, нет. О каком же развитии тогда можно мечтать? Может быть, теплится надежда получить солидный денежный куш из программы ПРООН/ГЭФ с бюджетом в 971 тыс. долларов для десяти пилотных территорий, включая Россонский район? Проект «Реализации пилотных проектов по внедрению требований по сохранению биоразнообразия в территориальное планирование» рассчитан на 2010- 02014 годы. Но пока не видно, чтобы финансовый след проекта в районе отметился. Может, деньги не успели добраться? А может, они добрались, но по другому адресу? Однако не стоит отказываться от других финансовых вливаний в район. Ведь золотовалютные резервы страны опять пополнены до 6 млрд долларов. И раз можно позволить взять неслыханный атомный российский кредит в 10 млрд долларов, то наверняка на несчастные республиканские ООПТ найдется копеечка из закромов Родины. И заживут они, ООПТ, лучше прежнего. Так предполагает легенда, пардон, госпрограмма и национальная стратегия развития ООПТ на 2015-2020 гг.

Тыкаемся по всем тропкам, куда проедет «Фронтера». Это не джип, а паркетник какой-то, очень капризный. Хорошо, что дороги не развезло. Но кое-куда мы не рискуем сунуться. Но и то, что успели повидать за неделю, очень впечатлило и удивило, особенно немца Генриха. Впечатлили, как сама Природа Северной Беларуси, так и похабное к ней отношение тех, кто ее нещадно пользует, и тех, кто на ней же живет, безучастно наблюдающие за «рациональным» пользованием.

Конечно же, запоминаются встречи и живое общение с людьми. Местные люди в большинстве своем симпатичны, но и очень отличны от западников и полешуков. Характерна и архитектура. Серенькие «хаткі» в большинстве приземистые, вросшие в землю. Но с высокими заборами и внутренними двориками, в некоторых иногда копошатся гуси, утки, куры, свиньи, тут же копошатся люди в отходах их жизни деятельности. В соседней Браславщине хозяйственные дворы часто стоят отдельно от домов. Дома западников, в большей части высокие, с большими открытыми окнами, выкрашенные в оранжевую, желтую, синюю и другие яркие, веселые краски. А перед  домами стоят символичные миниатюрные заборчики, а часто и без них.

Как отлична архитектура, так отличны и характеры. Один народ, но разный эгрегор. Здесь ближе к российской границе люди более скрытные и подозрительные. А ближе к западной меже Беларуси люди более открытые. По сей день ощущаешь эту разницу, пересекая невидимую границу тридцать девятого года, разделившую Беларусь «за польскiм часам» и при советах.
Здесь, на восточном краю земли белорусской, характерно и печально, что местные напрочь не знают, не приемлют и, увы, не хотят знать свою родную белорусскую «мову», как и историю Отечества. А, как известно, народ, не уважающий свой язык и историю, не может рассчитывать на счастливое будущее. Каждый раз, когда была попытка поговорить на белорусском, натыкались на удивление в лучшем случае и настороженность - в худшем. Потому после третьего дня путешествия мы оставили этот эксперимент.

Враг леса - это не короед, это…
У местных людей настоящий пророссийский менталитет. Население потиху спивается и встретить в деревне бомжующего так же просто, как голубей в Минске. Живет народ, в основном, чем природа подаст: кому рыбки, кому ягод с грибами, а кому и дикого мясца подкинет. Иногда этот доход разбавляется государственной податью в несколько сотен тысяч девальвированных рублей. Некоторым работникам, преимущественно лесхозов, везет более остальных соотечественников. Они становятся девальвированными миллионерами, после выполнения неслабого плана по лесодобыче. И действительно, лес в районах рубят, щепки летят. Да так летят, что рубки главного пользования с прочими-санитарными рубками, как густая шрапнель, поражают объемами даже неприкасаемые зоны ООПТ, такие, как «Красный Бор». Как такое возможно, удивляется Генрих. Уже не первый иностранный гость поражается, спрашивая, почему, проезжая лесом десятки километров, трудно увидеть столетнее толстое дерево!? Но не удивляет это нас, так как его Величество План и поныне правит балом над разумом и природоохранным кодексом.

Глядя на эти опустыненные бензопилами «пейзажи», соглашаемся с утверждением, что главный  враг леса - это не короед, а… лесник. Парадокс, но это так, еще одна составляющая утверждения, что Беларусь - страна чудес и контрастов. Не верите? А кто же, как не лесник, который свел припятские дубравы и вековые боры Беловежской пущи и Красного Бора с Синьшей, что на Россонщине. Кто, как не лесник, опустошил   «рациональным использованием» ягодники на делянках, срубил дуплистые деревья  якобы на дрова, но бросив их гнить в лесу. Кто, как не лесник, продолжает с упорством известно кого сжигать ветки, порубочные остатки в лесу, тем самым уже вторично обедняя лес!?

Интересуюсь у обрусевшего немецкого эколога, допустима ли в Германии или Австрии вырубка дубов и берез вдоль дорог, как на волковысской трассе, вырубка старого сада у парка «Дружба народов» в Минске и приговор парковым деревьям в Горках, или уничтожение Наполеоновского дуба в Бешенковичах. Напомню, все это было санкционировано местными властями в обход существующего законодательства. Генрих уверяет, что подобное просто невозможно в социальной Европе. Подобное нарушение природоохранного законодательства не просто исключено, но и рождение таких вот бредовых проектов с предложениями по уничтожению природного достояния сделало бы их авторов и исполнителей всеобщим посмешищем и стало бы для них карьерным фиаско. Так это у них, но не у нас. Чудеса и только.

Ягодки-грибочки
Сбор грибов и ягоды для большинства местного населения составляет  существенную основу их выживания. А для некоторых семей - единственную. Подсчитано, что белорусские ягодники дают на несколько порядков больше прибыли, чем спиленный в этих ягодниках лес. И, правда, лес можно спилить и продать один раз, в следующий – только через десятки лет. Понятно, что с ягод дома и мебель не построишь, но, может, стоит поучиться рациональному лесопользованию у скандинавских стран? Создавать промышленные ягодные плантации, организовать прием ягод и грибов у населения, перерабатывать и продавать за валюту. А на вырученные деньги покупать у российских соседей их древесину, но сохраняя свои леса, как стратегический запас. И если  продолжать пилить, то только щадящими способами, отказавшись от сплошных лесосечных рубок, похожих ныне на поле боя под Ржевом в сорок первом после танковой атаки. Сегодня же на территориях ООПТ главные, сплошные лесосечные рубки якобы запрещены, но заменены на прочие и санитарные, по которым план лесозаготовок в три и более раз выше, чем по рубкам главного пользования! Такой вот парадокс, Беларусь - страна чудес и контрастов.

Кстати, насчет сбора ягод местным населением с помощью комбайнов. Это считается нарушением. Но ведь всем понятно, что большая часть этих ягод, сданных государству и предприятиям, собраны именно этим методом с большим КПД, чем пальцами рук. А на самом деле такой ли вред черничному кусту от комбайна, как его представляют? Вы видели, сколько листьев остается в корзинке после отделения от них ягод? А я видел. Умещаются в двух ладонях. А видели, сколько площадей ягодников уничтожается при проведении рубок, особенно сплошных лесосечных? Не верите, сходите на любую без исключения белорусскую делянку и полюбуйтесь! Не сравним ущерб, правда же! А ведь по закону эти ягодники обязаны быть сохраненными. Только что-то не припомню, чтобы было наложено хоть какое-то взыскание на лесхозы. А вот оштрафовать скрюченных и обливающихся потом бабулек, собирающих комбайнами ягоды, - это всегда пожалуйста. И много ли заработала на них, страна чудес?! Пожалуй, нет, а врагов уже нажила. Почему же в Финляндии и Норвегии разрешено собирать комбайнами ягоды, а у нас это преступление? У них гражданин оплачивает разовую лицензию, ему выделяют лесной участок. Он берет свой комбайн специально установленного образца с пластиковым напылением-наконечниками на концах спиц, как в массажной расческе. Иди и спокойно собирай, как законопослушный гражданин своей любимой страны. Что же мешает нашей Родине сделать так же, чтобы народ любил ее адекватно? Парадокс и только.

Генрих предполагает, что противостояние карательных госорганов с нарушителями, что называется, из ничего, на пустом месте, будет выгодно для государства до тех пор, пока не поменяется вся концепция. У нас карательные органы существуют для того, чтобы бороться с преступностью и правонарушениями, например, с природными. А в цивилизованных странах они существуют для того, чтобы защищать народ и природу от преступников и преступных посягательств. Чувствуете разницу? У них полиция и инспекция существуют для того, чтобы протоколов и преступных деяний было поменьше. И если в каком-нибудь уездном финском или немецком городке день прошел без происшествий, значит, правоохранительные органы работают хорошо и оправдывают свою зарплату. У нас же с точностью до наоборот, как в стране чудес. Чем больше преступлений, тем больше протоколов, тем лучше показатели, доказывающие эффективную работу.

Итоги первых дней путешествия. Живут местные сообщества на краю земли белорусской, как при феодализме, но все же лучше, чем в российской глубинке. Там живут почти при анархии, соглашается Сергей. Это, конечно, немного радует за Державу и дает надежду, что не все еще потеряно. В конце-то концов, зачем равняться на то, что хуже, как, например, в некоторой части России. Есть же достойные примеры счастливого устройства жизни в гармонии с природой, как у некоторых западных и скандинавских соседей, и даже немного в самой Беларуси.

КОММЕНТАРИИ (20)

bp21 аватар
User offlineOffline

Дорогой Игорь! Спасибо за творчество! С Новым 2012 годом!

Любви, радости, гармонии, счастья и просветления!

Малец аватар
User offlineOffline

Сюда можно еще добавить запрет весельных лодок весной и инспекторов, которые на моторках выискивают нарушителей. И такой парадокс имеется.

Игорь, Вы вот спрашиваете: почему? Вопрос философский и ответить на него с позиции только экологии невозможно.

А чем занимаются общественные организации, партия зеленых? Мне вот любопытно. Авось и я под чье-нибудь знамя стану. Чем они занимаются? Мне так кажется, что от них только популистские проекты и самореклама.

Вы, Игорь, готовы нести в массы то, что только высказали? Я имею в виду возглавить Белорусское Представительство WWF, например, или какую-нибудь другую организацию общей направленности, кроме как только АПБ, занимающейся птушкамi.  

Это реально, как Вы думаете?       

   Я давно несу в массы то что думаю , в плане сохранения Природы-Родины и что вскрываю, в плане природоохранных нарушений. И безусловно делаю-созидаю руками, подключая остальных. Исправляем, так сказать, ошибки некоторых "товарищей", бывает даже успешно. Ранее действовал самостоятельно, начиная с 1980 г. и ни в каких экологических организациях не состоял.  О белорусской партии зелёных мне мало что известно, потому говорить могу только об АПБ , ЭКОДОМЕ и Зелёной сети, в коих давно уже состою.  Мне импонирует их стиль работы, в очень непростых услових прессинга.Особенно АПБ, которая занимается не только птушками, как вы думаете, но и сохранением- созиданием ООПТ.  Их работу можно реально "потрогать руками". И я рад, что часть того что мне удаётся, от печатного слова( спасибо "Дикой Природе", "Родная Природа","Мир животных", СБ , РБ и др.) до материально осязаемого, так- же есть в этом общем списке.

  Что касается WWF, то было бы замечательно , чтобы ещё один воин подключился к защите природного достояния Республики.Как говорится, лишний штык это не лишний рот. Не помешает. Каждая из организаций сильна в чём то, но не во всём. И чем больше равных спиц в колесе, тем лучше оно вращается, лучше результат. Это понимаютпожалуй  многие, от Нас до Их( природососов). Потому, Они упирались и будут продолжать упорствовать появлению малозависимых и неподотчётных организаций, как WWF. Собственно это и обясняет почему этой уважаемой организации до сих пор нету места в Республике. Возможно сейчас, в эпоху новых отношений Белорусско- Русско- Казахстанского братства и распродажи госимущества братьям-алигархам, что то изменится и WWF ворвётся на белорусские просторы "размахивая шашкой" и остальными возможностями перед мордами хамов и им сочувствующим. От чего же тогда не помочь WWF в этом благородном деле.Приглашайте. Я буду учавствовать. 

БАБ аватар
User offlineOffline

Благодарю Игорь за очередную интересную статью.А где эти,упомянутые Вами места в Беларуси,где живут в гармонии с Природой.Не опишите?Или просмотрел.Позитива бы побольше на примерах.Еще раз всех благ.

В Полесском радиационном заповеднике живут в гормонии с природой оставшиеся люди( последние магекане). А возможно  в скором времени и рядом с родиной белорусской АЭСь под Островцом.

Что касается позитива, то его больше в других моих репортажах. Вы действительно, пропустили. См. серию"По следам дикой природы": Ветер Поозерья, части 1-2-3-4", "Дикая речка Пеляка", "Солнце в озере 1-2-3". И сейчас готовлю св. репортаж по Налибокской Пуще.Вчера  вернулся из того леса.

И вам удачии, с Рождеством и Новым Годом.

Game manager аватар
User offlineOffline

Замечательная статья, спасибо. Все подмечно правильно, за исключением одного момента.

Я заметил здесь, и по другим  выступлениям автора, что он против того, чтобы люди могли свободно посещать ООПТ.

Вот цитата, подтверждающая это: "Генрих беспокоится: «А правильно ли, что мы посещаем особо охраняемую природную территорию без уведомления администрации республиканского заказника?»

Не «парься», дорогой Генрих. По существующему законодательству посещение заказника разрешено абсолютно каждому, в любом количестве и качестве, в отличие от заповедника. Более того, на территориях заказников все природопользователи не обязаны спрашивать разрешения и согласовывать свои проекты-действия с администрациями ООПТ."

Мне кажется атор путает понятия.  Посещение ООПТ не является ее пользованием.  И ни с кем согласовывать ее посещение не нужно. Другое дело использование природных ресурсов на их территории - сбор грибов, ягод, охота, рыболовство.  Тут конечно это  должно регулироваться, и режим использования может быть различный.

Я, напримр, посетил за свою жизнь огромное количество ООПТ Северной Америки, как национальных парков, так и провинциальных и всяких других природных территорий.  Только в национальных парках есть плата за въезд на территорию, но внутри парков, как правило, пешком можно передвигаться свободно и забираться в любые  малодоступные уголки. В других ООПТ, кроме нацпарков, никакой платы за вход нет и нахождение полностью свободное для всех.

Потому что основная задача этих территорий - дать людям возможность любоваться,  общаться с дикой природой, а не просто их охранять и никого не пущать.

Гость
аватар

Согласен в плане того что в ЦИВИЛИЗОВАННЫХ и экологически образованных( желающих быть таковыми) нужно впускать на не заповедные участки ООПТ для ОБЩЕНИЯ с природй. Заметьте уважаемый, что там в США в Елоустонском парке и т.п. даже дрова покупаются на пекник в строго отведённом месте, при том что сухостоя и волежника полно кругом.Но брать нельзя, не говоря уже о сбрасываемом в их ООПТ мусоре, даже их же лесниками.

По факту, у нас в Беларуси, для большинства граждан отдыхом и общением с Природой считается схема:Врубить динамики-караоке,распить-разбить бутылку в озере, разжечь костёр дот небес из посмевшей рядом вырасти ёлкой, напиться-нажраться, на берегу забыться и в озере обо....ться!

Не дросли мозгами и душой до осознания себя и своего места в Богом даренной им и нам Природе!

P.S. Читайте "Солнце в озере 1-2-3- части","Лето зовёт дикарей", "Куда приведёт заповедная тропа". Репортажи из ООПТ.

С уважением. Игорь Пастухов.

Game manager аватар
User offlineOffline

Гость писал:
По факту, у нас в Беларуси, для большинства граждан отдыхом и общением с Природой считается схема:Врубить динамики-караоке,распить-разбить бутылку в озере, разжечь костёр дот небес из посмевшей рядом вырасти ёлкой, напиться-нажраться, на берегу забыться и в озере обо....ться! Не дросли мозгами и душой до осознания себя и своего места в Богом даренной им и нам Природе!

С этим тоже согласен, но Вы опять подменяете понятия.  Вы даже представить себе не можете, сколько в Сев. Америке есть людей "несознательных" по отношению к природе. И, заметьте, никто их не фильтрует по принципу - пускать -не пускать. Есть режим пользования природными территорями, и он для всех одинаковый. Нарушил - получи наказание. Для разведения косторов, палаток, стоянок машин есть специально отведенные места, вне их ничего нельзя.  И там тоже есть режим - когда можно караоке а когда нельзя, и какой костер и из чего можно. Зато ходить можно везде. В этом и разница. Но, согласитесь, что запрещать посещать и регулировать прядок посещения - это не одно и то же.

Не люди виноваты,  а службы, которые за это отвечают и не могут навести порядок.

И здесь я Ваше мнение относительно системы управления природными территориями полностью разделяю.

"И воздасться всем по поступкам и вере каждого".

Вот мы и подошли к общему знаменателю-первопричине бед на Белорусских ООПТ. Нынешняя система управления ООПТ ни куда не годится в мягком сл. и даже вредна в большинстве сл.О чём и свидетельствую своими репортажами-расследованиями. На территориях Республиканских заказников нету: заповедных зон,туда вхожи все природопользователи-природососы( особенно лесники с девятью видами рубок(!?)( даже сплошнолесосечная под видом прочей), нет рассчёта антропогенной нагрузки( даже в НП), рекреационные зоны выбраны по принципу , где красивее природа, там и понатыкаем стоянок для народных масс и т.п. Всё это в купе с отсутствием экокультуры превращает ООПТ в проходной двор, место для увесиления, хозяйственный полигон. А кто научит народ уважать Природу? Минобразования? Уже опоздали.Родители? Так они сами такие же "экообразованные", как и их дети. Может быть учредители ГПУ ООПТ, районные исполкомы, совсем "не заинтересованные" в доении ООПТ и строительстве особняков на берегу озера? Правда,ещё смешнее. Да что говорить о сохранении Природы ООПТ, если деревья массово вырубаются вдоль дорог и в городских парках(!?)Какой пример "рационального природопользования" показывает народу власть( о которой премерно вещалназывающий себя куратором ООПТ, Юрий Назаров из УДП), так большая часть этого народа её-власть и копирует.А именно, взять-нажраться  побольше и успеть до потопа!

 Развернуть народ к лесу-Природе передом , а не задницей , могла бы Минприрода.Если бы не её "беззубость" в плане исполнения субектами существующего природоохранного законодательства , её фатальная  зависимость от прихотей совмина, работа в ООПТ далёких от Природы людей( зато близких к телу императора и сёгунов), преследование и выдавливание специалистов, коррупционная связь  местных представителей минприроды с районными, областными и даже городскими администрациями и т.д. 

Кстати по поводу коррупции.Кроме тех фактов которые вскрываю в репортажах, это наглядно демонстрируют свежие истории с массовой вырубкой деревьев в парках и вдоль дорог Республики. Нарушение природоохранного законодательства на лицо( закона о растительном мире в прежней и новой редакции). И во всех этих случаях под решениями местных администраций стоят подписи местных инспеккторов! Всё , финиш, приехали. А точнее, белорусское ощество уже  упало в пропасть, стараниями некоторых представителей власти и рядом пригретых прихлебателей.

P.S. А что же люди? А люди очень даже виноваты. Потому что имеют право выбора хотя бы в мелочах.Потому что все с детства знают , что такое хорошо и что такое плохо.Все ходили в школы.Некоторые продолжают ходить в церкви и костёлы, якобы пытаясь прикоснуться к Божественному, ОДНАКО сойдя со ступенек храма обратно в Мир продолжают в него же плевать. Бог дал человеку право выбора. И по его выбору-вере и получает. Сожалею, что в случаях с издевательствами над Природой, не всегда точечно-адресно, рекошетом задевает остальных.А может всегда?

Малец аватар
User offlineOffline

Вероятно причина в жлобах из ООПТ, которые должны, но по определению не могут зарождать культуру "правильного" восприятия природы. Если не они, то кто? Ну кто?

Жлоб - грубый, тупой, малограмотный, некультурный, невоспитанный, наглый человек.

Гость
аватар

Короче говоря, Беларусь - страна победивших варваров и воинствующего хамства. И, к сожалению, у власти - не господа и князья, а плебс, чернь, люди крайне низкого духовного, нравственного и интеллектуального развития. Власть культивирует в людях все низменное- угодничество,продажность, приспособленчество, лживость, трусость,хамство, пьянство - и оно цветет махровым цветом. Это канстатация факта, а природе-то как помочь? Организовывали б экологи, биологи, зоологи почаще сбор подписей граждан против всяких там вредных для природы проектов. Я думаю, что очень многие подписывались бы с удовольствием.Да и граждан информировать активнее надо через независимые СМИ о состоянии дел в плане охраны-неохраны природы, листовки б бросали в почтовые ящики с информацией о вопиющих фактах надругательств над природой. На это ,естественно, нужны денежки. Но, мне кажется, нашлись бы и благотворители. На ловца, как говорится, и зверь бежит.

ДЕЙСТВИЕ -ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ. Спасайся кто успевает?

Безусловно, денюжки помогли бы очень, но...Во первых независимые экологи спасают Природу за идею, за свой счёт, иногда вскладчину. Спасают . гонимые исполкомами и пр. государственными людьми( благо что не все и среди них есть союзники,даже в исполкомах, но об этом тсс...). Во вторых . подписи-протесты граждан де факто собираются, естественно с риском для свободы.Но экологи идут и на это. А кто, как не мы? Свежий пример, сбор подписей против вырубки мнского парка" 40лет Октября", под застройку гостиницы Пекин(см. интернет). Тане Новиковой, низкий ей поклон,взявшей на себя это знамя удалось преостановить рубку.Но пока ПРЕОСТАНОВИТЬ.Но ведь удалось.

 Анархисты, гонимые властью, зашиповали спицами деревья, сделав их не по зубам природососам-изуверам Природы из чиновничьих кабинетов. Незаконно? Ну и х..н с этим.Беззаконие всегда  пораждает беззаконие. На каждое действие в Природе, ВСЕГДА находится противодействие. Таков закон и ни кто его не отменит, ни чиновники, ни карательные органы, НИ КТО.Ибо не они эти законы принимали и утверждали, а в небесной канцелярии. И там же принят хороший закон, каждому по поступкам его. Поэтому, если кто из этих чиновников читает эти строки, напоминаю сл. Бумеранг обязательно вернётся. Не удивляйтесь, что за уничтоженное дерево, оплёванное озеро и т.д. что нибудь у вас отсохнет. Лучше чтобы это происходило с исполнителями, чем с их детьми и др. близкими.Они то тут причём.Вроде как бы ребёнок за родителя не ответчик. Но это с нашей . человеческой точки зрения, часто эгоистичной.Но по Богом данному закону, иногда, родительский грех искупают невиновные дети.Подумайте об этом, господа.

В третьих, по поводу сбора денег, листовок и вообще организации экологических акций протеста. Государство рабочих и крестьян в 1917 г.создавали не дураки, а умные сволочи, воспитавшие достойных последователей. И многие правила управления сохранены и даже преумножены. Ни какой правящий государственный аппарат в мире не радует присутствие самодостаточной опозиции, политической, экономической , или экологической. Догадываетесь, к чему я об этом. Посмотрите свежие законоДРательные акты и распоряжения и вы поймёте почему-" больше двух не собираться". Но природе не укажешь. Помните, каждое действие ВСЕГДА рождает ответное противодействие. Как инапример партизанщина,  например в виде шипования деревьев.А что следующее? Очередной штурм Зимнего Дворца? Грабь награбленное? Этот процесс можно преостановить,но на время. Его не удержать.Глупцы, кто думает иначе.

 Сегодня шипование, а завтра что? Природососы-Чиновники в упор тупыми мозгами не доходят, что своими шкурными-близорукими действиями за здравицу всех тех кто ел-жрал и будет есть других, они раскачивают ВСЁ и ВСЕХ : НАШУ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЛОДКУ, СО ВСЕМИ Нами и ими, с сытыми и голодными, богатыми и не очень. И когда эта лодка перевернётся, то на всех спасательных кругов не хватит.А кому хватит, тот долго не протянет в холоде и голоде. И ни какие связи, лексусы, звёзды на погончиках, счета в банке и золотые зубы не помогут. Ни кому. Ни кому!

Ратмiр аватар
User offlineOffline

Дзякую за цікавы артыкул, Ігар! ;)

Игорь Пастухов писал:
Каждый раз, когда была попытка поговорить на белорусском, натыкались на удивление в лучшем случае и настороженность - в худшем. Потому после третьего дня путешествия мы оставили этот эксперимент.

Вельмі дзіўная рэакцыя, шчыра кажучы! За тыя чатыры гады, што мы актыўна кантактуем з людзьмі ў навокольлі нашага хутару (Полацкі р-н, Гомельскі с/с), падобнай рэакцыі практычна ні разу не было, нават наадварот - ставяцца вельмі станоўча, усьмяхаюцца, хваляць, пачынаюць распавядаць аб тым, як яны самі раней размаўлялі, але... (і далей шэраг усім вядомых чыньнікаў). Таму хацелася б зьвярнуцца да ўсіх - калі вы адчуваеце жаданьне, абавязкова размаўляйце на роднай мове й не хвалюйцеся - усё будзе ўспрынята добра ;)

Игорь Пастухов писал:
Как такое возможно, удивляется Генрих. Уже не первый иностранный гость поражается, спрашивая, почему, проезжая лесом десятки километров, трудно увидеть столетнее толстое дерево!?

Мяне таксама гэта заўсёды ўражвала! Так шкада бачыць, што на Беларусі зараз па сутнасьці не засталося сапраўдных лясоў, толькі "лесапасадкі". Радуе толькі тое, што ёсьць мясьціны як наша паазер'е, дзе вельмі шмат нізін і ўзгоркаў, азёр і балотцаў, дзякуючы якім становіцца немэтазгодна вырубаць лес у гэтых мясьцінах і ў нас ёсьць магчымасьць адчуваць захапленьне ад выгляду сапраўдных лясных волатаў! :) Нажаль, такіх месц усё ж такі вельмі мала ў параўнаньні з астатнім прасторам...

Гость
аватар

Не удивляйтесь, что за уничтоженное дерево, оплёванное озеро и т.д. что нибудь у вас отсохнет. Лучше чтобы это происходило с исполнителями, чем с их детьми и др. близкими.Они то тут причём.Вроде как бы ребёнок за родителя не ответчик. Но это с нашей . человеческой точки зрения, часто эгоистичной.Но по Богом данному закону, иногда, родительский грех искупают невиновные дети.Подумайте об этом, господа.
_______________________________________________________________________________
Каждый искупает свои личные грехи в настоящем или будущих воплощениях. То, что для нас кажется искуплением родительских грехов, на самом деле - искупление своих собственных, но совершенных в прошлых воплощениях. Каждый человеческий Дух воплощается в нужное время в нужном месте. Почитайте Абд-Ру-Шина "В свете истины". В интернете есть электронный вариант этой книги.
Ну а я все-таки снова про экологический ликбез. Ну может позаимствовать что-то ценное из опыта иностранцев в плане экологтческого просвещения людей.

Гость
аватар

Про экологический лекбез и опыт от иностранцев. Было бы замечательно.Но кто дозволит? Власть?Разве ей выгодны экологическое грамотное население? Этой власти ни когда.Может быть Минский -Гродненский исполкомы и заодно Косинец( пред. Витебского исполкома)думают иначе? Тогда жили бы деревья в Румлёвском-Октябрьском парках, яблоневые сады Миорщины, Полоцкий скверик на берегу Двины,деревья парка в Горках и вдоль трассы Р-112.

Гость
аватар

Не понимаю, как можно хвалить автора, который с какой-то паталогической ненавистью клеймит позором лесную отрасль и ее работников? "Кукушка хвалит петуха, за то что хвалит тот кукушку?" Г-н Пастухов вообразил себя "лыцарем на белом коне, с обнаженным мечом Правды!". "Лыцарям", господин Пастухов, не пристало такое неблагородное поведение. Не так давно на сайте был материал "Как я была лесником" или что-то подобное, точно не помню. Так вот, стоило бы почитать его господину Пастухову и тем кто его хвалит. Это вам не "журналистско-исследовательские экспедиции" проводить. Хотя до названия достойным словом "журналист" вам ой как далеко, а исследованиями вообще здесь не пахнет. Обычные путевые заметки, с потугами на глубокомыслие. Тем кто не владеет достоверной информацией о лесах советую почитать "Лесную газету", "Лесное и охотничье хозяйство", другие источники, да и на сайте "Дикой Природы" была информация, о том, что площадь лесов в республике растет, в том числе и спелых (это там, где толстые деревья). А рубить лес необходимо. Почему-то господа "заклеймители" предпочитают мебель и т.п. из натуральной древесины, а не из ДСП и пластмассы. Да, есть недостатки в лесу,также как и в других отраслях. Ну и что? Их устраняют, стараются. Не ошибается тот, кто ничего не делает, или возит непонятных господ по местам, которые помогают очернить свою страну. Это, как пробраться тайком с иностранцами к кому-нибудь в дом и показывать пыль и отставшую штукатурку в, прошу прощение, туалете, за, прошу прощение, унитазом. Не гоже, господин "лыцарь", не гоже. Кстати, к слову, вырубка деревьев вдоль дорог и в парках вообще к "лесникам" никакого отношения не имеет.

"Дорогому" гостю и "ЛЫЦАРЮ" лесной отрасли.

Ваш коментарий , похожий на заказ от вашего хозяина, принимаю к сведению. А за одно, как награду за успешную работу.Не вам меня оценивать какой я журналист, эколог и т.п.Руки ещё не выросли, потому что вы всего лишь"Гость". Но раз критикуете, значит на вас с вашей отраслью шкура горит.Чем больше вы хамите Природе, тем больше злите меня. В хвалёной вами и НУ очень "правдивой" "Лесной газетке" и др. Государственных изданиях не рискнули написать про мусорные свалки в заповедном лесу( см. Куда приведёт заповедная тропа), о том, как в моём заказнике на берегу вырезали сосны( ну конечно же законно)и как лесники резали потиху Шайкунский ПАРК помещиков Сволькенов и Ольшевскую аллеею в НП Нарочанском. А похвасталась ли  ваша"Лесная газетка", что Беларусь входит в десятку самых облесённых европейских стран, но при таких темпах рубок через 50 лет у нас НЕ ОСТАНЕТСЯ естественных насаждений, даже в заказниках(!!!) Это официальное утверждение Академии Наук.И вы верно заметили, "Дикая Природа" об этом также информировала(видать вы не заметили, читайте регулярней).

Ваше брызжание слюной ещё больше убедили меня в правильности того что делаю.Ждите и трепещите.И хорошо что кроме вас "Гостей", меня оценивают  и помогают другие уважаемые люди( даже государственные , с риском) и организации (напр. ООН ,WWF,Минприроды),др.издания( иногда Государственные СМИ) ,  и конечно же  Природа. А раз Природа на моей стороне, значит я делаю правильно,что в моих силах, способностях и возможностях. А что вы для неё сделали? Или только брали?

P.S. Разница между нами в том, что вы пришли уничтожать в этот Мир то, что Мы пришли сюда любить. В том ,что вы пилите, осушаете,уничтожаете и продаёте за свои серебрянники Природу ,а значит и Родину любому,китайцам, россиянам, даже американцам . Всем, кто хорошо заплатит и обеспечит ваше сытое пребывание на "хлебном" месте.А ещё разница между нами в том, что вы и вам  подобные прячите лицо, под личкой "Гость".

Гость
аватар

Не понимаю, как можно хвалить автора, который с какой-то паталогической ненавистью клеймит позором лесную отрасль и ее работников... Тем кто не владеет достоверной информацией о лесах советую почитать "Лесную газету", "Лесное и охотничье хозяйство". другие источники,
_______________________________________________________________________________________

Может нам еще газету "Советская Белоруссия" почитать и БТ посмотреть? В нашей сране не только площадь лесов увеличивается, а еще и ВВП растет страшными темпами и реальная зарплата увеличивается(при чудовищной гиперинфляции) и много других чудес происходит.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Не ошибается тот, кто ничего не делает, или возит непонятных господ по местам, которые помогают очернить свою страну. Это, как пробраться тайком с иностранцами к кому-нибудь в дом и показывать пыль и отставшую штукатурку в, прошу прощение, туалете...
_______________________________________________________________________________________________

Патриот своей страны не тот, кто показывает иностранцам "потемкинские деревни", а тот, кто видит недостатки у себя на родине, вскрывает их, привлекает к ним внимание общественности, заимствует лучшее у ближних и дальних соседей и пытается внедрить это у себя в стране.
А что касается "показывать пыль и отставшую штукатурку тайно проникшим в страну иностранцам", так не смешите людей своими литературными изысками(вы случаем не чергинец или рубинов).Любой, кто пересекает западную границу Беларуси, заметит большую разницу между ними и нами и это сравнение не в нашу пользу. Я довольно часто езжу по Беларуси и очень многие места мне напоминают хоздвор нерадивого хозяина и совершенно не нужно специально выискивать такие места. Их достаточно и в городах и за их пределами.

Гость
аватар

По этому поводу можно сказать только одно: "Паталогия".
Да еще от Крылова и от народа:
"Ай Моська, знать она сильна, коль лает на слона".
"Собаки лают, а караван идет".

Luchs аватар
User offlineOffline

Статья хорошая, проблемы поднятые - актуальные.Успехов.


© 2010 УП «РИФТУР»
УП «Рифтур» - единственное белорусское издательство, специализирующееся на выпуске краеведческой литературы.

Реклама на сайте: (8-017) 203-27-14, 226-94-90


Наш адрес:
Республика Беларусь 220004
г.Минск, пр.Победителей, 19А-17

Полезные ссылки


Тел.: (017) 226-94-90, 226-94-32
Факс.: (017) 226-94-90
wn@tio.by

разработка сайта
Предупреждение! Информация, расположенная на данном сервере, предназначена исключительно для частного использования в образовательных целях и не может быть загружена/перенесена на другой компьютер. Ни владелец сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие физические или юридические лица не могут нести никакой ответственности за любое использование материалов данного сайта. Входя на сайт, Вы, как пользователь, тем самым подтверждаете полное и безоговорочное согласие со всеми условиями использования. Авторы проекта относятся особо негативно к нелегальному использованию информации, полученной на сайте.